Не у моря, но Черноморская: история станицы в фактах и артефактах

Представьте, как было бы здорово, если бы предположения мистиков о том, что старые вещи обладают собственной энергетической памятью подтвердились. А если бы к тому же существовал способ извлекать эти сведения — насколько доступным стало бы восстановление исторических сведений по одним только артефактам. Но, к сожалению, мечты пока так и остаются мечтами, а значит, восстанавливать страницы истории по-прежнему придется по старинке — путем сбора сведений и артефактов.

Деревянный ровесник станицы

Для Тамары Белоус в истории родной станицы Черноморской почти не осталось белых пятен. Несколько лет назад, будучи руководителем краеведческого кружка при местном Доме культуры, собрав команду юных поисковиков, она по крупицам восстановила летопись станичной жизни, начиная с первых дней образования населенного пункта. В течение нескольких лет со школьниками Тамара Белоус собирала экспозицию предметов быта первых поселенцев. Коллекция образовалась внушительная — десятки артефактов от мебели до кухонной утвари. Сегодня, несмотря на то что Тамара Сергеевна ушла на заслуженный отдых, дело ее продолжается, и экспозиция, хоть и не так часто, как раньше, но все же пополняется очередными артефактами.

Среди экспонатов есть деревянный ковш — черпак, говорят, что он ровесник станицы и был изготовлен в середине 60-х годов позапрошлого века. Всю посуду казаки делали собственноручно — лепили из глины или вырезали из дерева, мебель также по большей части была домашнего изготовления. Особое место в экспозиции занимает настоящая кровать. Сейчас кажется, что прабабушка нынешней двуспалки серьезно уступает в размерах своим современным аналогам. Возможно, наши предки были миниатюрнее, но скорее всего, просто, в отличие от своих изнеженных благами цивилизации потомков, вопросам комфорта в быту они уделяли меньше внимания.

Тайна имени

Станица Черноморская образовалась одновременно с другими населенными пунктами муниципалитета.

В архивных данных о начале освоения участка земли на правой стороне реки Шкелюк указано, что к 12 июля 1864 года в возводимую станицу уже прибыли офицерские семейства черноморских казаков, семья священника, а также 29 семей линейных казаков, 26 государственных крестьян, 15 семей оренбургских и 10 донских казаков.

3 ноября 1864 года станица вошла в состав 27-го конного полка и получила окончательное название по наименованию 149-го Черноморского пехотного полка Кавказской армии. На начало ХХ века в ней уже проживало 2370 человек.

Кроме церкви, училища и жилых домов, в Черноморской были построены станичное правление, медпункт, мельница, общественные амбары. При каждом доме имелся колодец, улицы и дворы находились в надлежащем состоянии, все это строго контролировалось станичным атаманом.

Дары и испытания

В историческом музее Горячего Ключа сохранился посемейный список первых жителей Черноморской. Люди сюда съезжались со всех станиц Кубани. По нынешним меркам это была молодежь. Новоиспеченные новоселы — 25-30-летние отцы семейств вместе с женами и малыми детьми, на арбах со всем своим скарбом, спешили занимать новые наделы. Освободившиеся земли горцев были плодородными, в окрестностях станицы водилось много дичи, кабаны и косули встречались чаще других зверей. Правда, в особо холодные зимы к границам станицы спускались волки, но в летописях случаи их нападения на людей зарегистрированы не были. Особенно радовало хозяюшек обилие в лесах грибов и ягод. Колючая ажина и кизил, покрытый глянцевой алой кожурой, полюбились новоселам особенно. Из душистых ягод выходили вкусные компоты. А кизил еще и хранился всю зиму, обеспечивая казакам витаминное разнообразие. Боярышник, калина, шиповник и множество трав служили компонентами лекарственных сборов. Обилие грибов также было большим подспорьем в хозяйстве. Единственное, что омрачало жизнь переселенцев, — климат новых мест. Не всем пришлись по вкусу сырость и туманы, они часто вызывали болезни у детей равнин и степей. Акклиматизация была довольно длительной. Впрочем, никакие погодные условия остановить активное заселение не могли. Люди прибывали, и на месте бывших горских деревушек появлялись казачьи села и станицы.

