Отражение эпохи в «елочных сокровищах»

Свои «Новогодние истории» поведают посетителям городского исторического музея экспонаты праздничной выставки. В преддверии самой волшебной ночи, на стыке лет, один из залов засиял разноцветными огнями. Отражаясь в елочных игрушках прошлого века, тысячи искрящихся зайчиков рассыпались по стенам, создавая уютную атмосферу и погружая гостей в новогоднее прошлое страны. Красавицы-елочки в праздничном убранстве, стеклянные шары и шишки, ватные и картонажные игрушки красноречиво повествуют о том, как отмечали Новый год в советский период. А детские книжки, плюшевые медведи, легендарная игра «Ну, погоди!» и прочие, дорогие сердцу каждого советского ребенка предметы служат ответом на самые популярные новогодние запросы из прошлой эпохи. О том, как подбирались экспонаты для новогодней выставки, в интервью «ГК» рассказала Юлия Лысенко, заведующая отделом экспозиционно-выставочной деятельности городского исторического музея.

Флешмоб от самодержца
Выставка «Новогодние истории» открылась в год юбилея знаменательного события. Ровно 320 лет назад Петр I повелел отмечать новолетие на зарубежный манер. В 1699 году (по новому стилю) люди, как обычно, собирались 1 сентября праздновать наступление 7208 года от сотворения мира. Но на Красной площади глашатаи объявили, что отныне и навсегда первый день осени считается будним, а 1 января войдет в свои права 1700 год христианской веры, как принято в европейских странах. При этом Петр повелел «и в дому своем, и по большим проезжим знатным улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей — сосновых, еловых и можжевеловых».
31 декабря около полуночи Петр I сам открыл празднества.

Император факелом поджег ракету, которая осыпала всех искрами, пеплом и копотью. В церквях Замоскворечья ударили в колокола. В Кремле начали палить пушки. Царь повелел гулять всю неделю и ввел новый обычай — 1 января все должны поздравлять друг друга с праздником.

В России украшать елки начали в XIX веке. В роли шаров и гирлянд выступали пряники, сладости, орехи. Позже появились нарядные: ватные, картонные, проволочные, стеклянные игрушки; гирлянды, хлопушки, флажки и многие другие праздничные аксессуары для хвойной красавицы. Часть из них заняла почетные места в новой музейной экспозиции. Подлинные елочные игрушки из фондов музея — это живые артефакты. У каждого из них есть своя история.

От Чиполлино до Хрущева
Дизайнерские решения елочных игрушек прошлого отражали веяния эпохи, были откликом на все значимые события, происходившие в жизни советского человека.

Вот, к примеру, в еловых лапах замер главный герой сказки Джанни Родари «Чиполлино». Эта серия елочных украшений, созданная по мотивам известного произведения, была выпущена в 1960-е годы, когда книгу перевели на русский язык и она стала активно завоевывать книжные полки советских читателей. В период правления Хрущева елка напоминала выставку достижений сельского хозяйства. Огурец, клубника, помидор, перец, лимоны — ватные и стеклянные, появившиеся на прилавках отечественных магазинов в начале 1950-х годов, были ее непременными аксессуарами.

Елочная игрушка в виде часов, стрелки которых застыли в положении «без пяти двенадцать», и различные ее вариации стали активно производиться с 1956 года, после выхода культового фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Помните легендарные строки: «Пять минут, пять минут… Это много или мало?» А еще в каждой советской семье были картонажные елочные игрушки, которые выпускались с 1920-х и вплоть до 1980-х годов. И многие, многие другие.

Украшают выставку и детские игрушки. Здесь мы можем увидеть советского мишку, набитого опилками, кукол, металлические машинки, «пятнашки», а также электронную игру «Ну, погоди» (1984 г.), о которой мечтал каждый ребенок в нашей стране! На одном из стеллажей красуется игрушечный ткацкий станок. Наверняка получить такой новогодний подарок хотела бы каждая советская девочка. Это ведь не просто игрушка, а действующий механизм, и по сей день справляющийся со своей задачей. Рядом фильмоскоп — предшественник современных домашних кинотеатров и прочие технические новинки родом из СССР.

