О братьях наших меньших… подколодных

На улице потеплело, и окрестности города вновь оживились. Местные жители и гости Горячего Ключа смело отправляются в лес на пикники, в походы и просто на оздоравливающие прогулки. Проснулись не только туристы, но и обитатели здешних чащоб — змеи.
Как обезопасить себя и не допустить вероятности быть укушенными, узнали гости «Открытого пространства» на интеллектуальной площадке, где прошла лекция «Загадочные существа — змеи». Эксперт Андрей Чушкин опроверг самые распространенные заблуждения о змеях, рассказал о том, какие ужи и гадюки водятся в окрестностях Горячего Ключа.
А боитесь ли вы змей так, как боюсь их я? Уверена, что да. Признаться в этой слабости без ущерба для репутации можно, даже если вы суровый брутал, не выходящий из образа нормандского викинга. Змеефобия в рейтинге страхов человечества занимает лидирующие позиции. Может, страхи наши происходят от незнания, а змейки-то на самом деле белые и пушистые? За ответом на этот вопрос в «Старый замок» и пришли участники очередной встречи. В течение двух часов им предстояло вглядываться в глаза собственным страхам и пытаться их преодолеть под чутким руководством эксперта в области серпентологии Андрея Чушкина. Беседа была увлекательной, мы узнали так много нового, что по окончании встречи некоторые из нас смогли, преодолев инстинкт самосохранения, дрожащими пальцами прикоснуться к коже рептилий. Живых и довольно сонных удава, варана и эублефара принесли специально для того, чтобы дать возможность поближе познакомиться с удивительными «зверюшками» (на лицо ужасными и, кто там знает, какими внутри).
Это было лирическое отступление, а теперь вернемся к началу встречи. Андрей Эдуардович является членом Совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, биологом, старшим научным сотрудником лаборатории полевых исследований Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, и кому, как не ему, лучше знать все привычки, повадки, пищевые предпочтения и тайны фибр змеиных душ.

Ни рыба ни мясо
Повествование о непростой жизни ползучего племени Андрей Чушкин начал с эры, когда деревья были большими, а у змей еще имелись ноги. 375 миллионов лет назад появились первые животные, так сказать, ни рыба ни мясо, то есть уже не водоплавающие, но еще и не сухопутные. Переходная форма от рыб к земноводным. Смело шагая пока еще имеющимися конечностями тернистыми и запутанными путями эволюционными, предки нынешних змей трансформировались в четвероногих рептилий, напоминающих современных варанов. Шло время. 200 миллионов лет назад условия на поверхности планеты напоминали аншлаг в советской общественной бане. Высокие влажность и температура поспособствовали буйному росту растительности, в листве которой находили кров насекомые гигантских размеров, а те, кто ими питались, имели габариты еще более внушительные.
В условиях столь позитивной кормовой базы множилось разно-образие родственников динозавров — первобытных рептилий. Но, как это бывает, наступил момент, когда им на земле стало тесновато, и, не придумав ничего лучше, кроме насекомых, они стали поедать близких себе особей. Возникла пищевая пирамида, на вершине которой были страшные динозавры типа раптора, а ниже те, кем они питались, и те, кого поедали те, кем они питались, и так далее до самой безобидной ступени. Все, кто теснился в основании пирамиды, отчаянно искали возможности для выживания. Предки змей ушли под землю. Одни научились самостоятельно рыть норы, другие проникать в уже имеющиеся полости.

Поднимите мне веки…
Как и любое зрячее существо, попавшее в абсолютную темноту, новоиспеченные подземные жители стали инстинктивно зажмуривать глаза, пряча их от возможных повреждений, да и, в общем-то, за ненадобностью. За что боролись, так сказать, на то и повлиял эволюционный процесс.
Через сотни тысяч лет верхнее веко приросло к нижнему, и змеиные пращуры утратили возможность не только видеть, но и просто открывать глаза. Изменения коснулись и других органов. Слуховой проход тоже закрылся. Тело удлинилось. Начали редуцироваться и исчезать конечности, мешавшие продвижению по узким лазам.
Пока рептилии, попавшие под землю, переживали все эти метаморфозы, на поверхности произошли геоклиматические изменения, сделав среду обитания более комфортной и менее опасной для предков современных змей. Те, недолго думая, решили выползать на свет божий. Охотников-гурманов-ценителей змеиного тела поубавилось, многие просто повымирали. Об этом свидетельствует тот факт, что в юрский период существовало 25 отрядов рептилий, у каждого из которых еще были свои семейства, роды и виды. Сегодня осталось всего пять отрядов и в общей сложности около 300 видов змей.