Справка: Как отмечает в своих исследованиях кандидат исторических наук Владимир Петров, Кубанская область с территорией в 89,3 тыс. кв. км была создана в 1860 г. Кроме территории нынешнего Краснодарского края, в ее состав в то время входили Адыгея, Карачаево-Черкесия, Черноморский округ, преобразованный в 1896 г. в Черноморскую губернию. Центром области являлся город Екатеринодар.

К концу ХIХ века численность населения Кубанской области составила 1 миллион 922 тысячи 773 человека. Несмотря на трудности в переселенческом процессе, среди условий, благоприятствующих освоению Кубани в пореформенный период, были отмена крепостного права в стране и окончание в 1864 г. Кавказской войны; слабость помещичьего землевладения; изменения в законодательстве по вопросам местного землепользования (издание Положения 1862 г. «О заселении предгорий Западного Кавказа» и закона от 29 апреля 1868 г. «О дозволении русским подданным невойскового сословия приобретать собственность в землях казачьих войск»); постройка железных

дорог; сравнительно низкие цены на землю и ее аренду; более высокая, по сравнению с губерниями центральной России, заработная плата сельскохозяйственных рабочих и др.

Первый священник

Неудивительно, что осваивать земли Черноморской и других новых населенных пунктов, стремились люди, как бы сейчас сказали, трудоспособного возраста. Таким же молодым, как прихожане его храма, был и первый станичный батюшка. Кстати, напротив станичного Дома культуры и сегодня стоит его дом с кованым крылечком.

Священник прибыл в станицу Черноморскую в 1864 году. Это был 25-летний мужчина, только что окончивший семинарию, а первыми его трудами на ниве духовной деятельности стали работы по строительству временного храма и пастырское служение. А прихожанами были люди из разных мест, приехавшие с багажом из своих традиций, видов на жизнь и вопросы быта. Сейчас мы можем только предположить, насколько священнику приходилось тяжело. В течение десяти лет он трудился во временной церкви. Какая участь его постигла после, к сожалению, неизвестно. Имеются данные, свидетельствующие о том, что некоторое время в станице своего батюшки не было вовсе. Лишь 1880 году приехал новый священник, который тут же стал ходатайствовать о строительстве в Черноморке постоянного храма. Церковь была возведена практически за год. Она заняла место, на котором ранее располагался временный храм. И ее изображение прекрасно сохранилось до наших дней.

Церковь располагалась во всю ширину насыпи, параллельно главной сельской дороге, которая теперь, хоть и перестала быть основной, все еще существует. Это было большое деревянное здание, возведенное на каменном фундаменте с железной крышей, с пристроенной сбоку колокольней.

Длина церкви вместе с алтарем составляла 21 аршин — это почти 15 современных метров, ширина вместе трапезной и приделом 11 аршин — это около 8 м, высота под шар колокольни 30 аршин — это около 21 метра. Строительство обошлось в 12500 руб. из войсковых сумм.

Подарок великой княгини

Справка: Согласно описи, составленной 18 июля 1890 года, имущество церкви составляли: иконостас четырехъярусный столярной работы; иконы, писаные на досках; сосуды серебряные позолоченные; дарохранительница серебряная позолоченная чеканной работы; центральное паникадило медное с 18 светильниками и самое дорогое для станичного духовенства — священническое облачение, пожертвованное его императорским Величеством великой княгиней Ольгой Федоровной.

При каких обстоятельствах супруга великого князя Михаила Николаевича преподнесла такой подарок станичному батюшке, доподлинно неизвестно. Можно предположить, что ее встреча с духовенством состоялась во время визита монаршего семейства Романовых во главе с великим князем Михаилом Николаевичем (младшим сыном императора Николая Первого и родным братом императора Александра Второго) в Алексеевский Горячий Ключ.

Его приезд в 1867 году стал вехой в истории становления и развития курорта. Псекупские минеральные воды произвели на Михаила Николаевича благоприятное впечатление. В честь князя назвали «Михайловским» минеральный источник и главную улицу (ныне Ленина).

