Судьба офицера

Страшная война, длившаяся около десяти лет, забрала жизни свыше 15 тысяч советских граждан и принесла горе и боль во многие семьи. Судьбы солдат и офицеров, их подвиги и примеры актов жертвенности легли в основу множества художественных и документальных произведений, стали частью летописи воинской доблести страны.
В преддверии памятной даты мы пригласили в редакцию Евгения Докшина — летчика-штурмовика, на чью долю выпали непростые испытания афганской и чеченской войн, чтобы еще раз из первых уст услышать правду о последнем противостоянии огромной державы — СССР.

Штурмовики Су-25, один из которых пилотировал Евгений, в Афганистане уважительно называли «грачами». Они «выклевывали» противника из самых труднодоступных мест в горах. Поддерживали огнем с высоты пехоту и десант, помогая побеждать в самых тяжелых боях. А за высокую надежность эту крылатую машину конструкторского бюро Павла Сухого нарекли «самолетом-солдатом».

Наш с Евгением диалог, как это часто бывает, когда собеседник оказывается человеком неравнодушным ко всему, что происходит в гражданском обществе, плавно вышел за границы обозначенной темы, устремившись в актуальные для сегодняшнего дня направления — проблемы в сельхозавиации, противостояние угрозе терроризма, патриотическое воспитание и другие наболевшие вопросы.

Ребенок,
полюбивший небо
С глянцевого, бережно сохраненного снимка, сквозь расстояние длиной в три десятилетия, смотрят на нас четверо улыбающихся парней — это весь состав летного звена. На фотографии 1988 года им по 25 лет. Подумать только… Самый беззаботный возраст молодости — время влюбляться, создавать семьи и растить детей, а вокруг чужая страна и беспощадная война, каждый день которой может для любого из ребят стать последним.

— Вот друг Руслан, а это ведомый, с которым я летал, ну а тот, в центре, совсем мальчишеского вида — командир звена, — рассказывает Евгений. — Когда мы прилетали в Ташкент (гоняли туда старую технику), у нас ничего не было, кроме формы и пистолетов на боку. И вот один раз в трамвае у него спросили: «Мальчик, у вас почему пистолет?» Руслан тогда, помню, сказал: «Это мой мальчик, не трогайте». Юморные были ребята, в командировке по Ташкенту в трамвае ездили по одному билету на четверых, чтобы в штаб армии прибыть и получить задание. Молодыми проще воевать, нервы крепче, здоровье хорошее. Руслан Моисеенко, кстати, позже (почти через 25 лет) поспособствовал моему переезду в Горячий Ключ. Я раньше часто в гостях у него бывал и вот шесть лет назад решил здесь поселиться. Места ваши понравились. Природа чудесная, очень подходит для нынешнего моего увлечения — долгих прогулок по лесу с собакой, сбора лесных даров и охоты на птиц, — рассказывает Евгений Докшин и тут же признается, что стреляет не очень метко, и, в общем, лесным жителям не сильно вредит его хобби.

А еще в паре часов езды от Горячего Ключа возвышается Лагонакское нагорье, пейзажи которого так напоминают родной Восточный Казахстан, с его удивительными видами и не уступающими по красоте швейцарским — скалами, горными озерами и чистыми реками. Все эти чудеса родной земли с высоты птичьего полета Евгений увидел впервые в трехлетнем возрасте.
— Мама на поле копала картошку, это было недалеко от Усть-Каменогорска, как вдруг рядом приземлился АН-2, и ее подружки уговорили пилота меня прокатить. Потом, уже будучи второклассником, в школьном сочинении я написал, что хотел бы вырасти и стать летчиком сельхозавиации, и этой мечте суждено было сбыться, — вспоминает Евгений.
Мальчишкой он полюбил небо с первого взгляда, похоже, что и оно ответило нашему герою взаимностью, до следующей встречи оставалось совсем немного времени.

По дедовым следам
Состоялась новая встреча, когда курсант Барнаульского высшего военного авиационного училища Евгений Докшин впервые сел за штурвал железной птицы. Небо звало, но руководство военного вуза решило оставить выпускника в учебном учреждении. Требовались грамотные наставники.

— Училище я окончил с отличием, видя перспективы преподавательской работы, руководство (против моего желания) решило оставить меня инструктором. Тогда уже было понятно — минус этой системы в том, что нет связи между наставниками, имеющими боевой опыт, и теми, кто только начал летать. Мне повезло встретить на третьем курсе обучения летчика-инструктора из боевого полка, командира звена Александра Ивановича Багель. В училище он пришел после службы в Польше. Его подход к делу сразу был виден: он не был въедлив и придирчив к мелочам, а акцентировал внимание на самом главном. Я хотел получить такой же опыт и руководству вуза дал слово офицера, что получу боевой стаж и вернусь в училище в качестве инструктора. С удовольствием буду обучать именно так, как нужно на войне. Но мои просьбы и обещания никак не повлияли на решение начальника. Пришлось обратиться в Министерство обороны. После этого пришел приказ о переводе в боевую часть на Дальний Восток.