Не гипнотизирует, а фокусируется
Естественно, выбравшись наружу, змеям захотелось узреть все достопримечательности и опасности нового мира. Вновь на помощь была призвана эволюция. Эта практичная дама позволяет закрепиться полезным для вида мутациям. В результате одной из таковых верхнее веко, приросшее к нижнему… нет, не открылось, а стало прозрачным. Змеи вновь получили способность видеть, правда, не очень четко, как бы через очки.
Андрей Чушкин привел интересный пример, иллюстрирующий последствия этого процесса. Он отметил, что те истории, в которых описывается, как удав гипнотическим взглядом заставляет кролика лезть к нему в пасть, — просто выдумки. Змий не может моргать (подвижного века-то нет). Да. Он смотрит на кролика, но видит он его очень плохо, так как эти линзы (то есть прозрачные веки) не всегда находятся в чистом и максимально незамутненном состоянии. А в период, предшествующий линьке, змее лучше и вовсе на глаза не попадаться, она становится очень раздражительной. Это и понятно — сам процесс отторжения кожи неприятен, она почти полностью слепнет, так как под старой шкурой (в том числе и под линзами, являющимися ее частью) образуется жидкость, способствующая лучшему скольжению кожных покровов. Растут змеи только от линьки к линьке в небольшой период, когда новая кожа еще свежа, эластична и хорошо растягивается.

Откель у них ноги растут?
«Крылья, ноги… Главное — хвост!» — так решили предки змей, уйдя под землю. Конечностей они, конечно же, лишились. Но не все и не всех. Задние у некоторых видов остались в качестве своеобразного наследства от самых древних предков. Эту часть скелета, похожую на тазобедренные кости, Андрей Чушкин показал участникам «Открытого пространства», чтобы уж точно развеять последние сомнения скептиков.
Кстати, именно изучая скелеты рептилий, ученые пришли к выводу, что пра-пра-змеи раньше бегали на своих четырех, а не ползали. У самцов питонов внутренние ноги и сегодня можно нащупать. Два когтя, которыми заканчиваются конечности (правый и левый), слегка выступают у основания хвоста.
И этот факт стал ярким, но не единственным откровением вечера. Знаете ли вы, дорогие читатели, что у змей, так же как и у других рептилий, нет ни сальных, ни потовых желез. Их кожа не склизкая (вопреки бытующему мнению), а всегда сухая. Она может быть и теплой, и прохладной, так как температура их тела зависит от температуры окружающей среды.
Головной компьютер
После подземного апгрейда, кроме зрения и слуха, которые ослабли, у змей появились дополнительные органы. Там, где нельзя узреть глазами, можно увидеть, ощущая тепло. У некоторых видов имеются по нескольку отверстий на морде. Это термолокаторы.
Отдельные функции в ходе эволюции получил и язык. Это вовсе не жало, как полагают некоторые, а орган осязания, обоняния, тактильного ощущения. Многофункциональное природное устройство помогает собирать информацию о внешней среде. Язык, раздвоенный для большего охвата, улавливает молекулы запаха в воздухе, его температуру, направление и скорость ветра, ощупывает почву, по которой ползет змея. Потом рептилия заправляет его в пасть и подкладывает под верхнюю челюсть. Там ждет главный компьютер. Якобсонов орган, так он называется, считывает всю собранную информацию и отправляет ее в головной мозг, где данные анализируются, и змея принимает решение — куда, как и зачем ей двигаться.
Из интересных моментов вечера «Открытого пространства» можно также подчеркнуть рассказы о питонах и удавах. Вы умеете их различать? Как признался Андрей Эдуардович, задача это непростая даже для специалистов. Виды схожи и окрасом, и размером. Разница же в том, что удавы живородящие, а питоны яйцекладущие. Самка крупного (порядка семи метров) питона может произвести до 150 яиц, а «удавиха» такой же длины родить около 30 змеенышей. Кстати, анаконда вынашивает своих малышей, так же как и мы, — девять месяцев. Несмотря на то что эти змеи довольно крупные, нет у них ни завтраков, ни ужинов, а есть только «полугодники». Трапезничают эти гиганты примерно раз в шесть месяцев. Гоняться за добычей при таких размерах им сложно, поэтому ползучие хитрецы ведут засадную охоту. Находят какую-нибудь ветку над тропой к водопою и ждут, когда мимо пройдет кто-нибудь вкусненький.

