Архыз — рай для экстремалов

Эта история началась, как это часто бывает, со звонка. Уже не совсем ранним июньским утром меня разбудила привычная веселая песня входящего вызова. Ответив по инерции, спросонья я разобрала лишь одно слово «Архыз». Анджела Анатольевна Гучетль, инструктор по туризму нашего клуба «Азимут», звонким голосом сообщила, что в этом году «Звезда Кубани» пройдет в Архызе, в одном из самых красивейших мест нашей страны. Такой шанс нельзя было упустить.

Летом через ледник
Месяц пролетел незаметно: быстро собрали команду, нашли снаряжение, разобрались с медициной и бюрократией и 6 июля в желтой маршрутке покинули жаркий город, направившись к заснеженным вершинам Карачаево-Черкесии.
Пока мы просыпаем да проедаем километры пути, расскажу, что же такое «Архыз» и почему я так к нему стремилась.
Вообще, так называется поселок в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, вернее, их два — Верхний и Нижний.

Но туристы, говоря об этом удивительном месте, имеют в виду не конкретно один из населенных пунктов, а целый горный район, в котором, как грибы, уже миллионы лет растут горы-трехтысячники. Своими заснеж енными вершинами, крутыми скалами, опасными обрывами и холодными ветрами они манят экстремалов со всего мира.

Помимо профессиональных альпинистов и туристических групп, в Архыз приезжают и семьи с детьми, и пенсионеры с палками для скандинавской ходьбы… Каждый найдет здесь что-то для себя: захватывающие дух водопады, насыщенно-голубые озера, бурные реки, пещеры и много-много чего еще. Самое подходящее место, чтобы отдохнуть телом и душой.

Но вернемся к нашей группе. Уже много раз, поднимаясь на ту или иную гору Мостовского района, я видела заснеженные вершины и неприступные скалы этого места. Обычно кто-то из команды указывал на живописный пейзаж, говоря: «Смотрите, там Архыз», — и я думала, что как бы было здорово побывать там. Но из-за повышенной опасности туда редко пускают детские группы. Однако в этом году что-то пошло не так… Шучу, определенно, кто-то сделал нам большой подарок, пустив группу «слегка до 18-ти» в поход по Архызу.

Ведьмино озеро
И вот мы, команда из девяти человек, с теплой одеждой в рюкзаках и радостью в душе, едем в первый пункт нашего пути, место, где все начнется.

«Желтопузый» транспорт привез нас в поселок Перевалка Мостовского района. Там мы встретились с двумя другими группами из Краснодара и станицы Кущевской, устроились на небольшой поляне возле бурной реки, разобрали по рюкзакам продукты, познакомились друг с другом и обсудили маршрут.

На следующий день, плотно позавтракав, выдвинулись. По плану мы должны были дойти до памятника туристу и после перейти условную границу между Мостовским районом и Карачаево-Черкесской Республикой. Но горы, как ни странно, не такое уж и безлюдное место. Каждый год из-под колес лесовозов и других крупногабаритных машин «рождаются» десятки новых дорог, которые уводят туристов в дремучие лесные чащи. Вот и наша группа ненароком свернула на кривую дорожку, потеряв день в погоне за верной тропой. К счастью, воды и еды было вдоволь, да и места теплые, так что ночевка в лесу не стала проблемой. На третий день проснулись с рассветом и, немного побродив, вернулись в место, где накануне сбились с пути.

Там встретили группу из Кущевской (ребята вышли на день позже нас) и решили двигаться вместе, чтобы больше не теряться. К обеду вышли к весьма интересному месту — Ведьмину озеру, о котором, разумеется, ходят байки. Говорят, что озеро давным-давно прокляла служительница очень подозрительного культа, после чего у него исчезло дно. Вдобавок в озере живет загадочное чудовище.

Впрочем, монстров мы не обнаружили, зато нашли несколько раколовок, удочек и даже ведерко с двумя маленькими рыбками. Кстати, озеро подобной живностью просто кишит. Самое то для тихого отдыха в палатке. Вот только добраться до Ведьминого озера проще от ближайшего поселка Никитино, а не с Перевалки, как мы. Заинтересовались? Интернет в помощь. Множество путешественников подробно расписали маршрут в своих блогах.

А мы отобедали и продолжили путь. Шли до самого вечера и только в 19 часов нашли ту самую полянку, на которой стоял небольшой памятник туристу.

День набора высоты
Четвертый день должен был стать своеобразным отдыхом: идем до обеда и можем мыться, стираться, спать сколько душе угодно.

