Сухих рукавов вам, ребята!

30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписал Указ о создании первой российской противопожарной службы «Наказ о Градском благочинии», установивший строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Именно это событие и стало основанием для выбора даты профессионального праздника пожарных. А в начале 19 века правительством страны было принято решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах Российской империи, что стало важным моментом в организации системы пожарной охраны.

С багром на пламя
Самый первый из известных снимков пожарной охраны Горячего Ключа был сделан в 1928 году. На фото, которому чуть меньше века, пожарный выезд того времени в станице Суздальской. Пара лошадей, деревянная бочка с помпой, три брандмейстера, вооруженных баграми и облаченных в боевое снаряжение… Этими силами в начале 20-го века укрощали самые сложные возгорания.
История противопожарной службы Горячего Ключа началась с 1864 года, когда казаки стали осваивать долину Псекупса и строить первые хутора и станицы. Основные вехи ее становления бережно вписаны в летопись, хранящуюся в 115-й пожарной части Горячего Ключа. Вот со страниц альбома смотрит на потомков старший сержант ОНКВД Михаил Деревянко, возглавлявший пожарную команду района в 1944 году. А вот ветераны-фронтовики, ставшие «костяком» команды огнеборцев, созданной администрацией Горячего Ключа в послевоенное время.

В 1960 году в штат пожарной охраны района вместе с начальником входило всего восемь человек, а пожарное депо располагалось в здании на улице Ворошилова. На вооружении у огнеборцев были ГАЗ-53-19 и ГАЗ-51-6. В архивах службы сохранилось фото боевого автомобиля ПМЗ-9, который находился в расчете с 1956 по 1961 год.
Привычное всем горожанам здание на ул. Кириченко возводилось около 10 лет и открыло свои двери в 1975 году, а в 2001-м его площадь увеличилась за счет надстройки второго этажа.

Сегодня на счету пожарных Горячего Ключа сотни потушенных возгораний, десятки спасенных, буквально вынесенных из огня, людей, устранение чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях и на транспортных линиях города, лесных пожаров 2010 года, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Геленджике и Крымске, поселке Новомихайловском, обеспечение пожарной безопасности при проведении Олимпийских игр в Сочи… Огнеборцы Горячеключевского гарнизона пожарной охраны всегда на переднем крае.

За долгие годы своего существования пожарная охрана менялась, реформировалась и совершенствовалась, но ее главная задача осталась неизменной — спасение людей от огня.

Дим Димыч — гордость гарнизона
В преддверии профессионального праздника городских огнеборцев «ГК» побеседовала с заместителем начальника 115-й пожарной части, председателем ветеранской организации пожарно-спасательного гарнизона, подполковником внутренней службы в отставке Дмитрием Гнибедой. 22 сентября он отметит свой 70-летний юбилей, но и в столь почетном возрасте покидать службу Дим Димыч, так уважительно называют его коллеги, не собирается.

— Работы много, сил для ее выполнения предостаточно, а значит, еще послужу общему делу, — говорит пожарный.
Дмитрия Гнибеду можно назвать самым медийным сотрудником пожарной части, за его плечами десятки интервью, теле- и радиоэфиров. Таким коллегой пожарные гордятся, он не только пример для подражания, но и человек, знающий свою работу как никто другой. Пожарному делу он посвятил более полувека своей жизни. А началось все со школьной скамьи.

Старшекласснику с «говорящей» фамилией видимо на роду было написано не только гнуть, но и в целом устранять любую беду. Поэтому выбор будущей профессии для него был очевиден — девятиклассник мечтал о героической специальности. Можно сказать, что его знакомство с начальником инспекции госпожнадзора Павловского района определенно сыграло судьбоносную роль. Владимир Иванович Романенко стал наставником школьника. Конечно же, опыт старшего товарища не мог не повлиять на выбор будущей специальности. Красивая форма, героическая служба, почет и уважение в обществе — все это выгодно выделяло профессию пожарного.

Окончив десятилетку в 1968-м году, Дмитрий поступил в Львовское пожарно-техническое училище, которое в свое время окончил и его наставник, а получив диплом, сразу же начал работать по специальности. Первая запись в трудовой книжке молодого человека — начальник пожарной инспекции Отрадненского района. Через два года его гарнизон завоевал второе место в крае по профилактической и практической работе. Молодого инициативного специалиста заметили и пригласили в аппарат управления службы. Здесь Дмитрий Гнибеда семь лет работал на различных должностях. Приходилось руководить и строительством пожарных частей… Тогда он не знал, что и этот опыт через 30 с лишним лет, уже после выхода на пенсию, ему очень пригодится. Потом была работа замначальником Туапсинского гарнизона и учеба в Высшей пожарно-технической академии — ныне ведущем вузе в системе МЧС России.

Знакомство с Горячим Ключом
Как вспоминает Дмитрий Дмитриевич, вместе с дипломом он получил тогда от начальника краевого управления пожарной службы предложение возглавить одну из пожарных частей Кубани на выбор: в Кущевском, Ейском районах или в Горячем Ключе. В двух первых он бывал и раньше — приходилось приезжать по работе, но зато третье выгодно выделялось наличием ведомственного жилья. К тому времени Дмитрий Дмитриевич уже обзавелся семьей и квартирный вопрос стал решающим фактором.

