Перезаключать нельзя оставить

«Перезаключать нельзя оставить». Где поставить запятую в этом предложении, если речь идет о договорах на техобслуживание с актуальным сроком действия? Кому нужно соглашение на аварийно-диспетчерское обслуживание и чем грозит его отсутствие? На эти и другие вопросы по просьбам наших читателей отвечает главный инженер филиала № 9 АО «Газпром газораспределение Краснодар» Анзор Чич.

Почувствуйте разницу
— В прошлом году в редакцию «ГК» уже поступали жалобы на то, что ваши специалисты настаивают на перезаключении действующих договоров на техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. С началом этого сезона в редакцию вновь посыпались подобные вопросы. Расскажите, зачем перезаключать договор на поставку газа или на техобслуживание, если срок действия предыдущего еще не истек? Почему договор на ТО заключается отдельно? Сколько всего соглашений должно быть на руках у абонента?

— Анализируя эти вопросы, мы приходим к выводу, что многие жители воспринимают две разные организации, действующие в Горячем Ключе, как единое целое. Дело в том, что поставщиком газа населению являются наши коллеги — ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар». Они же обеспечивают расчеты, принимают оплату за потребленное голубое топливо, занимаются согласованием, установкой и проверкой счетчиков. Проще говоря, это ресурсники.

Их деятельность регламентирована постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Чтобы получить сетевой газ, нужно заключить с ними договор. Но это возможно только при наличии у абонента договора на техническое обслуживание с любой специализированной организацией, отвечающей требованиям законодательства. Одной из таких организаций на территории МО город Горячий Ключ является филиал № 9 АО «Газпром газораспределение Краснодар». Наша компания занимается эксплуатацией сетей газопотребления и газораспределения и является специализированной организацией по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Здесь нужно понимать разницу — это две смежные организации, и у каждой из них есть своя сфера ответственности. Мы находимся в плотном взаимодействии. Отсутствие одного из договоров, в том числе и в случае его расторжения, влечет за собой отключение абонента от газоснабжения. То есть, отвечая на последний вопрос, два договора (на ТО и Р ВДГО/ВКГО и на поставку) для физлица — это минимум.

Рекомендация — это не указание
Договор на поставку газа — прерогатива ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар». Он бессрочный и, будучи заключенным один раз, повторного перезаключения не требует, за исключением некоторых случаев. Необходимость переоформления возникает при замене оборудования, при смене собственника, либо по инициативе одной из сторон — например, при нарушении условий соглашения он может быть расторгнут, а потом заключен снова.

Что касается договора на техническое обслуживание (это те договоры, которые заключает наша организация), если не истек срок действия предыдущего договора — новый заключать не нужно. Необходимость переоформления, так же как и в предыдущем случае, возникает при дополнительной установке или замене оборудования, смене собственника.

Напомню нашим абонентам: АО «Горячий Ключгоргаз», с которым ранее у них были заключены договоры на техобслуживание, продолжает функционировать. Конечно, с юридической точки зрения менять договор до истечения его срока действия не обязательно, учитывая, что наш филиал № 9 взял на себя дополнительные обязательства по соглашению. Тем не менее мы предлагаем людям пойти на этот шаг. Направляем уведомления с рекомендациями расторгнуть действующий договор с «Горячий Ключгоргаз» и перезаключить его с нами. Подчеркну — они носят не обязательный к выполнению, а лишь рекомендательный характер.

Почему желательно это сделать, сейчас объясню. В связи с изменениями в законодательстве многие положения старого договора на сегодняшний день утратили свою актуальность.

Первый и основной пункт — это периодичность проведения техобслуживания. В договорах, которые были заключены до 2018 г., предусмотрено проведение проверки всего один раз в три года. На сегодняшний день, согласно постановлению Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», периодичность установлена иная — один раз в год, со всеми вытекающими для потребителя последствиями, в том числе и финансовыми.

