Вышитая живопись Ольги Мастенковой

В одном из стратегических направлений национальных проектов — «Культурная среда» — ставится задача увеличения на 15 % посещений организаций культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения. В числе таких форм вовлечения людей в творческий процесс — организация различных зрелищных мероприятий, творческих объединений и клубов по интересам и, конечно же, выставок работ, когда их авторы получают возможность представить свой талант на всеобщее обозрение. Об одной из таких выставок сегодня мы и расскажем.

В городском историческом музее открылась выставка мастера декоративно-прикладного творчества, работы которого не вписываются в рамки общепринятого понятия «вышивка». Все они выполнены профессионально, с соблюдением современной техники — с одной стороны, и с безграничной творческой отдачей, силой таланта — с другой.

Свет и тепло от полотен
— Ольга Мастенкова более тридцати лет занимается художественной машинной вышивкой, — рассказывает заведующая отделом экспозиционно-выставочной деятельности городского исторического музея Юлия Лысенко, пока посетители знакомятся с экспонатами. — Ее картины словно живые, они излучают свет, тепло и рассказывают свою историю. А сама мастерица — это человек с мощной энергетикой, заряжающей окружающих миролюбием и оптимизмом.

Ольга Васильевна родилась в станице Полтавской Краснодарского края, откуда переехала в Красноярск. Там работала в Доме моделей одежды, сотрудничала с художественным фондом России, несколько лет преподавала в школе искусств и вела рубрику по изучению вышивки в телевизионной программе. Свои работы она представляла на российских выставках и в международных проектах в Дании, Швеции, Японии. По заказу администрации Красноярска именно ей были заказаны городской и государственный флаги, над которыми вышивальщица трудилась по двадцать часов в сутки.
В Краснодар Ольга Мастенкова вернулась в 2010 году, а в 2019-м переехала в Горячий Ключ.

— Удивительно, но при живописности всех своих работ рукодельница утверждает, что не любит рисовать, — продолжает свой рассказ Юлия Лысенко, — мол, там все происходит быстро, и я не успеваю подумать. А за вышивкой можно перенестись в другой мир надолго и погрузиться в него очень глубоко. Сегодня у нас открытие ее первой выставки «Вышитая живопись», и продлится она до пятнадцатого марта, так что все желающие познакомиться с творчеством художницы еще успеют это сделать.

Техника исполнения
— Для работы я использую ножную машинку, но не автомат, без подключения всяких операций, — рассказывает Ольга Мастенкова. — По сравнению с ручной вышивкой, которой уже много сотен лет, машинная достаточно молода. Первый аппарат появился во Франции в 1854 году, и его изобретателя сейчас никто не помнит. А через несколько лет машинку усовершенствовал немецкий механик, ему попросту надоело ее постоянно ремонтировать.

— Если это не автомат, то, видимо, сложно регулировать стежки вручную?

— Даже не представляете, насколько! Мастер во время работы не может не только разговаривать, но даже неровно дышать. Когда я занимаюсь с детьми, которые вышивают, то, чтобы максимально использовать время, рассказываю им что-то интересное по истории, этнографии, а они молчат и стараются держать спокойное дыхание, иначе стежки получатся кривыми. Сама техника исполнения машинной вышивки требует того, чтобы мастер не был взволнован или опечален чем-то, он может сесть за работу только в добрую минуту и с хорошими мыслями, потому и энергетика полотен положительная. Посидишь в окружении таких работ и успокаиваешься, забываешь о проблемах. Мы с мужем стараемся вести здоровый образ жизни и обходиться без лекарств — нас лечат его музыка и мои картины.

Ольга разработала авторскую программу по изучению художественной вышивки и успешно делится своими знаниями и опытом со всеми желающими. Работа над полотном довольно долгая, и потому они имеют далеко не низкую цену. Но мастерица и здесь нашла альтернативный вариант. Она делает постеры, причем самого большого формата, а при увеличении особенно наглядно видно, что перед нами именно вышивка, а не другая техника — настолько крупными и выразительными становятся стежки!

Язык вышивки
Как рассказала Ольга Васильевна, в прославянской культуре вышивка была как оберег и служила человеку, охраняя женщину и дом. Чтобы никто не сглазил, беременная не демонстрировала свое положение и носила одежду с вышитыми знаками на изнаночной стороне, которые оберегали и ее, и плод.

