Псекупский музеум — первый музей на Кавказе

4 июня 1864 года в станице Ключевой (ныне город Горячий Ключ) по инициативе командира Псекупского полка Ивана Диомидовича Попко был создан первый на Кавказе историко-краеведческий музей.

С чего все началось?
В царствование императора Александра II для обеспечения безопасности южных рубежей Российской империи началось заселение левобережья Кубани. Уже 10 мая 1862 года император утвердил «Положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа». В свете этих событий в 1864 году был сформирован Псекупский конный полк со штаб-квартирой в станице Ключевой.

Командиром Псекупского полка, чуть более чем за месяц до окончания многолетней Кавказской войны, был назначен полковник Иван Диомидович Попко, военный, административный и общественный деятель, писатель, историк, этнограф, журналист.

Родился Иван Диомидович 28 августа 1819 года в станице Тимашевской Кубанской области в семье приходского священника. В шесть лет мальчика отдали в духовное училище, а потом в ближайшую духовную семинарию в Астрахани, где в то время обучались почти все дети кубанских священников. Однако наклонности к духовной деятельности у него не оказалось. Мальчик постоянно умолял отца разрешить ему пойти по военной стезе, но не находил понимания. И тогда вынужден был забыть о своих желаниях. По окончании семинарии Иван, подчинившись воле отца, поступил в Московскую духовную академию.

В 1841 году в жизни Ивана Попко произошли существенные изменения. Он оставил духовное поприще и 1 июля поступил на службу рядовым казаком в 10-й конный полк Черноморского войска. Каким образом удалось уговорить отца, остается только догадываться, но с этого времени жизненный путь Ивана Диомидовича связан с военной и административной деятельностью в казачьих войсках русской армии.

Став командиром Псекупского полка, первостепенной задачей Иван Диомидович считал поддержание на должном уровне боевого состояния части, а также обустройство быта новых поселенцев. Ему довелось наблюдать, как переселенцы находили заброшенные аулы горцев и вывозили из них для своих нужд арбы, сохи, плуги, лопаты, вилы, находя их «весьма щегольскими, собственно, потому, что концы их обделаны бычьими рогами. Из сакль они забирали сундуки, кадушки, корытца и чашки, обмывая их по нескольку раз водою до употребления».

«Собрание предметов» — дело полезное
Однако, наблюдая за деятельностью вверенных ему казаков, он «нашел полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами» и с этой целью обратился с письмом ко всем начальникам станиц Ставропольской, Афибской, Супской (сейчас Калужской), Чибийской, Бакинской, Псекупской, Ключевой, Фанагорийской. В письме от 4 июня 1864 года Иван Диомидович отметил, что «Западный Кавказ всегда оставлял живейшее любопытство для европейской науки, но до настоящего времени оставался малодоступным для исследования быта народа, его населяющего. Ныне историческая судьба этого народа совершилась, и через короткое время не останется и славных следов его существования в горах. Памятники эти, конечно, бедны, как и сама прошедшая жизнь закубанских горцев, но они составляют драгоценный материал для изучения народа».

В своем письме начальник полка просил заняться «собиранием предметов», таких как домашняя посуда, мебель, земледельческие и другие орудия, архитектурные украшения и вообще все, что служило для жизни горцев в домашнем быту. Предметы он просил пересылать в полковую штаб-квартиру, где из них будет учрежден «музеум, не блестящий, конечно, но в высшей степени интересный для ученых посетителей, в которых мы не будем иметь достатка».

Это письмо и положило начало этнографическому отделению «Псекупского музеума», как называл его Иван Диомидович, утвержденного при штаб-квартире Псекупского полка.

Каждый казак, считая бесполезной для своего хозяйства какую-либо вещь, принадлежащую горцу, приносил ее начальнику станицы, а последний отправлял ее командиру полка. Уже через месяц в штаб-квартиру Псекупского полка стали поступать первые экспонаты. Например, 17 июля из станицы Супской передали музею воскобойницу, терницу, сошку, плуг, скринку, 19 октября из станицы Чибийской привезли два мраморных надгробных памятника в виде колонн и одну крышку от сундука из орехового дерева.