Да и путь несложный: по широкой дороге вверх до заповедника и затем вниз до приюта. Что за приют? Бесхозный домик в лесу, в котором ночуют туристы, они же его и содержат. Но мы не стали останавливаться непосредственно в нем, а прошли дальше к вполне обитаемому домику, вернее, нескольким вагонам егерей. Около них была река и хорошо оборудованная поляна, чем не место для полудневки?

Опытные туристы знают, что дневки устраивают перед тяжелыми днями, так сказать, затишье перед бурей. В нашем случае так и было. Пятый день — день серьезного набора высоты и ночевки выше 2000 м, но обо всем по порядку.

Сытые, отдохнувшие и, главное, чистые, в 7 утра мы покинули удобное местечко и отправились в путь. Сначала шли по руслу небольшого ручья, потом долго поднимались. Мне были знакомы те места, обычно я помню путь, вид с вершин, виды в пути т. п., но забываю трудности, однако этот подъем я вряд ли когда-нибудь забуду.

Еще в далеком 2017-м мы поднимались там, утопая в грязи, затем через год снова поднимались, утопая в грязи, но в этот раз нам повезло — летняя засуха. Вот уж не думала, что когда-то буду ей благодарна. В общем, мы преодолели долгий подъем и к обеду дошли до горы Маркопидж (2415 м). К сожалению, еще во второй день я серьезно потянула ногу, так что не стала подниматься вместе с командой, но по опыту прошлых лет скажу, что с вершины этой горы открывается потрясающий вид на бурную реку и окружающие хребты да горы, а покорить ее под силу даже новичку. Правда, в хорошую погоду, в дождь трава, покрывающая гору, становится скользкой, превращая вас в участника шоу «Танцы на льду», а не туриста.

Перекусив после восхождения, отправились дальше. Сначала спускались по каменной тропе, затем долго топтали узкие лесные тропы, переступая через корни вековых деревьев. Идя по хвойному лесу, я не переставала думать, что когда-то все это было океаном, и, возможно, Маркопидж был домом какого-нибудь огромного хищника, что крепко спал на вершине, переваривая обед.

Выше елей
В какой-то момент преодолели высоту роста деревьев, теперь наши спутники — трава да кустарники. Началась территория холода, скал, альпийских лугов и бурных рек. Теперь никому и в голову бы не пришло спать в футболке или выйти на улицу без носков. Мы достали заготовленные теплые вещи: пуховики, шапки, шерстяные носки и уже не убирали их до самого конца маршрута. Ночь была холодной, но лучи восходящего солнца немного подогрели скованную инеем траву и укутанных в спальники туристов.

На утро шестого дня все шли в куртках и шапках, пока не согрелись на крутом подъеме перевала. С него открывался потрясающий вид на большой и малый Маркопидж, луга, скалы и дальние горы, кажущиеся светло-голубыми из-за низкого неба. Затем замерзнуть не дал долгий спуск и дорога по заросшим полям, где трава была по плечи, а грязь по колено. Бродили мы до обеда, а затем вышли на лесовозную, живописную дорогу. После того как подкрепились, отправились в направлении поселка Загидан. К нему добрались вечером.

На большой поляне нас уже ждала группа из Краснодара, так что собрались большой компанией. Но самым приятным было то, что на следующий день намечалась дневка. Целый день можно было есть, спать, мыться в реке или просто загорать под ярким солнцем. Так что седьмой день можно считать большим днем отдыха перед самой сложной частью маршрута.

Дело в том, что поселок расположен на высоте примерно 1500 м, а подняться нам нужно было на 2700. Уже звучит сложно, не так ли? На самом же деле, когда подъем не заканчивается весь день, ты как-то привыкаешь. Сейчас, вспоминая, я не могу сказать, что восьмой день был одним из самых тяжелых, хотя мы действительно сильно набрали высоту. Скорее всего, нам помог целый день отдыха, так что, разбив лагерь у подножья перевала Загиданских озер (2732), мы не чувствовали себя уставшими.

Также сил придавали красивейшие места: наши палатки стояли в нескольких метрах от кристально чистого голубого озера, над которым возвышалась трехтысячная вершина хребта Загидан. Особенно красив был закат, только представьте: солнце медленно прячется в окрашенные в розовый цвет заснеженные вершины гор, заливая луга, озера, речки, пасущихся овец своим мягким светом. В какой-то момент вода вокруг окрашивается в перламутровый цвет, а ты стоишь в своих шерстяных носках, укутавшись в одеяло, и думаешь, какой же ты счастливый человек.

Июльский снег
Вечер был сказочный, но утро напомнило о суровой реальности. За ночь температура упала до — 5 С, тем самым поднявшись до лидера в зачете самых холодных ночей этого похода. Но размораживаться было некогда. Нас ждали грандиозные подъемы. Стиснув зубы, стряхнули лед с палатки и вытряхнули из котелков, приготовили завтрак, собрались и двинулись навстречу просыпающемуся солнцу.

