Фантазии, которые становятся реальностью

Ежегодно 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений, или по-другому День детей-изобретателей. Дело в том, что именно в этот день родился американский государственный деятель, дипломат, ученый, изобретатель, журналист Бенджамин Франклин, который сделал свое первое изобретение — ласты для плавания (они надевались на руки) в двенадцатилетнем возрасте. Сейчас тысячи детей и подростков придумывают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику.

Такое творчество поощряется в национальном проекте «Образование», а точнее, в одном из его направлений — «Успех каждого ребенка», где отмечается важность в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности дополнительного образования.

Сегодня именно тот день, когда можно подробно рассказывать о находчивости и сообразительности юных гениев, оценить значимость полета их фантазии и поощрить разносторонние детские таланты.

А как развиваются такие таланты в нашем городе? Прежде чем заглянуть в Центр детского творчества Горячего Ключа, давайте сделаем небольшой экскурс в историю и вспомним, что же принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

Идеи, перевернувшие мир
Американец Честер Гринвуд в 1873 году, а ему тогда было 15 лет, изобрел меховые наушники от холода, канадец Жозеф-Арман Бомбардье в 1922 году, будучи в таком же возрасте, придумал первый снегоход, 11-летнему американцу Фрэнку Эпперсону пришла мысль сделать мороженое на палочке — фруктовый лед, а 15-летнему французу Луи Брайлю — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми (разработка 1824 года). Пластилин обязан своим появлением внучке производителя клея для обоев Клео Маквикера, а флаг

Аляски — 13-летнему Бенни Бенсону, имевшему, кстати, русско-алеутско-шведское происхождение. В числе изобретений, перевернувших мир, стало создание американским школьником Джеком Андрака прототипа тест-системы для диагностики рака поджелудочной железы на ранней стадии, а также множество других детских фантазий, благодаря которым появились молниеотвод, кресло-качалка, бифокальные очки, батут, перчатки без пальцев, бумажный пакет с квадратным дном, наконец, калькулятор.

Самой юной изобретательницей в России является 10-летняя москвичка Анастасия Родимина, которая придумала новый способ печатной графики — фрактальную «энергоинформационную монотипию». От обычной монотипии (способ получения изображения, когда на бумагу наносится краска, после чего с нее делается отпечаток) фрактальную отличает то, что монотипия дорабатывается с помощью аппликации с последующим облучением солнечным светом. А среди уже современных идей — гаджеты для слепых, придуманные 16-летним Валерием Ильиным из Волгодонска, поводырь и трость для слепых 10-летнего школьника из Татарстана Артура Лукьянова, беспилотник для армии и МЧС 16-летнего изобретателя из Ростова-на-Дону Владислава Кожухова, чудо-прибор — корректор сна 16-летнего Олега Кочанкова из Сарова, домофон-оповеститель о чрезвычайной ситуации девятиклассника из Новороссийска Михаила Вульфа, новый носитель информации Digital Sandwich — нижегородских 10-классников Никиты Чернядева, Ильи Данилова и Антона Зарубина.

Что такое «Азбука творчества»?
В любом деле процесс познания начинается с азбуки — книги для начального обучения грамоте. Вот почему одной из дополнительных общеразвивающих программ, действующих в Центре детского творчества Горячего Ключа, стала программа объединения, которое так и называется — «Азбука творчества». Вот что рассказывает о нем руководитель объединения, педагог дополнительного образования Ирина Яковлева:

— Цель создания такого объединения — раскрыть творческий потенциал посредством изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Мы стремимся дать воспитанникам представление о видах и жанрах декоративно-прикладного искусства, о средствах и способах изображения и предоставляем им возможность отработать практические навыки в использовании различных техник, материалов, инструментов. Много времени уделяется техническим видам творчества, связанным с бумагой, когда дети изучают ее волшебные свойства — техники скручивания, сжимания, тиснения и многие другие. Но этим мы не ограничиваемся, занимаемся рукоделием, работаем и с другими материалами — тканью, кожей, тесьмой, лентами, пластилином, пеноплексом. На создание икебан идут в основном природные материалы, а на изготовление одежды и аксессуаров — даже отходы производства.

— Очень интересно! Расскажете об этом?

— А давайте предоставим возможность продемонстрировать свои работы самим детям! Они очень вовлечены в удивительный мир творчества, и этот мир дает им возможность развивать художественно-конструкторский талант, нестандартное мышление, творческую индивидуальность…

В объединении «Азбука творчества» занимаются девочки и мальчики от семи до четырнадцати лет. Все они из разных школ Горячего Ключа, но объединяет их одно — стремление научиться мастерству, которым владеет педагог Ирина Яковлева. А у Ирины Сергеевны солидный опыт — 38 лет работы учителем технологии в школе и в учебно-производственном комбинате, так что есть возможность отследить, кем стали ее ученики. Кто-то работает ведущим художником-модельером в Бэйдайхэ в Китае, другие же выбрали профессию повара-кондитера и проявляют творческие способности в сфере общепита. И вот что характерно. Дети, которые имели в школе проблемы по основным предметам, но отлично освоили прикладное искусство, стали мастерами в этой сфере.
Ирина Сергеевна приехала в Горячий Ключ четыре года назад с Дальнего Востока, из Благовещенска, но уже за столь небольшой срок сумела грамотно поставить работу в объединении и дать своим воспитанникам максимум знаний и навыков.

