Великий, могучий… русский язык

Один из восьми проектов в сфере образования, действующих на территории Краснодарского края, так и называется — «Современная школа». И его цель — вхождение России к 2024 году в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Чтобы рассказать о том, как проходит образовательный процесс в школах Горячего Ключа, из множества предметов мы выбрали сегодня один — русский язык, и вот почему. Именно сегодня, 21 февраля, Международный день родного языка, а для нас это язык, на котором мы с вами разговариваем. И поможет нам осветить этот вопрос учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, почетный работник общего образования Российской Федерации Наталья Колосова.

Приоритетный предмет
— Наталья Евгеньевна, языки считают самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. А насколько важен в школах русский язык?

— Оставаясь родным языком гражданина Российской Федерации и русского человека, он сохраняет важность по тем причинам, что все делопроизводство в стране ведется на русском языке. И мы, учителя, заинтересованы в том, чтобы в рамках школьной программы было достаточное количество часов его преподавания и чтобы ученики изучали язык углубленно и хорошо владели им и в устной, и в письменной форме.

По количеству часов преподавания русского языка изменений в этом году не произошло. И сейчас значимость предмета не упала. Ученики девятого и одиннадцатого классов, как и раньше, сдают экзамены по русскому языку. Кроме этого, произошли некоторые перемены в сторону усиления требований к знанию предмета. Уже третий год девятиклассники в феврале проходят устное собеседование, что является допуском к итоговой летней аттестации, а в одиннадцатом классе на протяжении последних пяти лет пишут в декабре итоговое сочинение, что тоже является допуском к экзамену. Так что русский язык остается очень важным предметом для выпускника школы, одним из приоритетных.

Хочу еще заметить, что в этом учебном году в первом и в пятом классах идет апробация новых предметов, они называются «родной язык русский» и «родная литература русская». Мы пока не готовы сказать, что это нам в конечном итоге даст, но согласно программе идет усиление той части, которая формирует гражданское самосознание, патриотизм русского человека. Если литература, то ее изучение проходит больше со стороны фольклора и сказок, былинного творчества, народной веры в справедливость, в силу русского человека. Если говорить о языке, то это различные идиомы — устойчивые выражения русского языка, то, что составляет наш национальный колорит. Таких часов пока совсем немного, но в дальнейшем их предполагается увеличить в несколько раз — до тридцати четырех в год и ввести во всех классах.

Опытные педагоги
— А можно несколько слов об учителях? Кто сегодня преподает в школах Горячего Ключа русский язык?

— Могу сказать, что наше городское методическое объединение учителей русского языка и литературы — это сильный костяк, и составляют его опытные педагоги. Среди них учитель школы № 1, заслуженный учитель России, тьютор, то есть, учитель учителей по русскому языку Валентина Гуляева, учитель школы № 3, тьютор по литературе Ольга Тарасова. Кстати, Ольга Геннадьевна ведет не только внешкольные факультативы в своей школе, но и подготовку к экзаменам ребят девятых и одиннадцатых классов всего города. Замечательные педагоги — учителя высшей категории в школе № 1 Светлана Иутина, в нашей школе Оксана Дейкина, Нелли Волынская, в школе № 4 Алла Дидичева, в школе № 6 Ольга Куликова, в школе № 8 Людмила Мартышевская. Все они — специалисты, которые и готовят детей к экзаменам, и проводят среди них различные конкурсы.

Да, радует, что наши специалисты сильные, но огорчает, что очень мало в школах молодых кадров, средний возраст учителя русского языка и литературы, как и учителя по другим предметам, примерно пятьдесят лет. Много опытных, сильных, мудрых уже пенсионного возраста и мало молодежи, тех, кому можно передавать свои знания и опыт. И это при том, что конкурсы в вузы на филологические отделения остаются довольно высокими.

— Учитель русского языка — далеко не самая высокооплачиваемая работа? Или есть другие причины?