Как оказалось, здесь же в 1940 году служил мой дедушка, отсюда в 41-м он отправился на фронт и почти сразу же где-то под Киевом попал в окружение. Несмотря на то что дед честно воевал и дошел до Праги, до 1975 года его не считали ветераном ВОВ из-за того, что он был в окружении. После, конечно, восстановили в звании и правах. Помню, мы с ним как-то разговорились, обсуждая общее место службы, оказалось, что у нас были даже одни и те же казармы. Деда не стало, когда я попал в Афган, — рассказывает Евгений Докшин.

«9 рота» и «Магистраль»
Период его службы (с октября 1987-го по ноябрь 1988-го) пришелся на то время, когда уже было принято политическое решение о выводе 40-й армии с территории Афганистана. Возникла необходимость все подготовить, для того чтобы успешно и без потерь вывести войска. Попав в зону боевых действий, Евгений и другие летчики очень сдружились с военнослужащими сухопутных, десантных полков.

— Так, как провожали нас ребята по окончании службы, не провожал уже больше никто. 13 ноября 1988 года они практически всей частью приехали на аэродром, каждого из летчиков поблагодарили за совместную работу. Многие из них служили там по два срока. Ребятам приходилось тяжело, они были задействованы на самых трудных участках в тяжелых ситуациях. В канун нового 1988 года участвовали в самой крупномасштабной военной операции «Магистраль» по захвату укрепрайона боевиков. Все эти события потом были достоверно отражены в художественном фильме «9 рота». Мы, согласно боевым планам вылета, помогали нашему десанту с воздуха (самолеты-штурмовики считались самым опасным видом авиации).

Еще одним важным и запоминающимся заданием времен службы в Афганистане стало сопровождение борта первых лиц государства. Су-25, пилотируемый Евгением Докшиным, в составе летного звена, выполнявшего функции телохранителей, «прикрывал» самолет с министром иностранных дел Союза Эдуардом Шеварднадзе, когда тот летел на встречу с лидером Народно-Демократической Республики Афганистан Наджибуллой. За выполнение этого задания Евгений был награжден грамотой Председателя Правительства Советского Союза. За службу в Афганистане и за вышеупомянутую операцию «Магистраль» командование наградило летчика досрочным присвоением звания капитана и двумя орденами Красной Звезды. Всего же штурмовиком было выполнено 383 боевых вылета и 400 часов налета.
— Когда я узнал, что наши войска будут выведены их Афганистана, воспринял это известие в некотором смысле как сдачу позиций. В отличие от противников мы нигде не сеяли хаос и смерть. Здесь были построены школы, больницы, мощнейшая ГЭС… И все это отдавалось на откуп хаосу, который там создавала коалиция неприятелей, — вспоминает летчик.
После Афгана ему довелось выполнять воинский долг в Германии, Чечне и Таджикистане. С 1993-го и до самого окончания службы в 1998-м году Евгений служил в штурмовом полку, дислоцировавшемся в Буденновске.

Снова в небо
После окончания службы он смог исполнить свою детскую мечту — научиться управлять тем самым самолетом Ан-2, который когда-то познакомил его с небом. Сельхозавиации летчик посвятил четыре года жизни. Вместе с единомышленниками смог создать частную авиационную компанию.

— 2012-й стал последним годом, когда я самостоятельно пилотировался. Конечно, в небо тянет и сегодня. Полет дает ощущение свободы. Каждый раз это некая победа над собой, чувство причастности к настоящему мужскому делу. К сожалению, в нашей стране сегодня в сфере легкомоторной авиации есть серьезные, на мой взгляд, проблемы. Не строятся воздушные суда, предназначенные для фермерской работы. Нет такого современного отечественного самолета, хотя и были попытки его создать, — поясняет Евгений Докшин.

Сейчас его нередко приглашают на встречи с молодежью. И такие предложения Евгений принимает с удовольствием, считая, что в рассказах о войне нельзя сглаживать острые углы и необходимо доносить до людей всю правду, какой бы горькой она порой ни казалась. Подчеркивает и роль ветеранов Афганистана в борьбе с терроризмом в первую чеченскую войну. Личным примером, а порой и ценой собственной жизни, не думая о почестях и наградах, они первыми шли в бой, защищая неопытных солдат-срочников.

— В летописи нашего противостояния в Афганистане и в Чечне было место и беспрецедентному героизму, и такому же откровенному предательству. Если мы не будем честны, этим воспользуются новые толкователи истории, и тогда мы упустим нечто важное в воспитании наших детей, — поясняет летчик.

Будущим призывникам, ребятам, которым, возможно, придется встать на защиту Отечества, Евгений говорит:

— Вдумайтесь в это красивое слово Родина. Это не иллюзия! Отчизна, честь, товарищество — святые вещи в жизни каждого человека. 15 февраля у Вечного огня появится памятник воину-интернационалисту. Помните о подвигах солдат, черпайте информацию не из сомнительных источников, а от участников событий — вы узнаете правду о войне и, что самое главное, поймете важность сохранения мира.