Есть ли жизнь… без гаджетов

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий. На сегодняшний день миллионы людей по всему миру проводят большое количество времени в Интернете за общением в чатах, ICQ, электронной почте, различных социальных сетях, а также блуждают по бесконечным количествам сайтов или играют во всевозможные виртуальные игры, в том числе и азартные.

Компьютер удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен человек. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи, и особенно в трудных жизненных ситуациях. Они настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в сутки в виртуальной реальности. Психологи отмечают, что все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. Появился специальный термин — «компьютерный синдром».

При частом и длительном просиживании за компьютером формируется психологическая зависимость, хочу отметить, что она тяжело лечится. Болезненная зависимость развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается просмотром различных сайтов, заводит знакомства в социальных сетях, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени.

Чаще зависимыми от Интернета становятся подростки, у которых есть проблемы с родителями или с друзьями, они больше подвержены зависимостям, чем их более счастливые сверстники.

Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от Интернета. Точнее, не от Интернета, а от того варианта общения, который он предлагает. Становясь заядлыми пользователями ПК, молодые люди уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми задачами.

Родители, которые в большей степени ответственны за жизнь своего ребенка, должны быть всегда на шаг впереди — это означает отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Быть в курсе того, что происходит в его жизни, что он чувствует, к чему проявляет интерес, с кем дружит. Важно формировать у ребенка обязанности по дому, по хозяйству и чувства ответственности и его значимости в семье.

Что же делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности? Это доступность, анонимность и простота использования; чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего виртуально актуальные потребности; неограниченный доступ к информации.
Дети с особенностями в развитии нервной системы больше всего подвержены игровой зависимости. Резкие звуки и молниеносная смена кадров приводит к раздражению центра судорожной активности. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, для ребенка кажется реальным — часто даже более реальным, чем действительность.

Происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков. Часто дети примеряют на себя роль своего игрового персонажа. Проявления переноса могут носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней) характер. Попытка идентифицировать себя с агрессивным персонажем может переноситься в реальный мир, в реальные отношения. Живя жизнью своего героя, ребенок включается в виртуальную жизнь, забывая о реальной. Общаясь от лица своего персонажа с окружающими, игроки хуже распознают реальные человеческие чувства и эмоции.

Чрезмерное просиживание за компьютером приводит и к изменениям со стороны здоровья. Это не только психологические нарушения, но и проблемы с позвоночником, руками, зрением, психикой, сном, а также информационные перегрузки. Играя, ребенок, практически не отрываясь, смотрит на экран, что в свою очередь приводит к напряжению и переутомлению глаз и, в конце концов, к развитию синдрома сухих глаз, патологии зрения. Длительные просиживания у экрана оказывают влияние на сон и психику — закрывая глаза, игрок видит картинки из игры, которые мешают заснуть.

Перевозбуждается кора головного мозга, при этом не только затруднено засыпание, но и сон становится некачественным, а отдых неполноценным. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только специалист). Например, нарушения в эмоциональной сфере — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки гнева. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического развития. У таких детей хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Расстояние от экрана до глаз должно быть 50-70 см, с обязательно перпендикулярной линией зрения, к центру экрана ПК, угол рассматривания изображения информации на экране должен быть не меньше 450. Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению, и те, кто имеют хронические заболевания, должны пользоваться ПК не большее 10 минут в день, не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

У Интернета есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это — значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, может быть очень опасен и принести немало бед. Конечно, это не значит, что нужно непременно искоренить его, как предмет зла, просто важно относиться к нему не как к средству развлечения; стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда мы не будем получать негативные последствия от его использования.

И.В. БАБКИНА,
психолог ГБУЗ «Центр
медицинской профилактики»
министерства здравоохранения Краснодарского края