Объемные цветочные букеты в тагильском стиле

Изделия Татьяны Батановой лучше увидеть воочию, чем услышать их описание. Но если все же такой возможности нет, тогда представьте жостовские черные подносы, а впрочем, и красные, синие и серебряные тоже. И вот рука мастера разбросала по такому фону цветы, да с таким изяществом, что кажутся их лепестки живыми, только что сорванными для букета. Настолько свежими, что ощущаются капельки утренней росы. Примерно так выглядят цветы на изделиях нашей землячки. Спросим, как она этого достигает?

— Татьяна Артуровна, расскажите, пожалуйста, о технике росписи. Связана ли она каким-то образом с жостовской?

— Да, вы правильно подметили, мои цветочные узоры очень походят на жостовскую роспись. Правда, я больше расписываю ложки и яйца, но вот подносы иногда тоже. Однако известно ли вам, что в основе такой росписи лежит более ранняя — тагильская? Еще в XVIII веке крестьянских мальчиков из Нижнего Тагила обучали технике двойного мазка, когда на одну кисточку берется два цвета краски, затем все растирается до получения полутонов — от темного к светлому. Иногда даже и три краски мастер использует. Суть в том, что если делать кисточкой определенные движения, то получатся цветы с объемными лепестками. Это, конечно же, визуальное восприятие, но, согласитесь, насколько выразительным будет цветочный букет!

В это время мы разглядываем деревянные ложки, которые Татьяна Батанова по нашей просьбе привезла в редакцию. Их вырезают ей из липы другие мастера. Действительно, реалистическое ощущение живой формы цветка. Вроде бы и простая композиция, но каждая ложка индивидуальна. Одни расписаны в пастельных тонах, другие — в более насыщенных, на одних довольно крупные лепестки, на других совсем мелкие.

— А вы учились рисованию или же это ваше хобби?

— О, это мое увлечение! И еще с детства. Всегда тянулась к кисти и к краскам — к гуаши, акрилу. А по образованию я музыкант, дирижер-хоровик, окончила Новосибирское музыкальное училище. В принципе, от выбранной профессии не отошла, так и иду по этой стезе, правда, если в молодости руководила хором, то сейчас регентую в храмах. Недавно пришла к тому, что церковный ансамбль — это и есть мое предназначение. До этого работала и в музыкальной школе в Новосибирске, а после переезда в Горячий Ключ в детском садике, музыкальным руководителем, потом немного в ДК поселка Первомайского. Сейчас же, когда появилась возможность, — в храме Святых Царственных Страстотерпцев.

Татьяна Артуровна рассказала нам о том, что давно уже расписывает яйца, и ведь начинала тоже в храме, где и выставляла их. Яйцо — это и обрядовая пища, и ритуальный знак в пасхальных обычаях, а в христианстве толкуется как символ Воскресения. При росписи яиц она в свое время тоже использовала различные техники, например, поначалу вырисовывала мелкие детали, а в последнее время, как и в оформлении ложек, попробовала двойной мазок. Чем он хорош? Тем, что не занимает много времени, но в результате получается интересный цветочный букет — объемный, живописный. Рисунок становится близким к народному стилю, к жостовской росписи.

На наш вопрос о ближайших планах мастер ответила:

— Больше времени уделить росписи яиц! Хочу писать на них и портреты. И более активно выставлять их в храмах, ведь яйцо имеет сакральное значение в первую очередь в христианстве.

В завершение беседы Татьяна Батанова пообещала принимать участие и в общегородских мероприятиях, как это сделала на День города. Такие выставки помогают находить контакт со своими почитателями, а также учиться новому у других мастеров.