Ей служат законы гармонии

Художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Татьяна Калинина известна многим горячеключевцам. Кто-то видел ее изделия на выставках в Центральной городской библиотеке, в историческом музее или в ТО «Перекресток», кто-то учился или продолжает обучение в школах № 3 и 4, в детском саду № 16, в воскресной школе Свято-Троицкого храма, в детской студии «Little people»… А кто-то побывал на ее многочисленных мастер-классах.

Работы мастера не оставляют равнодушными. И вот что интересно: многие знают, что Татьяна работает с серебром и полудрагоценными поделочными камнями, но далеко не все видели ее картины маслом, чеканку, резьбу по дереву и многое другое.

Одна из ее любимых работ — картина-фэнтези маслом «Единение с природой». Не совсем обычный пейзаж. Здесь изображены деревья, горы и вода, причем в двух ипостасях. Течет рекой, медленно, словно наслаждаясь окружающим миром, и рядом стремительно сбегает по камням бурным водопадом. У водной стихии две страсти — одна мягкая, другая своенравная, но соединяет, окаймляет и роднит их зависшая над пейзажем радуга.

Посреди холста большой хрустальный шар, внутри которого птица, взмахнувшая крыльями, и девушка, протягивающая пернатой руки. Есть нечто родственное между птицей с раскрытыми крыльями, одно из них слегка зависло, словно раненое, и девушкой в свободной одежде и с развевающимися волосами. Может быть, пернатая просит спасения, а человек демонстрирует готовность помочь?

В детстве, когда Татьяна жила с родителями в Нальчике, к ней часто приносили раненых птиц. И она заботилась о них, подкармливала, поила водой, пока крыло не подживало. Бывало, доставались яйца из разоренного гнезда, и тогда приходилось набираться терпения, «высиживая» птенцов, то есть попросту держа их в тепле.

С 2008 года Татьяна живет в Горячем Ключе. Любовь к природе с возрастом не только не угасла, но напротив — стала еще сильнее. Да и как иначе, если вокруг такие живописные места?

Частью этой природы, а точнее, одним из ее богатств являются поделочные камни. В чутких руках мастера они легко превращаются во вставку подвески, сережек или кольца. В ход идет все — от полудрагоценных камней до… Впрочем, не будем забегать вперед.

— Татьяна Сергеевна, и все же, с какими поделочными камнями работаете вы чаще всего?

— Люблю яшму, от насыщенно-желтого до ярко-бордового цвета, голубой агат… А еще сердолик, родонит, бирюзу, горный хрусталь, янтарь…

— Так вы уже перечислили почти все камни!

— Не совсем. Многие мастера реже используют в женских украшениях камни группы жадеитов, но в моей практике встречаются и они.

— А если подробнее?

— Это минерал, очень похожий на нефрит, но более твердый и прочный. В природе он встречается не только зеленого цвета, но и белого, розового, желтого, фиолетового…
Возможно, для кого-то станет неожиданностью, что в списке поделочных камней числится у Татьяны Калининой даже… обычный булыжник. Спросите, почему?

— Красота изделия из камня не всегда сопоставима с его ценностью. Бывает, очень дорогой камень выглядит невзрачно даже после обработки, нет в нем той самой «изюминки». А полировка обычного булыжника дает неожиданный результат! И еще. Не всегда изящество камня должно доминировать, нередко на первый план выходит красота металла.

— Получается, что камень и металл должны иногда уступать друг другу?

— Именно так! Хорошо, если они гармонируют, не заслоняя друг друга, и задача мастера — найти точку этого равновесия. «Раскрыться» может кто-то один…

Если говорить о металле, то Татьяна чаще всего работает с серебром.
— Пробовала и мельхиор, — поясняет она, — но недолго. Он уступает серебру в носке изделия, так как появляется на нем налет от пота, влаги, а еще и в уходе, ведь его приходится чаще полировать. Да и закупать такой металл тяжелее, продается он очень крупными партиями. Еще я пробовала работать c медью, кстати, дагестанские мастера любят покрывать ее серебром. И что же? В результате остановилась на серебре.

Прилагательное «филигранный», что означает «выполненный с большим мастерством, с особой проработкой мелких деталей», образовано от существительного «филигрань», а это — название техники исполнения. Филигрань и использует в своей работе над женскими украшениями Татьяна Калинина. Сначала появляется тема, образ, затем — представление о том, из какого камня и металла будет выполнена работа, и только потом начинается сам процесс, увлекательное творческое действо, в результате которого и рождается изделие мастера.

Среди таких произведений искусства — ажурное плетение в виде цветка или бабочки, скрепляющее отполированный полудрагоценный поделочный камень. Однако в числе уникальных изделий есть и выполненные в другой технике, среди них живопись, чеканка, резка, литье. Интересны белые страусиные яйца с прорезной резьбой, а также с росписью, например, прорисована на них карта мира, а есть флаг и герб России.

Татьяна Сергеевна по образованию и педагог, и художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Окончила колледж Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.М. Бербекова и сам университет. Согласитесь, в любой творческой профессии многое зависит от того, как человек сможет распорядиться базой знаний, как сумеет применить ее на практике. Насколько удалось это — судить коллегам, придирчивым заказчикам, добрым друзьям и близким.

На нескольких картинах художница изобразила тигриц с детенышами. Почему именно их? Может быть, тем самым сфокусирована любовь к детям? И мы задали Татьяне такой вопрос. Вот что она ответила:

— Да, у меня семья. Муж Михаил, столяр-краснодеревщик, обладает художественным вкусом, потому прекрасно меня понимает. Кстати, много лет занимается обработкой дерева, создавая настоящие произведения искусства, например, двери для храмов, банков, респектабельных офисов. И есть четверо детей — Любовь, Тихон, Савелий и Юстин. Я сторонник убеждения, что дети никогда не старят женщину, а тепло домашнего очага еще больше подпитывает ее творческое воображение.

Остается только пожелать нашей героине семейного благополучия и высокого творческого потенциала. Эти два принципа, как правило, отлично сосуществуют в семьях, где оба супруга — созидатели.

Любовь ЗАХАРОВА