Юридических оснований заставить перезаключать договор у нас нет, но требования безопасности таковы, что людям, которые заботятся о своем имуществе, жизни и здоровье, обновление соглашения не помешало бы. Тот договор, который был заключен ранее, подкреплен ссылками на устаревшие нормы законодательства.

И хочу отметить, что вне зависимости от того, перезаключен договор с абонентом или нет — наши специалисты проводят техническое обслуживание не менее одного раза в год. Таковы новые нормы закона. Естественно, ту сумму, которую абоненты платили раз в три года, теперь придется оплачивать ежегодно.

— У наших читателей сразу возникает резонный вопрос: для перезаключения договора им нужно заново собирать все справки и документы, тратить время, силы и деньги. А почему нельзя воспользоваться данными, которые находятся в базе «Горячий Ключгоргаз», чтобы перезаключение происходило в автоматическом режиме?

— Повторный сбор данных нужен, прежде всего, для актуализации информации: на момент заключения нового договора может поменяться собственник, количество проживающих. Кроме того, в этом случае проводится инвентаризация газового оборудования. В перечень необходимых документов включены паспорта на котлы и плиты. Мы сверяем информацию со старой базой и выявляем у некоторых горожан самовольное внесение опасных изменений в конструкцию сетей или приборов и прочее.
Естественно, указываем людям на необходимость устранения недочетов и приостанавливаем поставку газа до решения данных проблем.

Вызов 04 платный?
— На каком основании юридические лица должны отдельно платить за аварийно-диспетчерское обслуживание (АДО)? В договоре на ТО, ранее заключенном с вашей организацией, указано, что «исполнитель обязуется выполнять комплекс мероприятий по техническому обслуживанию объектов сети газопотребления в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 54983-2012…» Если прочесть этот ГОСТ, становится очевидным, что он и так включает в себя аварийно-диспетчерское обслуживание: «ГОСТ Р 54983-2012 п 4.6 «Аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения должно проводиться круглосуточно (включая выходные и праздничные дни)». Этот вопрос тоже интересует читателей «ГК», и не заставят ли и жильцов квартир (физлица) дополнительно оплачивать АДО?

— Сразу хотелось бы оговорить, что тот ГОСТ, который здесь указан, не является регламентирующим документом. Обслуживать сети газопотребления (это то, что находится внутри здания организации) должна аварийно-диспетчерская служба. Это четко сказано в ГОСТ Р 54961-2012, который распространяется именно на сети газопотребления.

Там сказано, что данный вид работ обеспечивается собственником или ответственным лицом путем заключения договора.
Есть понятие — эксплуатация сети газопотребления. Оно включает в себя ряд технических действий. Что именно должно быть организовано в процессе эксплуатации? Согласно п. 5.1.4: ввод сетей в эксплуатацию, тех-обслуживание и ремонт наружных и внутренних газопроводов, бытового оборудования, переустройство сетей (при необходимости) и аварийно-диспетчерское обслуживание — это все разные виды работ. Договоры на техобслуживание включают в себя только один из них.

Первые обеспечиваются при строительстве и вводе в эксплуатацию, на них договоры не нужны. Переустройство — функция, которая может быть реализована по желанию абонента: если человек хочет, он обращается к нам и согласовывает переустройство. А вот АДО — это отдельный вид работ. На сегодня заключаем договоры на техническое обслуживание, куда не включен этот пункт. Это нужно для того, чтобы обеспечить в нашей сфере конкурентную среду, чтобы у юридического лица был выбор, какой именно компании доверить техническое, а какой — аварийно-диспетчерское обслуживание (кроме нашей, есть и другие специализированные организации).

— А если произойдет авария в организации или фирме, которая не заключила с вами договор на АДО, как вы будете с ней работать в этом случае?

— Конечно, мы все равно приедем устранять последствия происшествия, наше аварийно-спасательное формирование обязано участвовать в локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Это наш долг. Экстренные случаи регламентируются отдельным законом. А заключенный договор на АДО наделяет специалистов филиала № 9 юридическим основанием круглосуточно выезжать по заявкам, к примеру, если потребитель жалуется на запах газа или на проблемы с работой котла. Эта услуга оказывается в рамках другого нормативного акта. В целом можно сказать, что это разные области. Отсутствие договора указывает на то, что эта фирма или организация представляет аварийную опасность для всего города.

