Историческая правда о подвиге

Ровно полвека на Качкановом перевале, на высоте 403.3, стоит памятник герою Великой Отечественной войны, старшине взвода 395-й Луганской дивизии Леонтию Кондратьеву. Говорят, что с этого места в ясную погоду видно Туапсе — город, подступы к которому советские солдаты отстояли ценой тысяч своих жизней.

Этот монумент был установлен 26 апреля 1970 года силами учащихся 10 «Б» класса средней школы № 1. В конце 60-х годов прошлого века преподаватель немецкого языка Константин Еременко собрал под своим руководством старшеклассников, увлеченных военной историей города. Благодаря его наставничеству выросло целое поколение патриотов. Эти ребята умели добывать информацию в архивах и самостоятельно по крупицам восстанавливать летопись военных событий, происходивших на территории Горячего Ключа. А еще под началом своего классного руководителя они смогли увековечить память героев малой родины, самостоятельно изготовив и установив восемь обелисков, несколько мемориальных досок. И сегодня эти мемориалы находятся в труднодоступных местах: в лесах, на перевалах, в горах — в тех точках, где были совершены подвиги, прославившие героев в веках. Один из таких монументов посвящен Леонтию Кондратьеву, который в годы Великой Отечественной войны закрыл собой вражеский дзот.

В октябре 1942 года на подступах к Туапсе разгорелись ожесточенные бои с фашистами. Контрнаступление советских войск застопорилось на высоте 403,3. 30 октября началось наступление. Впереди, увлекая за собой бойцов, бежал с автоматом старшина Кондратьев…

— Наши пошли вперед. А проклятый [фашист] не давал двигаться. Дзот у него как заколдованный… Строчит и строчит. Больше десятка наших уложил… Дополз до него, кинул гранаты, он вроде замолк. Потом — опять застрочил. Я в него еще одну гранату, потом сразу две. А он разворочен весь, но строчит. Гранат больше не было, а наши, гляжу, недалеко, рукой подать… Я глаза закрыл и кинулся на него… Пулемет замолчал. А меня вот прошило. Чувствую — рвануло болью по ногам, вроде как бревном ударило… И в нутро, кажись, попало… — вспоминал потом сам легендарный старшина взвода 395-й дивизии.

Леонтий Кондратьев получил четыре тяжелых ранения и был доставлен в госпиталь. Через четыре месяца возвратился в родной полк. 31 марта 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В апреле он погиб в жестоких боях на Кубани…»

К 70-му году прошлого столетия о подвиге Леонтия Кондратьева знали многие, но информации о его личности практически не было.

Для того чтобы заполнить этот пробел, Константин Еременко отправился на родину героя — в Азов. Он встречался с его родственниками, друзьями, однополчанами и коллегами. Узнал, что Леонтий до войны работал на Азовском тарном заводе. В начале Великой Отечественной оттуда ушел в ополчение, а потом попал в легендарную 395-ю дивизию.

Заводские рабочие тепло встретили Константина Дмитриевича. Они знали, что земляк совершил подвиг в Горячем Ключе, но лишь в общих чертах. По просьбе заводчан Константин Еременко провел мероприятие, на котором рассказал все, что смог узнать, отдельно остановившись на героическом поступке Кондратьева. Земляки Леонтия Васильевича решили внести свой вклад в увековечение памяти отважного старшины. Своими силами они изготовили стелу и передали ее нашим следопытам.

И уже здесь, в Горячем Ключе, памятник устанавливали ученики 10 «Б» класса 70 года выпуска вместе со своим наставником и классным руководителем Константином Дмитриевичем. Точное место расположения стелы тоже было определено благодаря кропотливой исследовательской работе, переписке с солдатами дивизии, очевидцами событий и работе в архивах.

Гравий, песок, цемент… Все, что было необходимо для установки памятника и благоустройства прилегающей территории, школьники на Качканов перевал доставляли на своих руках. Но несмотря на невероятную сложность этой миссии, недостатка в помощниках не было. Как вспоминает дочь Константина Дмитриевича Наталья, ее отцу удавалось увлечь школьников исследовательской деятельностью, «зажечь» своей энергией, воодушевить и вдохновить на поиски исторической правды.

— За месяц до установки памятника, в марте, ребята всем классом отправились в трехдневный поход по всей линии обороны. Со всех точек, где были совершены подвиги наших героев — Кондратьева, Кириченко, Кучерявого, они взяли по горсти земли и, пересыпав ее в емкость для хранения, передали школьному музею боевой славы.

Подключиться к исследовательской работе учащихся 10 «Б» хотели многие другие школьники, но двоечников Константин Дмитриевич не брал, и желающим поучаствовать в увековечивании памяти героев приходилось сперва, засучив рукава, браться за учебу, чтобы подтянуть знания до необходимого уровня, — вспоминает Наталья Негребова, дочь краеведа.

К сожалению, многим из этих школьников 70-х дожить до сегодняшнего дня было не суждено. А памятник герою, установленный на Качкановом перевале, на высоте 403.3, там, откуда видно город Туапсе, по-прежнему стоит на своем историческом месте.
Ежегодно ко Дню Победы этот скромный монумент ремонтируют и обновляют. Именем Леонтия Кондратьева названа одна из улиц города, оно присвоено и школе № 11 поселка Мирный. А значит, работа, проведенная Константином Еременко и его следопытами, не была напрасной.

«395 Таманская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия была сформирована в августе 1941 года из шахтеров Луганской области. С октября 41-го дивизия начала боевые действия в Донбассе, в своей области на реке Миус, затем было отступление, формирование оказалось в Кавказских горах. В состав шахтерской, как ласково назвали свою дивизию сами бойцы, входили 714, 723, 726-й стрелковые полки, 968-й артполк, отдельный батальон связи, разведрота, авторота, учебный и медико-санитарный батальоны. Комдивом был полковник Сабир Рахимов (впоследствии генерал-майор, Герой Советского Союза, «железный генерал», как называл его Иосиф Сталин).

В августе 1942 года дивизия вела оборонительные бои в ст. Саратовской, потом в Ключевой. Впоследствии сражалась за село Безымянное, хребет Котх, гору Фонарь, станицу Фанагорийскую и обороняла Качканов перевал, с которого 25 января 1943 года перешла в наступление».