Главная задача — восстановление здоровья пациента

В № 60 от 11 октября «ГК» была опубликована статья «Когда подступает тьма, лишающая речи и движения, или По ту сторону инсульта», в которой подробно рассказывалось о симптомах болезни, факторах риска ее развития и способах ее распознавания, доступных обычному человеку — другу, коллеге и просто прохожему. А как проходит лечение пациентов, уже переживших инсульт? На что именно они могут рассчитывать конкретно у нас, в Горячем Ключе? Об этом мы и хотим рассказать сегодня вместе с заведующей неврологическим отделением городской больницы Людмилой Рубановой.

Статистика настораживает
— Людмила Александровна, что представляет собой неврологическое отделение? Думаем, нашим читателям было бы интересно узнать, куда в критической ситуации могут попасть они или же их близкие родственники?

— Наше отделение создано в 2013 году, когда первичное сосудистое отделение для оказания помощи пациентам с инсультами и инфарктами разделили на ПСО кардиологическое и ПСО неврологическое. Неврологическое отделение рассчитано на тридцать коек, в том числе шесть коек — это блок интенсивной терапии. Сюда поступают пациенты не только из Горячего Ключа, но также из Апшеронского и Белореченского районов, так что статистика общая. Вот такие нерадостные цифры: за девять месяцев текущего года у нас пролечили транзиторную ишемическую атаку, а это состояние преходящее и не вызывает гибели клеток, 126 человек, геморрагические инсульты — 85 пациентов и ишемические инсульты — 547. Только вдумайтесь в последнюю цифру! Это очень много, ведь год еще далеко не закончился.

— А есть ли сравнительная статистика, скажем, рост числа людей, перенесших инсульт?

— Что интересно, в среднем количество инсультов из года в год сохраняется, и нагрузка на наше отделение, к сожалению, не уменьшается. Даже процентное количество инсультов ишемических, геморрагических и преходящих, с нарушением кровообращения в целом тоже особенно не меняется. Но есть тенденция к снижению смертности от инсультов, потому что появляются новые методы лечения, оказание помощи начинается быстрее.

— А что является причиной того, что число пациентов с инсультами не уменьшается?

— Инсульты одинаково часты из года в год, потому что не уменьшается число людей с избыточной массой тела и с сопутствующими заболеваниями, в первую очередь с сахарным диабетом, с гипертонией. Вот почему особенно важно информировать таких людей о том, что есть риск инсульта и подготовить их, а также близких к незамедлительному обращению за медицинской помощью.
Действует мультидисциплинарная бригада

— Людмила Александровна, как конкретно проходят лечение и реабилитация больных, переживших инсульт, в вашем отделении?

— Когда пациент поступает к нам, мы начинаем оказывать воздействие на болезни, которые способствовали развитию инсульта — гипертонию, сахарный диабет, различные аутоиммунные заболевания. Упор на их лечение и использование нейрометаболической терапии, то есть тех препаратов, которые будут помогать головному мозгу при выходе из возникшей критической ситуации. К сожалению, клетки головного мозга, которые находятся в очаге инсульта, гибнут безвозвратно, и наша задача — поддержать другие, те, что находятся рядом, вокруг этой зоны. С этой целью мы и назначаем препараты.

— А что скажете по поводу технической оснащенности отделения? Она соответствует современным требованиям?

— Конечно! Как я уже заметила, у нас есть блок интенсивной терапии, где находятся реаниматолог, персональная медсестра-санитарка, аппарат искусственной вентиляции легких для тех, кто нуждается в протезировании витальных функций, то есть жизнеобеспечения. В отделении проводятся УЗИ сердца, сосудов нижних конечностей, сосудов шеи и здесь же находятся специалисты по восстановлению утраченных функций — логопед, психолог, инструктор ЛФК.

Каждый человек, поступивший в отделение с инсультом, начинает получать назначенные препараты и параллельно с этим — проходить реабилитацию. Чем раньше она начнется, тем больше шансов на восстановление.

И еще один немаловажный момент. При необходимости пациент проходит у нас же, в отделении, консультацию узких специалистов — эндокринолога, окулиста, хирурга и других. В связи с тем, что очень много страдающих сердечно-сосудистой патологией, а люди с ишемической болезнью сердца и с гипертонией имеют высокий риск развития инсульта, в штате отделения есть кардиолог.

