Служили два товарища

Говорят, что человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Действительно, понять самих себя и свое место в жизни, можно только понимая исторические процессы. Сегодня мы прикоснемся к событиям почти сорокалетней давности.

В 1979 году СССР ввел свои войска в Афганистан. Основная причина — необходимость пресечь развитие гражданской войны в соседней республике и поддержать сторонников социализма. Жители Горячего Ключа — Юрий Иванович Попов и Георгий Иванович Совков — ветераны войны в Афганистане. Им довелось принять участие в боевых действиях почти в самом начале этого конфликта. Боевые товарищи в то время, они остаются друзьями по сей день. Мы встретились с ними, чтобы из первых уст узнать, что происходило в соседнем государстве в те годы.

Старшему следователю, начальнику следственного отделения Горячего Ключа, заместителю начальника милиции Юрию Попову было 35 лет, когда в сентябре 1980 года, в звании капитана он срочно был командирован в Ташкент, в Афганский учебный центр для прохождения подготовки. Здесь он узнал, что Комитетом государственной безопасности СССР создана группа «Кобальт». Этот отряд специального назначения сформировался из работников МВД, в него вошли лучшие оперативные сотрудники Советского Союза.

В задачи спецотряда входило оказание помощи афганским коллегам в борьбе с бандитами, пресечение деятельности иностранных спецслужб, выявление каналов поступления оружия и боеприпасов. Группа состояла из пяти отрядов по 60 человек каждый. Из Краснодарского края в «Кобальт» направили восемь человек. Уже в Ташкенте все они и познакомились.

Несмотря на то что каждый имел опыт службы в армии, участники спецотряда прошли дополнительную боевую подготовку, включавшую в себя стрельбу, бросание гранат, подрывы. Был отдельный теоретический курс, на котором инструкторы постарались передать понимание жизни и культуры мусульманской страны, обычаев населяющих ее племен. За короткий срок надо было разобраться в политической обстановке республики, изучить состав различных бандформирований. Для переброски готовили самый большой транспортный военный самолет того времени «Антей».

В него загружались военная техника, вооружение, боеприпасы, продовольствие, палатки, «буржуйки», топливо, кровати, обмундирование, экипировка и т.д.

Подготовка заняла 20 дней, после чего группу «Кобальт» в полной боевой экипировке переправили в Афганистан. Место назначения они узнали, только когда самолет поднялся в воздух, — их ждала провинция Герат. Палаточный лагерь разбили недалеко от одноименного города. Началась служба по выполнению поставленной задачи. Отряд, в который вошел Юрий Попов, выполнял ее в тесном взаимодействии с силами регулярной армии. Когда войска входили в какой-либо кишлак (иногда с боем вытесняя оттуда моджахедов), дознаватели и следователи МВД начинали свою основную работу.

Все жители населенного пункта — мужчины, женщины, дети — собирались в одном месте под вооруженной охраной. Среди них вполне могли оказаться душманы, выдающие себя за мирных жителей — их выявляли и задерживали. Общаться приходилось через переводчиков — в составе отряда были таджики и узбеки — язык у них похож на афганский, поскольку имеет общие корни. Выявляли руководителей бандформирований, внедряли свою агентуру, пресекали контрабанду наркотиков.

В ноябре 1980 года группа переселилась непосредственно в Герат. От бывшего местного губернатора нашим солдатам достался особняк, который был укреплен для защиты от возможного нападения. Дальше действовали совместно с местной милицией. Особую сложность представляли воинственные пуштунские племена. Горные кочевники были неуловимы и опасны. Но именно они — основные поставщики оружия и наркотиков.

— В чем заключалась наша работа? Например, где-то возле границы с Ираном едет автобус, набитый жителями-крестьянами и их скарбом. Но точно также в этом автобусе могут находиться и переодетые моджахеды, — рассказывает непосредственный участник боевых действий Юрий Попов.