У ужа глаза велики
У нас, к счастью, нет вероятности выступить в роли десерта для какого-нибудь особо крупного гада. Змейки, проживающие в Горячем Ключе, куда менее опасные, но при этом не менее интересные. Все разнообразие представлено в основном ужеобразными. Это группа неядовитых змей, населяющих все континенты, кроме Антарктиды. Есть в окрестностях города и гадюки. Кого не стоит опасаться, а с кем лучше не позволять себе вольностей? Исчерпывающие ответы на эти вопросы от Андрея Чушкина заставили зрителей «Открытого пространства» замереть в изумлении. По итогам ликбеза большинство рептилий были реабилитированы, некоторые, к сожалению, посмертно. О, сколько раз, увидев в огороде незнакомого ползучего гада, местные жители, не разбираясь, рубили с плеча по безобидному животному острой тяпкой? А ведь зря!
В Краснодарском крае обитает 25 видов рептилий: около 11 ящериц, 14 — змей (из них шесть видов гадюк). Биоразнообразие очень высокое, благодаря широкому спектру местных климатических зон и ландшафтов. Кому из них повезло больше остальных, так это ужу обыкновенному. Его репутация, так же как и внешний вид, хорошо известна населению и не вызывает опасений. Желтые височные пятна, так называемые ушки — гарант добродетели. Но, как оказалось, видов ужей у нас несколько, и только у «обыкновенного» есть эти желтые «маячки». Причем они могут быть от бледно-желтых (почти белых) до ярко-оранжевых. А окраска тела способна варьироваться от почти черного до серого.

Он вам не кобра
Разрешите вам представить — большеголовый, или колхидский уж. Собственной персоной. Его иногда путают с коброй или гюрзой. Возможно, безобидному бедолаге такое уважение льстит, но чаще, наверное, вредит. Голова у ужа действительно выглядит помощнее, чем у ползучих собратьев. Сразу после рождения на ней видны ярко-белые височные пятна, но со временем у самок «ушки» темнеют и становятся малозаметными. Размеры змеиных дам достигают двух метров. Мощная голова и грифельно-серый цвет самки как раз и породил слухи о том, что у нас в горах Краснодарского края водятся кобры или гюрзы. То, что однозначно выдает в них представителей ужей, — так называемая «клавишная» окраска брюшка. У всех представителей данного вида она одинаковая. Ареал обитания большеголового колхидского ужа начинается именно с Горячего Ключа и далее распространяется на Апшеронский район и к границам Абхазии.
Ползучий каннибал,
змей-исцелитель и …
А вот водяной уж. Он обитает как в пресных, так и в соленых водоемах и приводит людей в трепет. Эти змейки совершенно безобидны. Но что же нас пугает в них? Понты! Вот свойственен им нормальный такой пацанский змеиный выпендреж (простите за жаргонизмы). У водяного ужа ярко выраженная треугольная голова. Он может подниматься в стойку, уплощать шею наподобие капюшона кобры, громко при этом шипеть и даже делать выпады, имитируя готовность к броску. Но кусать этот артист никого не будет. Обычно данных манипуляций ему достаточно для того, чтобы обратить врага в бегство и напугать человека ну или получить от него палкой в лоб. Тут уж как ужу повезет. У него нет височных пятен, а рисунок на теле напоминает шахматную доску. Вот из-за этого рисунка бедного ужа называют шахматной гадюкой и уничтожают почем зря. Но окраска брюха у водяного ужа та же, что и у безобидных сородичей — чередование черных и белых клавиш.
Ярким многообразием расцветки выделяется в наших окрестностях медянка. Она может быть от бледно-серой до кирпично-красной. Через глаз змеи идет темная полоса, она присутствует при любой окраске. Встреча этого безопасного для человека существа с другими змеями для последних может оказаться фатальной. Медянка питается не только ящерицами, но и своими сородичами, в том числе ядовитыми. Это внутривидовое хищничество. Вырастая до 70 см, она может проглотить гадюку почти аналогичного размера. Но, несмотря на очевидную пользу, люди ее тоже записали во враги и рассказывают о бедной медянке жуткие истории.
Эскулапов полоз тоже обитатель наших мест. Его название связано с именами известного целителя Асклепия, или Эскулапа, и его дочери Гигейи. Согласно легенде, однажды на посох Эскулапа взобралась змея, и он убил ее. К ней приползла другая и с помощью неизвестной травы оживила. Тогда дочь Эскулапа взяла эту траву и стала исцелять людей от самых тяжелых недугов, с которыми не справлялся даже ее отец. В античной живописи Эскулап изображается в виде старца с жезлом, вокруг которого обвилась змея, а Панацея — со змеей, пьющей из чаши. Последний символ нам всем хорошо знаком — он стал эмблемой медицины. А змея получила имя эскулаповой. Родина полоза — Пиренеи. Есть версия, что появился он здесь не без помощи римских легионеров. Путь которых и сегодня прослеживается в местах точечных популяций полоза от Пиреней до Краснодарского края. Возможно, змеи путешествовали на обозах вместе со своей добычей — грызунами, жившими в емкостях с перевозимым провиантом. Полоз относится к ужеобразным, но от них отличается. Он легко перемещается по ветвям деревьев и питается не только грызунами, но и птицами. Есть в нашем районе и другие полозы, например сарматский. Вырастает до трех метров, так же как и эскулапов.