В том случае, если не будет заключено такое соглашение, мы обязаны уведомить в первую очередь само юр. лицо о необходимости его оформления и о санкциях, которые последуют. А затем при отсутствии реакции подадим эту информацию в Ростехнадзор, в жилищную инспекцию, в администрацию и в прокуратуру. Заключение всех перечисленных инстанций приведет к отключению предприятия от газоснабжения.

Кстати, есть причины, по которым подача газа может быть приостановлена без предварительного уведомления, — это наличие угрозы аварийной ситуации, неисправность оборудования, неисправность дымохода и вентканалов, утечка газа и т. д.
Что касается не юридических, а физических лиц, то в их отношении действует другой ГОСТ и в договор на ТО уже входит аварийно-диспетчерское обслуживание.

Кому не страшно доверить котел?
— Что входит в комплекс мероприятий по ТО, за который взимается плата? Должен ли мастер проводить чистку котла, разбирать его и осматривать на предмет исправности, учитывая, что все модели сейчас сложные и дорогостоящие. Имеется ли у мастеров соответствующая квалификация для данных работ?

— Наши сотрудники имеют высокую квалификацию. Они прошли соответствующее обучение по ТО и ремонту газового оборудования любого вида сложности. Также регулярно проводится дополнительное обучение для повышения квалификации и сдача внутренних экзаменов. Здесь все как в школе: собирается комиссия по проверке знаний, есть билеты, есть специальная программа. Естественно, комплекс вопросов охватывает множество тем, гораздо больше, нежели просто ремонт и обслуживание котла.

Что касается вида и объема работ, входящих в ТО. Минимальный их перечень утвержден постановлением правительства № 410. В основном туда входят работы, которые позволяют убедиться нам в безопасности данного газового оборудования. Для этих работ есть приборные и физические методы. Грубо говоря, пришел слесарь, промазал газовые трубы мыльной эмульсией, проверил, нет ли утечки; отметил наличие вентиляционных каналов, их состояние и положение, тягу в дымоходе и вентканале, проверил на режимах сгорания газовое оборудование (то есть включил и оценил, как работают котел и печка), проверил давление и исправность газовых вентилей.

Кроме того, специалист может снять с котла лицевую панель и осмотреть его исправность, наличие в конструкции оборудования самовольных изменений, несанкционированные врезки и подключения. Встречаются и хищения газа, и прочие противоправные действия. Перечень строго регламентирован. Есть и временные нормативы. Но многие потребители просят слесарей дополнительно провести чистку котла, водяной системы теплообменника, проверить электронную плату на устойчивость контактов — данные виды работ в обязательный перечень ТО не входят и осуществляются в рамках сервисного обслуживания за отдельную плату. Если в ходе технического обслуживания наши специалисты выявляют неисправное оборудование, оно отключается от газа, а заказчику вручается уведомление о необходимости ремонтных работ, и он сам решает, к какой специализированной организации ему обратиться за помощью.

— Не так давно под видом газовиков по квартирам горожан ходили мошенники, которые навязывали им ненужные и дорогостоящие услуги: их оперативно задержали, но люди стали остерегаться пускать в дом специалистов различных служб. Как им обезопасить себя? Какие документы должны предъявлять представители вашего филиала при посещении потребителей с целью проверки газового оборудования?

— Каждый слесарь по обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должен при себе иметь удостоверение сотрудника нашей организации филиала № 9 АО «Газпром газораспределение Краснодар» с печатью, подписью руководителя, фотографией сотрудника и указанием срока действия данного документа. Кроме того, дополнительно, чтобы убедиться, что человек, пришедший к вам, является специалистом именно нашей организации, можно позвонить по номеру 04 и спросить, действительно ли слесарь с такой фамилией — наш сотрудник и проводит ли он сегодня работы по данному адресу. Ответы на эти вопросы можно получить в любое время.