В благодарность князь Михаил похлопотал за Горячий Ключ перед императором. Курорту выделили 3 тысячи десятин земли и составили подробный проект правил заселения местности. 27 мая 1868 г. состоялось Высочайшее утверждение «Положения о временных правилах для образования местечка Горячий Ключ при Псекупских минеральных водах Кубанской области». В правительство была подана идея соединения железной дороги с Черным морем. Такая перспектива вызвала большой интерес к местечку и дала импульс к дальнейшему развитию.

По свидетельствам лиц, приближенных к монаршей чете, Великий князь Михаил всю свою жизнь глубоко любил супругу. Он был добрым, спокойным и тихим человеком. А Ольгу Федоровну помнили как живую, остроумную и очень деятельную общественницу (как бы сейчас сказали). Так что такой подарок был вполне в ее духе.

Близнец с Минеральной поляны

В центре станицы, недалеко от того места, где ранее находилась церковь, и сейчас стоит безмолвный свидетель всех перипетий, случавшихся в истории Черноморской. Сходство этого памятника с горячеключевским мемориалом, расположенным в центре Минеральной поляны, неслучайно. Мемориалы — братья близнецы. Они были установлены в одно и то же время, в преддверии одного и того же события — 50-летия образования курорта на Псекупских минеральных водах и посвящены первым его основателям.

Сейчас конус обелиска, установленного в Горячем Ключе, венчает двуглавый орел — символ величия Российской империи, а на самом монументе прикреплены мемориальные таблички с именами создателей курорта и тех, кто трудился над его сохранением.

Изначально шпиль черноморского памятника тоже украшал двуглавый орел, а на его гранях были размещены фотографии членов монаршей семьи и священников. После революции на смену им пришли изображения новых вождей и рубиновая пятиконечная звезда. Сейчас все атрибуты как царской, так и советской власти отсутствуют. За

памятником заботливо ухаживают, каждый год ко Дню станицы его, если требуется, ремонтируют и окрашивают.

Последний год эпохи

В 1916 году в станицу был направлен новый настоятель Виктор Никольский — последний дореволюционный священник Черноморской. Согласно сохранившимся биографическим сведениям, Отец Виктор — сын псаломщика в 22 года окончил Ставропольскую духовную семинарию, в 1916 году был рукоположен в священнический сан и сразу же направлен в должности настоятеля в станицу. Из рассказов своих старших родственников старожилы станицы знают, что Отца Виктора казаки любили и уважали. В воскресенье черноморцы семьями с утра шли в церковь, брали с собой детей, и те вместе со взрослыми выстраивались к причастию. Детворе давали ложечку разведенного водой вина. Некоторые озорники становились в очередь по второму разу, но у батюшки память была отличная, он сразу видел таких хитрецов и ласково каждому из них говорил — «Хлопчик, ты уже был, ступай домой».

С сентября батюшка уже начал преподавать в министерском училище, оно было образовано в 1876 году, а в 1917-м за партами здесь постигали школьные науки 73 мальчика и 76 девочек.

После революции советская власть нашла храму новое применение — здание стали использовать как клуб. Если раньше церковь была оплотом духовной жизни станицы, то теперь стала центром идеологической и иногда культурно-просветительской деятельности Черноморской.

У местных жителей еще сохранились снимки бабушек и дедушек, которые в школьную пору фотографировались у новогодних елок, поставленных в храме. Зеленые красавицы были пышные, высотой под самый свод.

Станица 30-х годов, по словам очевидцев, была многолюдной и густозастроенной дворами, в каждом из которых имелся земельный надел и скотный двор. Черноморцы валили лес, заготавливали стройматериалы, занимались животноводством и хлебопашеством. Работала своя кузня, молочно-товарная и свинофермы. Каждому находилось дело по силам и по душе.

Сегодня от прежнего величия станицы осталось немного. Ее постигла участь всех сельских округов Горячего Ключа. Но здесь, все так же, как и прежде, живут прекрасные люди, помнящие и знающие свою историю, умеющие по-настоящему любить свою малую родину. Станица Черноморская — бесценный дар их предков, наследие, которое нужно бережно сохранить и передать потомкам вместе с повествованием об истории этого уникального места.