Все хотят хороших новостей, а смотрят плохие

Журналисты «ГК» стали участниками форума «Вся Россия — 2019». На неделю в Сочи съехались более 1000 человек из всех регионов страны. На одной площадке представители различных СМИ обсуждали актуальные проблемы, делились мнением и просто общались. В качестве спикеров и экспертов форума традиционно выступили самые авторитетные политики, ученые, деятели культуры, представители органов власти Российской Федерации, Международной федерации журналистов, международных организаций.

 

И, как признались многие форумчане, одним из самых ярких и незабываемых моментов насыщенной программы стала их встреча с генеральным директором МИА «Россия сегодня», российским журналистом и телеведущим Дмитрием Киселевым. Она собрала рекордное количество слушателей — около 400 человек. Диалог проходил в формате вопрос-ответ. Журналисты спрашивали Киселева о профессии, о политике, о медицине. Он в свою очередь, как и обещал, искренне и подробно ответил на все вопросы из зала.

Чемпион в «свободе слова»
С коллегами гендиректор МИА «Россия сегодня» поделился своим отношением к современным телевизионным проектам и сфокусировал внимание на беспрецедентной степени цензуры, существующей в нашей стране. Сославшись на большой опыт профессиональной деятельности, в частности, Дмитрий Киселев заявил, что Россия по уровню свободы слова обогнала Запад и стала чемпионом мира в этой «дисциплине».

— Я работал при всех режимах. Первые профессиональные строки написал в агентстве печати «Новости» еще в 1975 году. Могу сказать, что сейчас в России безбрежная свобода слова. Для журналиста это значит, что он может работать где угодно. Есть свобода выбора издателя, он может сотрудничать с любым главным редактором и работать в компании с любой редакционной политикой.

В России можно говорить: «Я люблю Путина» или «Я не люблю Путина», «Я люблю геев» или «Я не люблю геев» — в зависимости от того, какая у человека точка зрения. И это у нас будет восприниматься спокойно. Если вы скажете в Америке, что «Я люблю Путина, но не люблю геев», то это будет самоубийственная комбинация. Мы чемпионы мира по свободе слова. То есть, даже если вы что-то сказали нелицеприятное, вас будут ругать, но вы будете продолжать работать в профессии. Сейчас такие времена.

Что касается технологических изменений, то они огромные. Понятно, что появился Интернет. Но, как мне представляется, его конкуренция с телевидением — мнимая. Так как Интернет — это всего лишь некий резервуар, который наполняется контентом с разных сторон. А телевидение — это один из источников содержимого. Каким-то образом это утрясется. Думаю, что телевидение будет существовать всегда, как мощные организованные журналистские коллективы, возможно, оно будет менять формы и станет более интерактивным. А тем, кто говорит о смерти телевидения, можно предложить посмотреть, что в США телевизионные каналы делают с Трампом. Там телевидение остается главным средством массовой информации.

Никто ничего не навязывает
Особый интерес аудитории вызвали вопросы по поводу Украины. Почему в течение нескольких лет эта тема остается первым номером на федеральных каналах. Как пояснил Киселев, здесь все дело в том, что спрос рождает предложение.

— Телевидение идет за общественным интересом. Каждая минута эфира оценивается по количеству просмотров. Мы получаем детальное измерение рейтингов по всей стране. Украинская тема вызывает пик зрительского интереса, а значит, людей это очень волнует. Я абсолютно согласен с мнением нашего президента, и сам всегда считал, что мы один народ. Для нас это остается болью. К сожалению, большинство россиян по-прежнему мало знают об Украине. Наши представления поверхностны. Но совсем скоро на канале «Россия 24» появится программа моего друга Кирилла Вышинского, направленная на культурологическое познание Украины: как с точки зрения истории, так и с точки зрения современной ментальности. Кому-то это не нравится, кто-то говорит — надоело. Но есть выбор, никто никому ничего не навязывает. Сейчас, слава богу, тысячи каналов, можно переключаться на что угодно.
Парадокс заключается в следующем — все хотят хороших новостей, а смотрят плохие. Этому есть психологическое объяснение. Моя жена — доктор психологии, профессор МГУ, поясняет, что в течение тысячелетий люди обращают внимание на плохие новости, потому что это — угроза, и, если мы будем ее игнорировать, не пройдем естественный отбор и погибнем. Поэтому психологически подсознательно мы ищем источники опасности, в том числе и через тревожные новости, так как хотим обеспечить защищенность своего периметра.

Утки и экстрасенсы: как не навредить
Часть встречи Дмитрий Киселев посвятил противостоянию фейковым новостям. С его точки зрения, заведомо ложные сообщения можно разделить на злонамеренную редакционную политику и ошибки редакции. Какое-то время назад и его информационное агентство обвиняли в некорректном наполнении видеоряда. Тогда кадры из одной страны были выданы за съемки из другой. Киселев признался в том, что это была ошибка, просто при монтаже из архива извлекли не то видео. Свою оплошность его агентство признало и попросило за нее прощения у телезрителей.

А в некоторых СМИ, полагает Дмитрий Киселев, есть злой умысел в создании фейков, что является следствием осознанно выбранного направления работы. Но «питаться» вымышленными новостями и утками «информационно ядовито», резюмировал Киселев, отметив, что и власть, и журналисты в России должны стоять «на стороне правды и фактов». К этой теме он вернулся еще раз, отвечая на вопрос о том, должны ли корреспонденты освещать острые проблемы в образовании или в здравоохранении, и как в этом случае правильно подавать информацию.