Штаб-квартира Псекупского конного полка в станице Ключевой не предполагала хранение экспонатов, и через некоторое время здесь не осталось свободного места. И тогда для размещения экспонатов Псекупского музеума специально построили черкесскую саклю. Она была «деревянная, срубленная из накатин, покрыта камышом под гребень, с одною дверью из частокола… Длина семь аршин, ширина четыре аршина, вышина три аршина».

Число экспонатов растет
В описи домашней утвари и хозяйственных орудий абадзехов, составленной 10 сентября 1866 года, значились такие предметы, как корытца для сервирования жидких кушаньев, поднос круглый с ручками, ступа для толчения соли, складной налой для чтения Корана, поставец для хранения съестных припасов длиною в три аршина и глубиною один аршин, детская колыбель. Среди хозяйственных орудий назывались такие, как плуг с прибором, коса, лопата, ручная мельница с деревянными жерновами для отшелушивания проса и полбы, пресс для добывания воска, станок для трепания пеньки, небольшой ручной жернов, улей, плетенный из прутьев.

Благодаря случайной находке «чудовищных окаменелых костей» в 1866 году на реке Псекупс между станицами Псекупской (ныне Саратовская) и Бакинской было открыто палеонтологическое отделение. Кости эти признали костями мамонта. При дальнейшем исследовании нашли еще 20 обломков костей, в числе которых находились зуб и осколки клыка.

Эстафета просвещения — в надежных руках
В 1867 году произошло очень важное событие, 9 мая в станицу Ключевую приехал наместник государя на Кавказе Великий князь Михаил Николаевич, главнокомандующий Кавказской армией. Во время визита он посетил Псекупский музеум, состоявший уже к тому времени из трех отделений: этнографического, минералогического и палеонтологического.

Обилие музейных экспонатов и желание приблизить просветительское учреждение к подрастающему поколению навели Ивана Диомидовича на мысль о том, чтобы создать еще один музей — в полковой школе. Так появилось предписание учителю Псекупской полковой школы хорунжему Шишацкому от 27 ноября 1868 года «основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю».
В школу было передано «на первый раз» 23 экспоната. Из них привлекали внимание вещи из боевой жизни местных племен — древний меч, найденный в одном из курганов возле станицы Георгие-Афипской, и старая кольчуга.

Находясь в должности командира Псекупского конного полка (1864-1870 гг.), Иван Диомидович вел активную административную и просветительскую деятельность. Однако 1 января 1871 года с введением нового административного устройства в Кубанской и Терской областях Псекупский полк был упразднен, и Попко зачислили в Кубанское казачье войско, причем 17 апреля 1871 произвели в генерал-майоры. Поменял место службы и Николай Каменев, активный организатор музея. С ликвидацией штаб-квартиры полка музей, по всей видимости, оказался бесхозным и судьба собранных экспонатов неизвестна.

Примечательно, что до организации Псекупского музея таких научно-просветительских учреждений не существовало на всем Кавказе. В Тифлисе официальное торжественное открытие подобного учреждения состоялось лишь в 1867 году.

Городской исторический музей открылся 9 мая 2000 года, в его экспозиции были представлены выставки, в том числе палеонтологии, минералогии и этнографии. И коллектив музея считает себя последователями Ивана Диомидовича Попко, основавшего первый на Кавказе музей. Мы продолжаем его дело в своей просветительской и научно-исследовательской деятельности, сохраняя память о земле, народах, ее населяющих, их культуре, обычаях и традициях, о людях, чья жизнь и служение Отчизне оставили яркий след в истории нашего края.

Юлия ЛЫСЕНКО,
заведующая отделом
экспозиционно-выставочной деятельности ГИМ