Вышивка была своеобразным паспортом, и если человек шел по улице, то по орнаменту узора на одежде можно было определить, из какой он семьи, женат или холост, сколько ему лет. На женском костюме вообще не делали вышивки до достижения девушкой четырнадцати-пятнадцати лет. И только у повзрослевшей появлялся орнамент на исподней рубашке. Потом, когда девушка уже впрыгивала в паневу, а это юбка поверх нижнего белья из двух-трех половинок, которые не сшивались, то уже имела право носить орнамент, именно девичий. Это был своеобразный обряд. В течение жизни орнамент менялся. Когда была на выданье, появлялись новые узоры, а когда выходила замуж — вплетались элементы орнамента мужа. Каждая семья имела свой знак отличия — своеобразный герб, и мастеровые ставили его и на ковке, и на бересте, и на глиняных изделиях.

После принятия христианства вышивку стали угнетать, ущемлять, и стала она менее знаковой и более декоративной, услаждая взоры князей и церковных служителей. Орнаменты, отличавшие один род от другого, постепенно забывались, терялись. И по поверьям, вышивка могла даже поменять судьбу человека. Например, если ребенок рождался слабеньким, ему вышивали на рубашке символ проросшего зерна, солнышко и воду. Люди верили в то, что эти жизненно важные символы дадут ему силу и здоровье. Девочке, родившейся в неблагополучной семье, также исправляли судьбу декоративной вышивкой.

Оказывается, можно в вышивке даже зашифровать текст! И если задуматься более глубоко, то несложно представить, что первой письменностью была именно вышивка.

Реальность и иллюзии
Что изображено на полотнах Ольги Мастенковой? Пейзажи и натюрморты, деревья, цветы, животные и птицы. И если это лес, то он дышит, если это горы, то они словно подсматривают за нами. Каждая работа выполнена на грани реальности и фантазии.

Все картины, как истинные произведения живописи, не спрятаны под стекло, потому что техника их исполнения довольно выразительная, объемная, и стекло бы просто зрительно уничтожило этот эффект. Каждую картину хочется потрогать — настолько необычно смотрятся тесно уложенные между собой стежки, настолько мягки переходы одного цвета в другой, что какие-то элементы исполнения походят на мягкий бархат, а какие-то — на твердый гранит.

— Работа меня захватывает и не отпускает, — призналась Ольга Васильевна, — сядешь на несколько минут и не можешь оторваться на протяжении нескольких часов. Уходишь в другую реальность от всех забот. Пока не закончишь, душа не успокаивается. Это такое же ощущение, когда человек пишет стихи или роман, то есть творческий процесс. Это работа, в которую я вкладываю все свои силы и эмоции. И вот еще что. Многие спрашивают меня, а что же вдохновляет на создание таких полотен? Скажу вам — сама жизнь! И чем сложнее она, тем ярче работы.

Каждый из присутствующих нашел свою точку притяжения. Для кого-то это стала Михайловская пустынь с мужским монастырем, для кого-то — петух как символ домашнего оберега, а для кого-то — золотое убранство леса. Возле последнего, самого большого по размерам полотна подолгу останавливались практически все посетители, разглядывая постаревшие стволы деревьев с махровыми ветками и необычную полянку между ними. Казалось, что растительный мир дышит, отдавая кислород и нам, и успокаивает своей легкой энергетикой.

Интересным был рассказ Ольги Мастенковой о выборе цветовой гаммы. Оказывается, каждый мастер невольно тянется к цвету, по которому можно определить, какие проблемы испытывает он в этой жизни, чем озабочен. Как правило, те, кому не хватает любви, выбирают красный, а те, кто надеются на удачу — зеленый. У нее самой присутствует много синего.
Кроме картин, на выставке была представлена и вышивка на женской одежде. Возле манекена, наряженного в платье и жилет, посетители тоже непременно останавливались. Разве можно пропустить возможность так близко разглядеть каждый стежок мастера!

На фоне вышитой живописи и поэтические строки звучат по-особенному. Поэтому с удовольствием мы послушали на открытии выставки стихи местного поэта Николая Чернова. Тоже хотите получить удовольствие? Тогда добро пожаловать на выставку! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.