Потоки света ложатся на холст…

Картины Ирины Марковой открывают взгляду каждого человека совершенно разные образы и вызывают самые различные ассоциации в зависимости от состояния души, ее индивидуальных особенностей. И все же есть в них нечто главное, то, что видит каждый: светлые, радужные тона, вызывающие только положительные эмоции, и полная завершенность композиций, когда практически невозможно еще что-то дописать, в то время как представить совершенно несложно. Так и бывает при полной гармонии изображения с образом его автора, стремящегося подарить окружающим частичку своей души.

Недавно в городском историческом музее прошла выставка Ирины Марковой «Потоки света», на которой были представлены ее полотна, а также женские украшения. Нет, пожалуй, привычное и строгое слово «выставка» тесновато для театрализованного действия, вобравшего в себя зрительное и интеллектуальное восприятие картин, музицирование, чтение стихов, написанных к каждой картине, необычные, в игровой форме, мастер-классы по живописи, медитацию, а может, и гораздо большее.

Подойдем поближе к полотнам? Вот это — «Кружевница». Небольшой холст, размером всего лишь 30х30, притягивает глаз своими ровными мягкими очертаниями узора, законченностью выразительных линий и симметрией.
Радует глаз, удивляет и облагораживает поталь — имитация сусального золота.

Но это если смотреть на картину издалека и довольно критично, оценивающе. Если же войти в ее личное пространство и не просто скользить взглядом по полотну, а всматриваться как бы сквозь него, можно увидеть «кружева» образов как воссозданных художником, так и рожденных в своем воображении. Несколько небольших деталей — вкраплений из горного хрусталя и бисера стали своеобразной точкой над i, пятиконечной звездой на новогодней елке, эндшпилем в шахматной игре.

Для описания картины «Исцеление души» не хватит и десяти страниц. В потоках света, льющихся с полотна, — образ мятущейся души, сначала борющейся с обстоятельствами, затем — смирившейся с ними и принявшей мир таким, какой он есть. Всплывающие на полотне образы восьмерки воды и лотоса — и есть символы бесконечности нашей жизни, напоминающие в более высоком плане колесо сансары, то есть смену перевоплощений, а в более низком, бытовом — белку в колесе.

Посетители выставки с интересом рассматривают философские картины художницы, о которых могут заявить даже сами названия — «Пробуждение», «Неизреченная радость», «Перламутровое утро», «Вечерняя рапсодия», а также полные смысла женские украшения — колье и браслеты «Сила любви» и «Лучезария». В последнем, казалось бы, нет ничего ценного — медная проволока, а из камней горный хрусталь и агат, однако в целом изделие невозможно назвать бижутерией, это, скорее, оберег или талисман.

Ирина Маркова — интегральный психолог, то есть психолог, который в своей практике стремится объединять наработки различных психологических теорий, в том числе трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада. Вот как она рассказывает о своем творчестве:

— В процессе моей практики открылось творчество — спонтанное, интуитивное, живое, которое каким-то образом затрагивает тонкие струны души человека, откликается на его посылы и пробуждает в нем сокрытые мотивы, истинные таланты, решения сложных вопросов. Желание творить возникло в Тибете, его не оставила и позже, в Горячем Ключе, городе, где оказалась волею судьбы и в который возвращаюсь вот уже пять лет. Добавлю, что именно здесь собираются интересные и разноплановые люди, которым невозможно не подарить частичку света, что открывается мне в поездках. Хочется прозвенеть своеобразным колокольчиком, чтобы люди встрепенулись, пробудились и осознали себя. А когда начинаются процессы в них самих, рождается творчество, идет самореализация.

— И можно будет привести такие примеры?

— Да, конечно! Вот, например, преподаватель фортепиано Ирина Гоборова. Когда-то она и не помышляла о том, что будет сочинять музыку… Впрочем, пусть расскажет об этом сама.

— Я давно уже перестала играть по нотам, — наша собеседница легко касается клавиш, и пространство наполняется хрустальным звоном колокольчиков, журчанием ручья и другими волнующими звуками. — Когда мы встретились с Ириной Марковой, решили сообща представлять картины, так как музыка раскрывает образы на полотнах и помогает поэтическим строкам ложиться на музыкальную канву. Едва я начала погружаться в созерцание картин, вслушиваясь при этом в мир поэзии, как родилась музыка. Так и появился наш чудесный дуэт!

Пока мы разговариваем, посетители выставки рассматривают полотна, такие разные и в то же время единые по стилю исполнения. Самое главное, что их роднит, конечно же, палитра цвета. Она самая светлая, от белого, перламутрового и золотого до салатового и небесного, и преобладает бирюза. Оказывается, в Тибете носят эти натуральные камни на щитовидке, полагая, что в бирюзовом цвете накоплено очень много любви, а значит, камень может служить охранником души.

— Некоторые мои картины, рождаясь самостоятельно, через определенное время соединялись в «двойку», другие — в «четверку», разворачивая новый образ, — продолжает рассказ о своем творчестве Ирина Маркова. — Состояние творчества — это особое состояние любви и света, безусловного счастья, которое сопровождает тебя в каждый момент жизни.