— И то, и другое. Причин много. Согласитесь, не так просто удержать тридцать пар глаз в состоянии, когда тебя слушают и понимают. Есть и еще один немаловажный момент. Нынешние школьники — ребята довольно информированые и в некоторых сферах деятельности, например, в сфере современных технологий, порой знают то, чего не знаем мы. Поэтому стараемся тоже овладевать такими знаниями, чтобы быть с ребятами на одной волне, только так можно добиться взаимопонимания.

Электронные пособия и другие средства
— А есть ли какие-то особенности в преподавании русского языка?

— Да, конечно! И заключаются они в поисках и нахождении приемов, которые были бы интересны современным детям. Приходится учитывать, что нынешние школьники читают гораздо меньше, чем их сверстники несколько десятков лет назад, потому что появилось очень много электронных средств массовой информации, телевизионных каналов, выросла доступность Интернета. Мы в свое время больше увлекались чтением, и наша зрительная память работала интуитивно, поэтому писали более грамотно. Сейчас же школьники читают в основном с экрана монитора, со смартфона, а в Интернете далеко не все тексты написаны стилистически правильно, встречается много орфографических ошибок. А когда ребята сами набирают текст, то программы автоматически выделяют красным все погрешности, так что не приходится особо задумываться над грамотностью.

— Наталья Евгеньевна, а какие наглядные средства используете в своей практике вы?

— Основой всему, конечно же, являются учебники, а все остальное — плюсом к ним. Есть у нас интер-активная доска и много материала в виде электронных пособий. Лично я, имея тридцатилетний опыт работы, всегда открываю свою тетрадку и просматриваю план, продумывая заранее, где я буду рассказывать сама, где использую материал из других источников, где покажу видеоурок, а где спрошу ребенка. Сейчас мы мало используем старые таблицы и больше обращаемся к Интернету. Сегодня можно легко найти интересные видеоуроки с объяснением темы, и дети легче воспринимают материал, когда звучит другой голос, появляется наглядная информация. Одно дело — слушать учителя, и другое — когда звучит отрывок из произведения в исполнении актера или автора. В Интернете всегда можно найти голос Есенина, Ахматовой, Маяковского. Кроме этого, можно даже посмотреть уроки мастеров, других учителей России.

Когда я готовлю интернет-лекцию, сначала ее дома просматриваю, затем составляю по ней вопросы и оставляю место для ответов ученика. В результате школьник не просто прослушает эту лекцию, но и ответит на мои вопросы. И это тоже вариант работы.

Конкурсы, олимпиады
— В процессе изучения русского языка есть какие-то конкурсы?
— Да, конечно! И школьные, и муниципальные, краевые, всероссийские, даже международные. Вот буквально сейчас пришли результаты из Краснодара по международному игровому конкурсу «Русский медвежонок — языкознание для всех». Только из нашей школы участвовало порядка ста пятидесяти человек, и есть ребята, ученики пятого и шестого классов, которые заняли первые места и в школе, и в городе, а также добились неплохих результатов по краю. Ученик одиннадцатого класса Илья Пономарев занял первое место в школьных и городских соревнованиях и вышел на достойную ступеньку в региональных, у Светланы Мартиросян — второе место. Из десятиклассников на первом месте Светлана Еговцова, среди девятиклассников — Яна Белозор, среди восьмиклассников — Настя Качанова. Каждый школьник получает сертификат участника, а те, кто занял первые три места — призы победителей в зависимости от рейтинга по краю и стране.

Конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех» имеет статус международного, так как рассчитан не только на Россию, но и на Украину, Белоруссию, Казахстан.

Огромным стимулом для ребят является участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Сейчас вот моя ученица Светлана Мартиросян стала призером уже краевого этапа конкурса. Для девочки из одиннадцатого класса это очень большой плюс, потому что дает дополнительные баллы при поступлении на филологический факультет. Кстати, далеко не все победители городского конкурса участвуют в региональном этапе, а только те, кто набрал определенное количество баллов. И мы гордимся, что у нас есть такие ребята.

В сентябре в школах города пройдет конкурс всероссийского сочинения, а сейчас набирает силу конкурс «Письмо деду», посвященный юбилею Великой Победы. Жизнь не стоит на месте, мы думаем, как еще заинтересовать ребят учебным процессом.