Наша Устиновна

Так называют своего председателя первичной организации общества инвалидов Горячий Ключ 3 (это Развилка) ее члены.

Чуткая, внимательная к людям, переживающая за каждого. Так они характеризуют Зинаиду Устиновну Зубко, ветерана труда, награжденную медалью «За выдающийся вклад в развитие города Горячий Ключ», грамотами главы города за активную гражданскую позицию. Для этой женщины «Горячий Ключ» — верный друг. Не было ни одного года, чтобы Зубко не выписала родную газету. «Для нас, инвалидов, пресса — это глоток свежего воздуха, проводник в мир новостей, ознакомитель с планами и работой нашего муниципалитета.

События, яркие факты, полезные советы, а сколько интересных, содержательных историй о жизни наших земляков, об их достижениях мы узнаем, перечитывая «Горячий Ключ», — так Зинаида Устиновна характеризуют свое отношение к газете. — Я благодарна депутату Государственной Думы РФ Владимиру Ильичу Синяговскому за предоставленную мне возможность получать любимое издание бесплатно. Спасибо ему за чуткость и милосердие к нам, инвалидам. Его проект «Мир без границ» вызывает чувство признательности к деятельности нашего народного избранника. Я перефразирую известную фразу и скажу так: «Доброта спасет мир».

Жизнь Зинаиды Устиновны была наполнена трудностями и лишениями. Она родилась в 1943 году. Шла жесточайшая война. Отца Устина в 1941 году мобилизовали на фронт, но вскоре списали за негодность к воинской службе. Перед войной получил тяжелую производственную травму, еле жив остался, тогда колхознику инвалидность оформлять не стали, но травма сказалось на здоровье. Станица Кутаисская, где жила семья девочки, в 1942-м пережила оккупацию. Всех жителей румыны повыгоняли из домов, народ селился в сараюшках, в землянках. Враги, подобно саранче, пожирали живность, изымали съестные припасы. Они не жалели изголодавшихся людей: женщин, стариков, ребятишек. После румын остались котлованы костей от животных, которых пособники Гитлера употребили ненароком, для аппетита.

Мама Зинаиды, Анастасия, тоже трудилась в колхозе и после изгнания врагов в январе 1943 года из родной станицы продолжила работу на трудовом фронте. Появление нового маленького человека в семье стало радостью для всех. Особенно отец обожал малышку, словно предчувствуя свою скорую смерть, он нежно и ласково относился к девчушке, не мог ею налюбоваться. Он умер, когда Зиночке исполнилось три годика.

Тяжелое время пришло в семью. Пора голода не щадила людей, ели все: кору, травы, желуди. Насобирали дички: яблок, груш — насушили. Собрали в мешки и отправились менять на зерно в хлебные станицы. Ехали на грузовике, а он возьми да перевернись. Погибла напарница Анастасии, а ее без сознания привезли в больницу. Долго врачи боролись за жизнь матери. Выходили, поставили на ноги. Приехала она домой, а Зина худющая, изголодавшаяся, плачет: «Мамочка, родная моя, милая моя». Обнимает Анастасию, целует. И мать поняла, что некогда ей о своих болячках думать, надо жить, работать, детюшку растить.

А детюшка подросла и пошла на работу в колхоз, маме помогать. Труд в табачной бригаде был тяжелым. Зина к табачным теплицам шагала из станицы Кутаисской в поселок Первомайский пешком по бездорожью, в худенькой одежонке да дырявой обуви. Себя она чувствовала заправской табачницей. Скидки на возраст не было, как и на вредные производственные условия. А еще училась Зина в станичной школе. А после седьмого класса дети шли учиться в Первомайку. Конечно, никто их не подвозил, шагали сами. Мама Зины обратилась к бригадиру с просьбой выписать для дочери резиновые сапоги в сельский магазин, а они уж их выкупят. Дядя Гриша нахмурился, но вроде как кивнул головой, мол, сделаю. Только сапог для Зины все не было. Пошла она сама к бригадиру. Отказа не было, но не было и сапог. Так рухнула мечта девушки о среднем образовании. Устроилась Зинаида на работу в табачную бригаду, она-то и раньше уже числилась ее работницей, а теперь с полным рабочим днем, без всяких поблажек и ссылок на учебу. Жаль было своей мечты об образовании, но все решили сапоги. Смешно и печально одновременно.

Зинаида Устиновна улыбается: «Пережила я этот удар достойно. Закипела работа на табачных полях. Не забуду, как я передвигала вагончики с табаком, тяжеленные. Боялась, чтоб не перевернулись. А сама-то худышка полуголодная. Сытыми мы не бывали. Все, что производили крестьяне на домашнем подворье, сдавали государству. Да, да, почти все сдавали. Иногда даже прикупали яйца, мясо, молоко. Не дай бог, в саботаже могли обвинить и отправить в ссылку, если не сдашь в указанном объеме продукцию».

Конечно, тяжелый продолжительный труд сказывался на здоровье. Девушку перевели в тракторную бригаду учетчицей. Там приходилось много ходить, замерять объемы выполненных работ, но Зинаида духом не падала, не ныла. Она создала семью, родила дочь Ларису. Переехала жить на Развилку, трудилась над дубзаводе. И везде Зинаида Устиновна Зубко была на переднем крае. Вот уже больше двадцати лет возглавляет Устиновна первичную организацию инвалидов. Гордится, что рядом с нею люди неугомонные, общительные, скорые на подъем. Они активно участвуют в городских делах, помогают друг другу, поддерживают нуждающихся. Среди них есть спортсмены, певцы, творческие личности. Равнодушных нет, а это самое главное.

Зинаида Устиновна повторяет свое пожелание: «Пусть газета передает спасибо Владимиру Ильичу Синяговскому за участие в моей судьбе. Это замечательный подарок к новому 2020 году. Ему пожелаю успеха в делах, здоровья и благополучия в жизни».

Наша Устиновна не лукавит, она искренний человек и душевный. Жизненные трудности только закалили ее характер — упорный и боевой.