— Журналисты должны откровенно рассказывать о существующих проблемах, но делать это необходимо квалифицированно, — пояснил Киселев. — Как-то лет 10 или 12 назад у Владимира Путина спросили, доволен ли он журналистикой в России. Тогда в этом вопросе был заключен подтекст, касающийся свободы слова. Президент ответил, что деятельность пишущего братства его устраивает, а на вопрос, какие пожелания он хотел бы им адресовать, Владимир Владимирович сказал: «Пишите о том, в чем вы разбираетесь. Пишите качественно, старайтесь вникать в проблему, не будьте поверхностны». Можно сказать, что это такая универсальная рекомендация. Что же касается нашей системы здравоохранения… Если говорить интегрально — то она работает и хороший результат есть, поскольку средняя продолжительность жизни в стране повышается. Конечно же, там имеются свои проблемы. Как об этом писать? Квалифицированно — это раз, а второе — так, чтобы сохранять авторитет доктора как специалиста.

Материалы о врачебных ошибках воспринимаются как некое обобщение всей нашей медицины. Если мы роняем авторитет врача, то сразу отправляем нашего читателя, зрителя или слушателя в народную медицину, к колдунам. А на дворе, напомню, ХХI век. Я помню, как не так давно триста тысяч государственных лицензий было выдано вот этим знахарям, ворожеям и им подобным. Священники и психологи, которых, к слову, в десятки раз меньше, заставят вас поработать над собой, врач предложит потрудиться над здоровьем вместе, а колдун скажет — я все сделаю сам, давай деньги и не волнуйся. И результат такого знахарства, как правило, трагический. То есть своими неосторожными суждениями и оценками мы перенаправляем людей в нетрадиционные сферы, — поделился мнением Дмитрий Киселев.

Зачем продавать страх
Отдельный и подробный разговор на встрече зашел об информационных войнах и о двойных стандартах, применяемых в западных СМИ при освещении событий, происходящих в России. В чем причина этого явления, будут ли наши СМИ бороться с данными проявлениями и есть ли смысл в этих действиях? Мнение спикера по этим и другим вопросам интересовало форумчан.

— Для Америки информационная война — это прибыльно, — поясняет Дмитрий Киселев. — Они продают страх, чтобы заработать, и пилят огромные военные бюджеты. Если бы Россия перестала быть врагом в сознании американцев, правительству США было бы затруднительно «провести» бюджет под 800 млрд долларов, которые, вероятно, «пилятся». Это коррупция, и обслуживают ее журналистские редакции.

Западные коллеги начинают травить наших журналистов и обвинять их в том, что они пропагандисты, которых нужно выкинуть из профессии. Коллега из BBC предложил записать интервью, я согласился. Он также начал утверждать: «Ну вы же пропагандисты». Я у него спрашиваю: «А что такое пропаганда? Нет ни одного определения пропаганды, которое было бы точным и спокойным». Британец решил отшутиться, он понял, что вступает на зыбкую почву, и сказал, что, мол, пропаганда — это когда мне не нравится то, что ты говоришь. В итоге я ему предложил: «Давай с тобой договоримся, если я занимаюсь пропагандой, то и ты занимаешься тем же. А если ты не занимаешься, то и я не занимаюсь. Это как шпион и разведчик. Мы просто коллеги-журналисты и делаем свою работу, отвечая за каждое произнесенное слово».

Также можно сказать, что ожесточение вокруг российской журналистики возникло после того, как мы стали выигрывать информационную войну. У нас есть абсолютное чувство морального и профессионального превосходства. Я не думаю, что в ближайшее время это противостояние закончится. На наш век хватит. Нужно просто спокойно, профессионально работать, без истерик делать свое дело, — посоветовал форумчанам Дмитрий Киселев.

Дудь был не готов
Не обошлось на встрече и без вопросов об интервью с Юрием Дудем, на которое, по словам телеведущего, его уговорили собственные дети.

— Я несколько разочарован профессионально, потому что не удалось поговорить о журналистике, о профессии. Вопросы были достаточно поверхностные, и Юрий был разочаровывающе плохо подготовлен. Он делал утверждения, которые были рождены фейковыми новостями, и, мне кажется, позволял себе не очень корректные вопросы. Наверное, он будет лучше готовиться в будущем. Безусловно, Юрий — способный человек, который нашел свою нишу в Интернете. Он еще молодой — все впереди. Я раньше ничего не знал об этом журналисте. Он мне написал СМС: «Я Юрий Дудь, мы хотим про вас снять программу. Вам это интересно?» А у меня четверо детей, и они говорят: «Дудь — крутой, иди!»

В конце встречи Дмитрий Киселев дал напутствие молодому поколению и рассказал о том, каким, по его мнению, должен быть настоящий журналист.

— У вас самая счастливая профессия не земле. Вы узнаете обо всем первыми и делитесь информацией о событиях с другими. При этом вы также интерпретируете и даете оценки, а значит, это огромная ответственность. Журналистика — это не самовыражение, это работа во благо общества. Быть объективными, проверять факты — вот наша главная задача. Это огромные возможности и, конечно, огромная ответственность, — заявил Киселев.