Вот и представьте, сколько людей задействовано вокруг одного человека с инсультом! Это и есть мультидисциплинарная бригада, то есть коллектив специалистов, работающих в единой команде с четкой согласованностью действий. Только такая постановка вопроса и обеспечивает целенаправленный подход к реализации задач по реабилитации после инсульта.

— А можно более подробно рассказать, что именно делает каждый член мультидисциплинарной бригады?

— Что касается врача-невролога, то он оценивает тяжесть состояния больного и выбирает оптимальные варианты лечения в зависимости от уровня и характера поражения мозга, степени функциональных расстройств, ежедневно корректирует методики. Обязанности персональной медсестры-санитарки тоже понятны — пациенту требуется усиленный уход. А вот касательно инструктора ЛФК, то у него особые полномочия, и довольно сильно отличающиеся от традиционных. Задача инструктора в нашем отделении — научить пациента присаживаться и вставать, пользоваться ложкой. Люди с глубоким неврологическим дефицитом учатся как маленькие дети, заново. Логопед помогает восстановить речь, психолог проводит занятия на адаптацию. Физиотерапевт делает специальный пневмомассаж на нижние конечности, проводит сеансы магнитотерапии, а это улучшает кровоток. И тут же — кардиолог, реаниматолог… Как видите, все настолько сложно, но механизм действует, а значит, рядом с пациентом работает мультидисциплинарная бригада.

С самого начала, как только было создано первичное сосудистое отделение, и была организована круглосуточная помощь пациентам, которая включает дежурство невролога, реаниматолога, лабораторной службы, диагностической рентгенслужбы, проведения компьютерной томографии и рентгенографии легких, а также всех лабораторных исследований.

— А как долго пациент находится на лечении в отделении?

— Время пребывания у всех разное и зависит от размера очага инсульта, от тяжести состояния пациента, от особенностей головного мозга. Некоторые люди могут с большими инсультами передвигаться, а некоторые и с малыми иметь грубый неврологический дефицит. Предсказать и предугадать невозможно, по какому варианту и как будет протекать у человека инсульт, поэтому и сроки госпитализации разные. Если пациент поступает с преходящим нарушением, то это могут быть короткие сроки до четырех дней, в других же случаях — более длительное пребывание, после которого еще и потребуется дальнейшая реабилитация в санаториях или амбулаторная помощь при поликлинике.

Далеко не у всех пациентов, поступивших в наше отделение с подозрением на инсульт, он подтверждается, и кто-то выписывается уже с ишемическим инсультом, кто-то — с геморрагическим, с преходящим, а кто-то с декомпенсацией цереброваскулярных заболеваний. Такие тоже попадают к нам, так как симптомы очень схожи, но при обследовании, наблюдении мы не находим признаков инсульта.

Информация — всему голова

— В начале нашего интервью вы сказали о важности осведомленности людей о риске возникновения инсульта. Получается, что в отделении занимаются не только лечением и реабилитацией, но и информированием людей о таком тяжелом недуге?
— Да, это так. В нашем отделении размещено довольно много печатной информации, плакаты висят даже в коридорах, так что любой посетитель может ознакомиться с мерами по профилактике заболевания, узнать, кто находится в группе риска, по каким признакам можно определить, что случился с близким человеком именно инсульт. У нас постоянно проводятся беседы, как в горбольнице, так и в поликлинике с пациентами, страдающими гипертонической болезнью, сахарным диабетом, так как мы считаем, что лучше предупредить о вероятности серьезного заболевания, которое имеет летальные исходы и ведет к потере трудоспособности.

Только что прошла неделя борьбы с инсультом, объявленная в России в связи с Международным днем инсульта, и у нас в ее рамках состоялось много мероприятий, например, беседы с пациентами и их родственниками, школы здоровья, адресованные уже не тем, кто находится на лечении в неврологическом отделении, а пациентам других отделений больницы — гинекологии, хирургии и так далее.
Мы не устаем повторять, что очень важно обращаться пациенту за помощью сразу, когда случился инсульт, а не ждать, когда он пройдет. Нельзя упускать терапевтическое время, когда можно помочь максимально сберечь количество непострадавших клеток. Этот факт находится в прямой зависимости от того, как скоро человек поступил к нам, и чем быстрее оказывается ему помощь, тем меньше будет неврологический дефект после выхода.