Вперед, к Дантову ущелью!

Последний раз по экологической тропе «Зеленый мир вокруг» Валентина Васильевна Куруклис поднималась, когда ей исполнилось 92 года (на снимке внизу). И не одна, а с помощницей Ириной Залесовой, если не считать еще одного верного друга — тросточку. А вот раньше… бывало, по два раза в день взлетала как на крыльях на самую высокую точку Абадзехской горы. Особенно в 60-е годы прошлого века, когда приезжала в Горячий Ключ по путевке.
У памятника природы «Дантово ущелье» есть дата рождения — 14 сентября 1983 года. Именно тогда он получил статус памятника регионального значения. Но ведь и до этого здешние места выглядели примерно так же: как оригинальный результат сотрудничества человека и природы. И так же притягивали внимание туристов, которые приезжали в Горячий Ключ со всего света.
— Мы с Ириной подошли сначала к питьевой галерее, подкрепились водичкой, обошли Иверскую часовню и направились к Дантову ущелью, — ведет свой неспешный рассказ Валентина Куруклис. — Здесь всегда прохладно и как-то сумрачно, даже если день самый солнечный. Стояла золотая осень, такая прекрасная пора… А когда начали подниматься, сзади шли мужчины, ну, и меня так весело подхватили под руки… Я оглянулась назад и поняла, что сразу спускаться как-то страшновато. И тогда мы с Ириной еще побродили, прошли весь хребет…
Дантово ущелье сегодня — одна из уникальных достопримечательностей нашего края. Считается, что получило свое название благодаря «Божественной комедии» Данте Алигьери, скорее всего, за свою холодную таинственность, мистический налет. Его протяженность совсем небольшая — 100 метров, а вот высота нависающих скал доходит до 10-15 метров. Склоны ущелья поражают густотой широколиственного леса. Здесь по соседству с дубом растет граб, а дальше — бук, клен, груши и яблони.
Валентина Куруклис — одна из тех, кто стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1965 году. Она стала первым секретарем такого общества в городе Сальске Ростовской области. То есть первопроходцем, когда у организации еще не было истории, а значит, и опыта. И когда приходилось где-то самой, а где-то с поддержкой общественности строить планы и развивать направления деятельности.
— Памятники истории и культуры были тогда в каждом колхозе, — вспоминает Валентина Васильевна, — но в таком запущенном состоянии… И первое, что мы сделали, это расчистили их, привели в божеский вид. Помогали школьники, а бывало, и солдаты. Некоторые памятники не сохранились, и тогда, чтобы их восстановить, мы вели поисковые работы, расспрашивали людей и добивались результата.
Только по одной истории, рассказанной этой женщиной, можно написать роман. Однажды ее земляк, уже взрослый мужчина, узнал о том, что создано Общество охраны памятников, и пришел в его контору, где признался, что еще пацаном палил из пращи по какому-то крестику, что возле реки. А если это могила со времен войны? Валентина Куруклис незамедлительно отреагировала на сигнал, обратилась к военкому. А тот организовал солдат. Приехали к реке, а там никакого крестика, видать, подтопило. Расспросы местных жителей прояснили картину: да, действительно, после бомбежки вокзала привезли сюда три трупа и похоронили. Что делать? И солдаты начали копать. В конечном итоге поисковые работы увенчались успехом. По костям, черепу, зубам, по другим признакам определили погибших, совсем еще юного паренька, зрелого мужчину и молодую женщину. На печальную процедуру перезахоронения приехали уже довольно взрослые дети погибшей женщины. Как оказалось, эта черноволосая уроженка Кавказа оставила малых детей и ушла на фронт.
Тогда, в 60-е годы, Валентина Васильевна с удовольствием изучала достопримечательности Горячего Ключа и пока не предполагала, что в 90-е годы свяжет свою жизнь именно с этим городом.
Ее спутница Ирина Залесова приехала в Горячий Ключ из Ханты-Мансийского автономного округа. И тоже полюбила этот город-курорт с его достопримечательностями — уникальными памятниками.
— Трудно даже назвать самое любимое место в Горячем Ключе, — делится впечатлениями Ирина Валерьевна. — Например, нигде в мире нет подобного монументального сооружения — в честь живительной минеральной воды. А здесь есть! И именно у подножия Абадзехской горы! Неудивительно, что на его фоне любят фотографироваться туристы. Мне нравится и этот монумент, и вся Минеральная поляна. Памятник Псекупским минеральным водам словно олицетворяет благодарность туристов, побывавших здесь. Благодарность и за лечебные свойства этих вод, и за то, что дают заряд энергии и наполняют позитивом. Есть и другие интересные места, например, Иверская часовня, псекупские дольмены, Столб мира и, конечно же, Дантово ущелье. Бывала в нем не однажды и каждый раз восхищаюсь красотой природы и мастерством рук человека.
Что может быть ценнее, чем взгляд на родные места людей, приехавших издалека?
Любовь ЗАХАРОВА