На девятый день мы преодолели три перевала, которые, уверена, на всю жизнь останутся в памяти каждого участника. Первым был перевал Загиданских озер, подле которого мы ночевали. Подъем на него осложнился множеством камней, что так и норовили «сбежать» из-под тяжелого туристского ботинка, но все прошло хорошо, и, вскарабкавшись по кустам рододендрона, мы смогли насладиться просто потрясающим видом на два огромных кристально-чистых озера в окружении заснеженных горных вершин. Особенно красиво лучи утреннего солнца освещали полузаледеневшее правое озеро, создавая яркие блики.

Мы долго любовались видом, затем спустились непосредственно к тем озерам. По пути встретились ребята, которые уже ночевали около голубых чудес, они подсказали, как лучше спуститься с крутого склона.

Вода оказалась на редкость вкусной, было бы больше времени, мы бы и окунулись, но нас ждал второй перевал. Так что, немного покатавшись по июльскому снегу, отправились покорять следующую вершину — Шхуанту (2650 м).
Ее покорение осложнилось скальником, через который пришлось тянуть веревку и подниматься, чувствуя себя скалолазом. Помимо этого, все было вполне безопасно и, главное, красиво. С Шхуанту открывался вид на пять других чистейших голубых озер, а также окрестные горные вершины.

В тот день мы покорили еще один не очень сложный перевал и вышли на хребет. Шли по нему до самого вечера и заночевали возле еще одного огромного озера, наполовину покрытого снегом. То ли помогла третья пара носков, то ли спас шарф, но, несмотря на обилие снега вокруг, ночь выдалась более теплой, чем прошлая.

Я сюда еще вернусь
За девятый день мы прошли самую тяжелую часть маршрута, так что на десятый нам оставалось только спуститься к дороге. Это мы и сделали, обедали уже на высоте 1777 м, в окружении леса и дорожных строителей.

Во второй половине дня пошел дождь, от которого мы укрылись на турбазе, где впоследствии и заночевали. Хозяева оказались интересными и очень веселыми людьми, вся семья — альпинисты-сноубордисты, так что весь вечер и полночи мы провели за разговорами. К тому же маршрут можно считать завершенным, почему бы не отметить это горячим душем и жаренными на костре сосисками? Болтали о местных красотах, сложных перевалах, сноубординге и людях, которым посчастливилось тут жить.

Я засыпала, мысленно составляя список дел, которые выполню по возвращении сюда уже совершеннолетней. В первую очередь, конечно, искупаюсь в тех аквамариновых озерах с кристальной водой, а после поднимусь на трехтысячник. Но это все будет потом, а пока я просто рада, что увидела все эти волшебные места, встретила закат на высоте 2500 м, познакомилась со множеством интересных людей и испытала себя при подъеме на сложные перевалы.

Следующие дни я не стану долго описывать, ведь, по сути, это был уже отдых от похода. Мы в кузове КАМАЗа добрались до поляны Таулу, что между Верхним и Нижним Архызом. Это очень людное место, в котором стартуют все экскурсии и маршруты. Туристы разбивают там целые палаточные лагеря и живут месяцами, стараясь увидеть все красоты района. А не тосковать по комфорту им помогают множество магазинов, турбаз и закусочных. Атмосферное место, но безлюдные горы мне больше по душе.

Мы стояли там до 18 июля и за это время успели и наесться местных деликатесов, и увидеть Софийские водопады, и вдоволь отдохнуть. Так что домой уехали свежими, как огурчики, будто и не жили высоко в горах 10 дней, рыхля землю своими ботинками и сжигая уши под палящим горным солнцем. Но места, хоть и быстро забылись телом, навсегда остались в душе. Мне еще долго будут сниться аквамариновые озера, заснеженные вершины и горные реки, думаю, каждый человек хотя бы раз должен увидеть нечто подобное, чтобы осознать, как прекрасен наш мир и наша жизнь.

В тему:

На Кубани продолжат активное развитие активного туризма. Об этом сообщила пресс-служба администрации Краснодарского края:

– Активный туризм – одно из приоритетных направлений, обозначенных в Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года, которую утвердил губернатор Кубани, – отметил министр курортов Краснодарского края Христофор Константиниди. – Диалог власти и бизнеса позволяет выявить наиболее проблемные точки в развитии активных видов туризма, сделать это направление более конкурентоспособным. Уже внесен ряд предложений по развитию проектов, связанных с туристическими маршрутами, инвестиционные проекты, которые мы проработаем совместно с администрациями районов.