Трофейный ковер
Ну и конечно, выставка не могла бы передать эпоху советского времени в полной мере, если бы не уголок советской комнаты, который представлен в экспозиции выставочного зала. Это настоящая фотозона, в которой каждый гость сможет не только окунутся в эпоху советского времени, но и сделать снимок в стиле ретро. Мебель для уголка во временное пользование в музей передала Александра Очиченко.

Журнальный столик с инкрустацией, кресло, телевизор, который в каждой семье обязательно накрывали салфеткой, а для подчеркнуто праздничной атмосферы ваза с фруктами и советское шампанское… Решив достать для композиции настоящий новогодний напиток, сотрудники музея столкнулись с определенными трудностями. Как оказалось, в точности такое же шампанское, как в прошлую эпоху, сейчас можно достать только у коллекционеров, а современные аналоги по внешнему виду отличаются от оригинальной продукции. И главное внешнее несоответствие в цвете фольги — у настоящего «Советского» она серебристая, а у современного — золотистая.

Особую музейную ценность представляет настенный плюшевый ковер «Олени в лесу». Казалось бы, такой был в каждом советском доме. Однако этот музейный экспонат родом не только из прошлого века, но и из другой страны. В 2006 году ковер передала в дар музею Людмила Сидорова. Если присмотреться, он отличается от своих советских собратьев. Все дело в том, что он был изготовлен в Германии и вывезен оттуда в 1945 году. Принадлежал ковер маме Людмилы Васильевны, Анне Михайловне Баранковой, проживавшей в Горячем Ключе с 1966 года.

Застывший карнавал
Отражение «Новогодних историй» из прошлого зазвучало отдельной сюжетной линией благодаря старым фотографиям. Со стен зала на зрителей с улыбками смотрят детсадовцы и школьники, студенты и представители трудовых коллективов. На снимках время для них застыло в тот момент карнавальной ночи, когда сработал затвор старинного фотоаппарата и молнией блеснула вспышка.

В экспозиции представлены снимки и из фондов музея, и из личных альбомов горожан. Например, самая ранняя фотография, предоставленная Анной Павловой, датирована 2 января 1953 года. На ней запечатлены воспитанники детского садика № 1.

Людмила Борисовна Сафина (Галайда) из г. Пярну (Эстония) жила в Горячем Ключе с 1949 по 1959 год и ходила в этот же детский сад. На одной из фотографий, сделанной 4 января 1954 года, запечатлены будущие первоклассники. Среди них: Валера Белецкий, Людмила Галайда, Жора Горбенко, Саша Таран, Валя Фурсова, Саша Мягков, Витя Ильченко.

Возможно, что кто-нибудь из бывших дошколят узнает себя на фото и вспомнит такое близкое и вместе с тем далекое детство в Горячем Ключе.

Татьяна Терещенко поделилась карточками из альбома своей бабушки — Эммы Сергеевны Цыганковой, она работала начмедом Обьединения санаторно-курортных учреждений (ОСКУ) (нынешние санатории «Горячий Ключ» и «Предгорье Кавказа») с 1983 по 1992 год.

Отдельное место в экспозиции заняли снимки из архива Анны Вальгузовой. Ее бабушка, Галина Михайловна Пушкарева, полвека работала воспитательницей в детских садах Горячего Ключа. На выставке представлены снимки, запечатлевшие воспитанников д/с «Колобок» 60-70-х годов прошлого века. Здесь же фотографии, предоставленные руководителем архивного отдела Натальей Куриленко и Петром Тыщенко, более полувека трудившимся на мебельной фабрике.

Сотрудники городского исторического музея надеются, что эта выставка вызовет приятные воспоминания детства у гостей и жителей города. И может быть, глядя на новогодние снимки, кто-то узнает себя или захочет пополнить музейную фотоколлекцию снимками из своих семейных архивов. Выставку можно посетить до 20 января 2020 года.