Город, ты помнишь, как все начиналось?

Мы продолжаем знакомить читателей с очерком исследователя Псекупского казачьего полка И. Степанца. В своей работе он восстанавливает события 1864 года, происходившие во время освоения казаками Псекупской долины. В первой части речь шла о том, что предшествовало образованию Горячего Ключа. Продолжение поведает об обустройстве войскового госпиталя на Минеральной поляне. Почему его открыли недостроенным? Что таят в себе названия: АЛЕОЛЬ, МАРКА и МИКА? Получить ответ на эти и другие вопросы, а также мысленно перенестись в лечебный комплекс, Михайловскую купальню, Александровские ванны и казарму наши читатели смогут, прочитав очередной отрывок очерка И. Степанца «Лечение на псекупских водах: так это начиналось».

2000 рублей на госпиталь
Сразу же по возвращении из Пятигорска Рымашевский приступил к обустройству минеральных вод. Из остатков войсковых сумм ему выделили 500 рублей серебром, кровельное железо и строительный лес из числа 200 бревен, оставшихся в станице Бакинской после ухода из нее горцев. Часть этих бревен пошла на строительство моста в Екатеринодаре, а другая — на обустройство минеральных вод.
Начинания наказного атамана были одобрены и поддержаны командующим войсками в Кубанской области генерал-адъютантом Евдокимовым и наместником Кавказа великим князем Михаилом Николаевичем. Сумарокову-Эльстону предлагалось войти с представлением по существу вопроса: об отнесении указанной суммы на остаток нынешнего года, о раздаче всем желающим плановых участков земли, о наименовании источников, о планах строительства временного лазарета и о научной организации курса лечения минеральными водами.

На совете у начальника штаба войск Кубанской области штаб-доктор, статский советник Квятковский доложил: «В последний мой приезд в Екатеринодар от Рымашевского мне стало известно, что близ станицы Ключевой Псекупского полка открыты минеральные источники, которые по своим химическим свойствам и высокой температуре, надо полагать, будут полезны при лечении некоторых хронических болезней. Наказной атаман уже сделал распоряжение об отпуске некоторой суммы на обустройство минеральных вод, с тем, чтобы уже в этом году не позднее начала июня предоставить возможность лечения водами.

В видах более точного исследования этих вод и проведения опытов в больших размерах о целебности их, я полагал бы полезным открыть при этих водах лазарет от Кубанского войска, с тем чтобы туда могли быть отправлены больные чины из войск, вблизи расположенных, и из Екатеринодарского войскового госпиталя.

В первую очередь, полагаю, на лечение минеральными водами должны направляться лишь хронические больные, одержимые лихорадками, горячками и другими свойственными здешнему климату и временам года болезнями, а только потом другого рода больные. Полагаю также, что полезно было бы совместить с войсковым лазаретом и лазарет Псекупского полка. Поскольку эндемические болезни в этом крае проявляются в основном летом и осенью, полезным будет открывать лазарет с мая-июня по сентябрь-октябрь».

На том и порешили. Заведование отделением поручили Рымашевскому с прикомандированием его на летний период к Псекупскому полку, а смотрителем назначили «Кубанского войска есаула Стояновского и для первоначального обзаведения ему выделили 2000 рублей серебром».