Когда приходит фантазия?
Толковые словари трактуют понятие «фантазия» как способность выдумывать, представлять что-то как продукт воображения. Понятно, что она не возникнет у человека пассивного, бездеятельного. Чтобы осенила идея, должен зародиться сначала мысленный образ, а он может появиться только благодаря определенным знаниям и практическому опыту. Например, не сможет человек создать новую технику прикладного искусства, не имея представления об уже существующих и не научившись своими руками выполнять в этих техниках свои работы.
Одна из воспитанниц Ирины Яковлевой Диана Проводкина создала необычный предмет — котопушку, правда, пока еще в виде эскиза, нарисовав на бумаге нечто, синтезированное из двух ручных предметов — милого домашнего существа — котика и огнестрельного оружия — пистолета. Девочке всего девять лет, но ее полет фантазии уже налицо, поэтому при грамотном развитии таланта она, безусловно, сможет дать нашему обществу новые идеи и замыслы, которые и лежат в основе всех изобретений.

— Я учусь в третьей школе, — рассказывает о себе Диана, — и занимаюсь в «Азбуке творчества». Умею работать во многих техниках, связанных с использованием бумаги, среди них рисунок, аппликация, оригами, квиллинг, бумагопластика, вытинанка, папье-маше… Вот эта работа на стене, где изображена пещера, выполнена в технике декупаж, это когда на обыкновенной бумаге на принтере печатается цветная картинка, потом она приклеивается на пеноплекс, после чего уже оформляется. А сегодня мы в технике айрис фолдинг должны создать красочное изображение снегиря.

— Можешь рассказать немного об этой технике?

— Конечно! Она пришла к нам из Голландии, и в переводе с английского означает «радужное складывание». Это складывание можно выполнять по определенным схемам, например, по кругу в виде спирали. Как мы делаем снегиря? Вырезаем на голубом картоне его изображение по шаблону, а потом на изнаночной стороне клеим полоски цветной бумаги, клюв желтый, перья черные, грудка красная…

— Диана, а кем ты собираешься стать?

— Дизайнером! Скорее всего, буду создавать одежду, а может быть, интерьер. Мне очень нравятся занятия здесь, потому что они развивают моторику рук и вообще дают каждый день много нового и интересного. Поэтому у меня очень часто возникала мысль придумать что-то такое, чего никогда не было. Одной из таких фантазий и стала котопушка.

Шедевры из мусора
Ангелина Вазенмиллер в нынешнем учебном году лидировала в муниципальном конкурсе экологического костюма «Экостиль» и успешно выступила в краевом, получив третье место в номинации «Бумажная Вселенная». И это не первая ее победа. Конкурс, организованный министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, предоставлял возможность участникам раскрыть свой творческий потенциал, проявить конструкторское мышление.

Наряд, в котором предстала девятилетняя Ангелина, ученица первой школы, был выполнен из отходов производства — утеплителя, используемого в строительстве, по сути, из строительного мусора. Однако костюм смотрелся по-королевски, отсвечивая белизной и серебром, дополненный аксессуарами — кокетливой шляпкой, выразительной сумочкой и такими же туфлями.

А в прошлом году Ангелина Вазенмиллер заняла в краевом конкурсе «Экостиль» в номинации «Бумажная королева» второе место, а Катерина Засыпкина, она блистала в наряде Снежной королевы — третье. Обе девочки показали достойный результат по начальному техническому моделированию. Кстати, в этом конкурсе критериями оценки стали техническая сложность, оригинальность, аккуратность исполнения, дизайнерское решение и презентация работы.
На вопрос, чему она научилась в объединении «Азбука творчества», Катя ответила так:

— Работать с бумагой! Хорошо ее складывать, делать квадрат, выполнять квиллинг, это скручиваются из бумаги спиральки, а из них собираются различные композиции. Я научилась рисовать и лепить, даже трудно все перечислить…

Помещение, в котором занимаются воспитанники этого объединения, стало своеобразной выставкой их работ. Среди них — полная коллекция новогодних елок, сконструированных из различных подручных материалов, рождественские картины с использованием техники декупажа, икебаны из природного сырья и многое другое. И за каждой работой стоит имя — Маргарита Сурапова, Элиза Пирмагамедова, Люба Бирюкова… В любой из этих поделок есть частичка творческой индивидуальности юного мастера, его полет фантазии и конструкторские навыки, то есть качества, присущие изобретателям. Возможно, что когда-нибудь кто-то проявит себя и на этой стезе.