— На контрольно-пропускном пункте, под прикрытием усиленной охраны, пассажиры выводятся и опрашиваются. Рядом, в двух шагах, стоит БТР, в котором находится переводчик и завербованный нами член одной из группировок. Он через бойницу видит каждого задержанного человека и опознает мятежников. По рации тут же сообщают охранникам, и моджахеда задерживают, связывают и отправляют в нашу войсковую часть. Там его допрашивают, выявляя ценные сведения, и решается его дальнейшая судьба.

У Георгия Ивановича Совкова задача в «Кобальте» была другая. На момент призыва Георгий был старшим инспектором Управления уголовного розыска Краснодарского края. Поэтому в Афганистане он работал в тесной связи с местной милицией, в «отделе защиты революции», непосредственно в городе Герат. Нужно было помочь афганским коллегам наладить оперативную работу.

— Несмотря на проведенную подготовку в Ташкенте, мы прибыли в Афганистан, как на Луну: совершенно другая жизнь, менталитет, религия, культура, — рассказывает Георгий Совков. — Приходилось срочно вникать и адаптировать имеющиеся навыки и опыт оперативной работы под новые условия. Мы были первой советской группой в Афганистане, те, кто был после, использовали наши наработки, адаптация следующих групп «Кобальта» проходила гораздо легче. Я начал сам изучать фарси, потому что переводчик не всегда был под рукой. Да и часто были сомнения в том, что переводчик верно доносит мои вопросы и ответы собеседника.
Задача состояла в том, чтобы подобрать людей из местного населения, которые могли бы давать сведения о ситуации внутри страны. Заниматься этим было крайне опасно. Это все равно, что по Горячему Ключу ходит какой-нибудь араб и общается с жителями — делать это незаметно не получится. Напасть могли в любой момент, так что наши ребята на всякий случай в кармане всегда носили гранату — чтобы не даться живым в плен и избежать пыток.

— Иногда вечерами не давала заснуть мысль, а смогу ли я подорвать сам себя, хватит ли духу? — вспоминает Георгий Иванович. — В конце концов ведь все равно «пришьют», но лучше тогда уж сам себя — сразу и без мучений.

Работа, проделанная группой, позволила советским войскам ориентироваться в том, какие в провинции Герат действуют бандитские формирования, их численность, состав, расположение, перемещения. Задача была сложной, потому что днем душманы ведут себя как обычные граждане, а ночью берут автоматы и занимаются контрабандой или нападениями на «шурави» (так называли советских военнослужащих и гражданских).
Георгий Иванович привел в пример два наиболее значимых результата работы своего отдела. Первый: им удалось выйти на базу подготовки моджахедов, расположенную в соседнем Иране.

Были получены списки прошедших через нее людей, и далее по этим спискам работали силы афганского комитета госбезопасности — выявляли, задерживали, обезвреживали. Второй яркий результат — завербованные агенты передали информацию о том, где находится крупнейший в провинции Герат склад вооружения и боеприпасов душманов. Он располагался в горах, в глубоких пещерах, и «достать» его артиллерийским или ракетным огнем было невозможно, он был неуязвим. И тогда советскими войсками была применена так называемая «вакуумная бомба». Ее принцип действия заключается в том, что после падения на поверхность земли взрывной газ распространяется по всем щелям и пещерам под землей и затем уже детонирует. Таким образом склад был полностью уничтожен.

За отличную службу и выполнение поставленных задач боевые товарищи не раз были отмечены наградами. Наиболее значимы для Юрия Ивановича Попова медали «От благодарного афганского народа», «Воин-интернационалист» и почетная грамота от министра внутренних дел СССР. Георгий Иванович Совков имеет медаль «За отвагу».

В настоящее время патриоты России продолжают общаться и дружить. Они являются членами Совета ветеранской организации воинов-афганцев. Активно участвуют в общественной деятельности Горячего Ключа, занимаются патриотическим воспитанием молодежи.

Юрий СЕМЕНОВ