— Когда в 1984 году я возглавил 21-ю часть (так она тогда называлась), под мое руководство перешло всего восемнадцать человек личного состава, на пожары выезжали караулы, состоящие из трех сотрудников, потом их увеличили до пяти, но этого количества все равно катастрофически не хватало. Город рос, требования становились другими, да и объем работ увеличивался, нужно было выводить служу на новый уровень. В 1994 году я обратился за помощью к главе Горячего Ключа Николаю Шварцману с просьбой об усилении пожарной части за счет внебюджетных средств города. И сразу же получил поддержку — финансирование администрации позволило увеличить штат на 24 человека. Результаты не заставили себя ждать, в этом же году по итогам работы часть вышла на второе место в крае, а мне присвоили звание «Лучший работник пожарной охраны России», — рассказывает Дмитрий Гнибеда.

Назвался груздем — соответствуй почетному чину. Видимо так решили в управлении краевой службы и определили для начальника ПЧ Горячего Ключа новое сложное испытание — организовать вторую пожарную часть. Это являлось необходимым условием для переформирования части в отряд — более крупную структуру. Срок на исполнение дали небольшой — два месяца.

— На базе техцентра станицы Саратовской мы организовали вторую часть. Тогда от управления нам выделили еще 12 вакансий, и столько же на усиление выделила администрация. Таким образом, к 1995 году отряд насчитывался уже 96 человек, увеличилось и количество техники. На пожар мог выехать караул, состоящий из специалистов двух отделений — это пять машин, одна из которых была оснащена лестницей, — вспоминает Дмитрий Гнибеда.

Он ушел на пенсию в 1996 году, оставив своему преемнику хорошую базу. Но потом для страны наступили непростые времена, расходы на пожарную охрану стали сокращаться, штат уменьшили, и только в последнее время пожарная охрана вышла на новый виток развития. Войдя в структуру МЧС наши огнеборцы стали получать большее финансирование. В 2012 году горячеключевские пожарные получили специализированный КамАЗ. Эта техника способна доставлять к месту возгорания сразу восемь кубометров воды. Для сравнения ЗИЛы, имеющиеся на вооружении пожарных, вмещают почти в три раза меньше. Регулярно обновляются комплекты современной боевой одежды и средств защиты.

Пенсия не принесла покоя
— Ушел на пенсию, думал, что буду на рыбалку ходить, дачными вопросами заниматься. Но не вышло. Стал подмечать, что вот идешь по улице, а если мимо пролетает пожарная машина, сердце сжимается. Что случилось, как ребята справятся, чем помочь? Не спокойно было на душе. Понял тогда, что мое время пенсионерской размеренной жизни еще не настало. Когда Николай Исхильевич Шварцман позвал на работу в администрацию, я сразу же согласился. Задача была поставлена важная — создать новую аварийно-диспетчерскую службу, которая бы собирала информацию и координировала все экстренные службы города. Так появилась АДС, ныне — ЕДДС. Потом работал инструктором пожарной профилактики в «Предгорье Кавказа» и замдиректора по пожарной безопасности в фирмы «Плюс-Ойл». И, наконец, в 2010 году мне предложили стать начальником пожарной части в станице Бакинской. Загвоздка была в том, что самой части еще не существовало, ее только начинали перестраивать, — рассказывает Дмитрий Гнибеда.

Здание, определенное под переделку, сперва было клубом ст. Бакинской, а потом магазином. И, конечно, требовался специалист, который сможет с ноля организовать работу подразделения. Дмитрию Дмитриевичу не привыкать к сложным задачам. Строительно-отделочные работы силами самих пожарных за год были завершены. Очень помогали строительные организации, которые безвозмездно передавали пожарным необходимые материалы: кто раствор, кто кирпичи. Так с миру по нитке и достроили. А когда настало время проводить коммуникации, Дмитрий Гнибеда вновь обратился за помощью к главе города Николаю Шварцману. Администрация выделила деньги на проведение коммуникаций.

На сегодняшний день в Бакинской ПЧ №109 несут противопожарную службу 30 сотрудников, а личный состав 115-й части состоит из 42 человек. Как рассказывает Дмитрий Дмитриевич, пожары на вверенном им участке происходят едва ли не ежедневно. Сейчас возгораниям способствуют погодные условия — сильный ветер и засуха. 109 и 115 части — не единственные, состоящие в Горячеключевском пожарно-спасательном гарнизоне.

В формирование входят: частная, ведомственная и краевые части пожарной охраны. Между ними налажено четкое взаимодействие, если случается беда — в работу включаются сотрудники всех подразделений.

Поздравляя коллег, начальник Горячеключевского пожарно-спасательного гарнизона Виктор Гринкевич пожелал всем сотрудникам, в том числе ветеранам службы, тепла в домах, семейного благополучия, а тем, кто заступает в караул, сухих рукавов, а значит, и спокойных дежурств при несении такой опасной, но вместе с тем нужной людям миссии огнеборца.