Агрессивный скалозуб и оливковый красавец
У желтобрюхого, или каспийского полоза очень скверный нрав. К счастью, ядовитых зубов он не имеет. Но этот факт не мешает задире демонстрировать открытую агрессию. За себя он умеет постоять и панибратства не допускает. Когда полоз чувствует себя загнанным в угол, он начинает атаковать без лишних разговоров. Бросается, шипит и кусается. У него большая пасть с множеством острых зубов, и раны после таких укусов кровоточат достаточно долго. Разрезы получаются тонкие, будто от бритвы.
Другой его собрат, оливковый полоз, очень тонок, буквально с палец толщиной. Стройный и красивый. Питается мелкими ящерками и прочей живностью, которая окажется ему по зубам и по размеру. Характер имеет нордический, уравновешенный и в целом совершенно не опасен.
Вся опасность — в зрачках
В отличие от своих неядовитых сородичей, представленных в широком разнообразии, настоящие гадюки местным жителям попадаются на глаза довольно редко. Окраска представительниц этого вида может быть разной, но характерный зигзагообразный рисунок покрывает ее от головы до кончика хвоста неизменно. Это основной признак гадюки. Зигзаг этот темнее, чем основной цвет, и как бы оторочен более светлыми полосками. Как рассказал Андрей Чушкин, есть на Кубани змея, ареал обитания которой распространяется только до станицы Саратовской, а границу самого Горячего Ключа уже не пересекает. Это восточная степная гадюка. А вот начиная от нашего города и дальше в сторону Черноморского побережья царствуют группы кавказских представительниц этого вида. У нас встречается гадюка Казнакова. Она вырастает до 50-60 см. И, как отмечает Андрей Эдуардович, в субтропиках красивее змеи трудно себе представить. Она поражает розовыми, красными, оранжевыми оттенками с переливами и переходами разных цветов. Предпочитает эта змейка равнинные территории, в отличие от своей высокогорной соседки гадюки Динника. Здесь же на границе Адыгеи и Краснодарского края встречается еще более редкая гадюка реликтовая или, как ее еще называют, великолепная.
Лекция сопровождалась презентацией фотографий змей и прочими интересными фактами, рассказывающими об особенностях представителей разных видов.

Разоблачение городской легенды
В завершение встречи все участники засыпали лектора вопросами, один из них касался известной городской легенды. Поговаривают, что на озере Длинном водятся гадюки, маскирующиеся под ужей. Якобы такие особи являются результатом скрещивания представителей двух этих видов. Ходят слухи, что эти плоды змеиной любви выглядят как безобидные ужи, но при этом ядовиты как гадюки. Этот вопрос развеселил Андрея Чушкина, и лектор с благосклонной улыбкой рассказал очевидную для всех, кто «в теме», истину. Подобное скрещивание в природе невозможно.
Гадюки являются живородящими, а ужи откладывают яйца. В этом есть существенная разница. Возможно, за гадюку приняли кого-то из ужей, В общем, подытоживая все изложенное, хочется сказать — не такие уж они и страшные, эти братья наши подколодные. Создавая разных жителей нашей планеты и меняя их путем эволюционных процессов, природа не стремилась угодить царю природы — человеку. Мы здесь такие же квартиранты, как и прочие существа. Вы не задумывались, может, люди пугают змей или других представителей животного мира еще больше? Возможно, ответ на этот вопрос прозвучит в ходе очередной встречи любознательных участников «Открытого пространства».
Елена СЛИПЧЕНКО