Дорога — зона повышенной опасности

Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. Он не является государственным выходным в России, однако страна поддерживает акции, связанные с датой. В 2019 году событие выпадает на 17 ноября. Почести учреждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) от 26 октября 2005 года № A/RES/60/5 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире».

В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает около 1,25 миллиона человек. Трагедия усугубляется тем, что в основном это молодые люди в самом активном, трудоспособном возрасте — от 25 до 40 лет. Масштабы дорожно-транспортного травматизма — серьезная национальная проблема Российской Федерации. Каждый год в стране в автомобильных авариях гибнет порядка 25 тысяч человек, что сопоставимо с населением небольшого города России. По оценкам ВОЗ, без принятия неотложных мер по улучшению безопасности дорожного движения, к 2020 году в странах с низким и средним уровнем дохода число людей, погибающих в результате дорожно-транспортных происшествий, возрастет на 80%.

Мероприятия этого дня не носят характер праздника, потому что связаны с памятью о жертвах. Общественные организации устраивают акции, рассказывающие о способах избежания ДТП. Благотворительные фонды ведут сбор средств пострадавшим и их близким. На телевидении и радиостанциях транслируются передачи, описывающие положение дел в защите здоровья и жизней участников движения. Рассказывается о крупных катастрофах, демонстрируются записи с видеокамер. Во Всемирный день памяти жертв ДТП проходят конференции, семинары. Выступающие заявляют об эффективности борьбы с дорожно-транспортными происшествиями, успехах и трудностях. Предлагаются к рассмотрению законопроекты. Слушатели приглашают представителей власти. Распространяются идеи использования беспилотных автомобилей и обмена информацией между всеми транспортными средствами.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий

 Пассажиры автотранспорта – одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Около 40% пострадавших в ДТП составляют пассажиры транспортных средств. Рост автомобилизации во всем мире стал причиной увеличения количества аварий и повышения уровня травматизма среди водителей и пассажиров.

Одной из наиболее действенных мер по защите водителя и пассажиров от травм при ДТП является использование ремней безопасности. Ремень безопасности — наиболее эффективное устройство транспортного средства, позволяющее уменьшить тяжесть травм водителя и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

Самыми незащищенными в автокатастрофах оказываются дети: тесты показывают, что обыкновенные автомобильные кресла и предусмотренные конструкцией ремни безопасности не обеспечивают защиту пассажира ростом менее 135 сантиметров — при фронтальном ударе маленький пассажир довольно легко выскальзывает из-под ремня!

Не спасают ребенка и материнские руки, на которых нередко находит себе «достойное» место юное создание: специалисты утверждают, что при столкновении автомобиля с препятствием всего лишь на скорости 60 километров в час вес пассажира возрастает почти в десять раз, и удержать младенца на руках становится едва ли возможно!

При отсутствии детских кресел в автомобиле шестая часть детей погибает, а третья остается инвалидами на всю жизнь… Детское удерживающее устройство в подобных ситуациях почти стопроцентно гарантирует безопасность ребенка!

2 июля 2017 года вступили в силу поправки в ПДД, определяющие новые правила перевозки детей в автомобиле. Правила стали строже: некоторые изделия, которые раньше допускались вместо автокресла, теперь использовать не разрешается.

Для детей до 7 лет:

  • Обязательно использование кресла или люльки.
  • Эти детские удерживающие устройства разделены на группы в зависимости от веса ребенка. Нужно использовать изделие соответствующей весовой группы.
  • Кресло или люльку можно устанавливать как на переднее, так и на заднее сиденье. Крепить согласно инструкции. Если изделие оборудовано собственными ремнями безопасности, то именно ими и следует пристегивать ребенка. Если ремней нет, то использовать следует штатный ремень безопасности согласно инструкции к детскому удерживающему устройству.
  • Использование заменителей кресел — таких как адаптеры ремней безопасности — теперь не допускается.

Для детей от 7 до 12 лет:

  • Использование детских удерживающих устройств — дело добровольное, если ребенок сидит сзади (в этом случае достаточно пристегнуть его штатным ремнём безопасности автомобиля). Хотя за отсутствие детского удерживающего устройства в этом случае больше не штрафуют, эксперты тем не менее рекомендуют использовать кресло или бустер. Без таких устройств уровень безопасности существенно понижается.
  • На переднем сиденье обязательно использование кресла или бустера, соответствующего весу ребенка
  • Использование заменителей кресел — таких как адаптеры ремней безопасности — не допускается.

Детей старше 12 лет можно перевозить на любом месте в автомобиле без использования детских кресел или бустеров, пристегивая штатным ремнем безопасности.

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения правил дорожного движения друг друга. То есть пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Анализ дорожно–транспортных происшествий с участием пешеходов показывает, что большинство ДТП происходит по вине самих пешеходов. Наибольшее количество ДТП с участием пешеходов приходится на утренние и вечерние (сумерки), а также в ночное время в выходные дни.

Причинами совершения данных ДТП является:

—  переход проезжей части в неустановленном месте;

— движение по краю проезжей части в попутном направлении с транспортными средствами;

— внезапное пересечение проезжей части перед близко идущим транспортным средством;

— ДТП по вине пешеходов в состоянии опьянения.

Основные правила дорожного поведения для пешеходов:

  • пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
  • при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
  • пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
  • на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Водителю для предотвращения наезда на пешехода рекомендуется соблюдать особую осторожность при определенных ситуациях.

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие на дороге автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части крупных городов. Бывают ситуации, когда из-за припаркованных как попало машин движение на дороге сильно затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить вовремя. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

 

Сохранение жизни и здоровья  участников дорожного движения имеет социальные, психологические, правовые, нравственные, эстетические и педагогические аспекты. Профилактика травматизма  возможна не только при условии  специальной подготовленности к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и к формированию высокого уровня транспортной культуры.

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.