Молодые профессионалы, от которых зависит наше будущее

Любовь Захарова

Одно из стратегических направлений национального проекта «Образование» — «Молодые профессионалы». И оно нацелено на повышение конкурентоспособности профессионального образования за счет его модернизации, а также посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. В этих целях из федерального и регионального бюджетов выделены немалые средства — 266 млн рублей и 305,2 млн соответственно.
Сегодня мы расскажем о том, как в силу внешних обстоятельств, созданных в стране в связи с пандемией коронавируса, проходит процесс модернизации в Горячеключевском технологическом техникуме.

Вся информация — на сайте
С 23 марта в техникуме весь образовательный процесс проводится с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Как это выглядит фактически? Во-первых, теперь абсолютно всю необходимую как преподавателям, так и студентам, информацию можно получить не в учительской или в аудитории, а на сайте учебного заведения. Здесь размещены приказы, положения, инструкции, памятки, видеоролики и другая необходимая информация, например, рекомендуемые интернет-ресурсы, связанные со сферой образования и науки, контакты руководящего состава техникума и электронная почта преподавателей.
По образовательному процессу, а также по общим вопросам, связанным с жизнью техникума, можно проконсультироваться, позвонив на горячую линию Горячеключевского технологического техникума или же Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. А если есть какие-то замечания или предложения, то можно пройти опрос Министерства экономики края.
И вот в этом огромном море информации есть один очень ценный блок, который был бы полезен не только учащимся, но и любому молодому человеку — активному читателю публичной библиотеки. Сегодня, в период самоизоляции, практически невозможно выбрать нужную книгу на стеллажах такого просветительского заведения, зато можно легко попасть в мир электронно-библиотечных систем. Надо ли говорить о том, что информация, хранящаяся в них, разительно отличается по своей достоверности от той, что свободно «гуляет» на просторах Интернета?
Среди электронных библиотечных систем, занимающих видное место на информационном рынке РФ и рекомендуемых в помощь студентам: «Лань» (http://e.lanbook.com), «ZNANIUM.COM» ((http://znanium.com/), «Консультант студента» (http://www.studentlibrary.ru/), БиблиоРоссика (http://www.bibliorossica.com/), «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub.ru), а также проекты издательств Директ-Медиа», «Юрайт», «Гребенников» и многих других. Их даже перечислить трудно, но все они есть в электронной библиотечной системе техникума.

Получи задание!
Учебный процесс с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — прост по своей сути и доступен любому пользователю компьютера. Достаточно найти свое задание на «сетке» выбранных специальностей, а затем перейти в определенную группу. Есть два графика. Первый — по профессиям квалифицированных рабочих и служащих. По ним обучаются будущие официанты и бармены, продавцы, контролеры-кассиры, слесари по ремонту строительных машин, мастера столярного и мебельного производства, операторы нефтяных и газовых скважин, мастера общестроительных работ, а также отделочных строительных. А есть график учебного процесса по программам подготовки специалистов среднего звена. Сюда входят будущие специалисты в области гостиничного сервиса, коммерции, экономики и бухгалтерского учета, программирования в компьютерных системах и банковского дела. Как видите, спектр отраслей довольно широкий. И в каждой есть и общеобразовательные, и специальные предметы.
Допустим, вы будущий слесарь по ремонту строительных машин и занимаетесь в пятой группе. Открываем график проведения консультаций и текущего контроля на эту профессию, свой курс, например, второй, и свою группу, например, 5 П. По каждой дисциплине указаны фамилии преподавателей и мастеров производственного обучения, их электронная почта. Например, по математике вас будет консультировать С.В. Гордеев, а по оборудованию, технике и технологии сварки и резки металлов — Г. И. Белозер. Задание сформулировано на каждый день и с указанием сроков его выполнения. А для удобства учащегося, чтобы не заниматься копированием текста, каждый файл снабжен самой простой формой скачивания при наведении левого курсора мышки.
Одно из заданий группы 15 П по профессии «мастер отделочных и общестроительных работ» показалось нам настолько интересным, что захотелось поделиться информацией и с читателями. А тема эта о том, как оштукатурить колонны. Оказывается, каких только колонн нет на свете! Они бывают цилиндрические, конусные, прямоугольные, многогранные, бочкообразные. Могут быть гладкими, с каннелюрами, с винтообразной тягой или же снабженными базами и капителями — как простыми, так и сложными. Разглядывая эти строительные сооружения, невольно представляются дворцы времен Древней Греции и Рима. Ведь еще в те далекие времена украшали колоннами величественные архитектурные сооружения, а значит, и тогда умели их отделывать.
А ведь этот процесс довольно сложный! Нужно правильно установить гипсовый кольцевой маяк, а затем шаблон-кольцо, уметь тщательно грунтовать колонну, разравнивать раствор, вырубать маяки и т.д. Операций по отделке обычной гладкой колонны довольно много… И все это надо освоить студентам, выполняя задание мастера производственного обучения С.Г. Мельниковой по оштукатуриванию колонн.

Работают кружки
и спортивные секции
Многие студенты с удовольствием занимаются во внеурочное время в различных объединениях и спортивных секциях дополнительного общеразвивающего образования. С 23 марта и они перешли на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Чтобы получить задание в рамках своего любимого занятия, нужно выбрать сначала название: «Декупаж» (И.С. Воловодова), «Кофейная симфония» (К.М. Гарделян), «Мир цветов» (А.В. Перевезенцева), «Умелые руки» (С.П. Андрюхина), «Точечная роспись» (С.И. Мелконьян), «Гармония» (Т. В. Ситнер), «Безопасность дорожного движения (Н.П. Попов), «Настольный теннис» (Р.З. Борс), «Спортивный туризм» (Н.А. Щекин), «Силовая гимнастика» (Л.И. Ходжамкулова). И только потом открыть задание руководителя этого объединения.
Заглянем в «Волшебную мастерскую, которую ведет Н.П. Слабко. Интересно, чем здесь занимаются юные участницы объединения со столь многообещающим названием? В одном из заданий для электронного обучения руководитель дает ссылку на лекционный материал и на электронный ресурс по теме «Венок из розочек своими руками». Так же пошагово, как мы изучали процесс оштукатуривания колонн, здесь учащиеся осваивают процесс изготовления цветов из ткани на примере конкретного мастер-класса.
Оказывается, венок из тканевых роз в тренде уже несколько сезонов, и многие рукодельницы имеют навыки по его изготовлению. Да и применения такому венку более чем достаточно: отлично подойдет он любой девушке в качестве украшения во время фотосессии, а также на семейном или же дружеском торжестве.
Было бы желание!
Впитывать знания во время учебного процесса не в стенах техникума, а дома, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — занятие не такое уж и простое. Согласитесь, здесь нужны такие качества как терпение, усидчивость, аналитическое мышление, ведь полученную информацию нужно будет «переварить», то есть проанализировать и сделать соответствующие выводы.
— Многие студенты легко справляются с заданиями, — рассказывает директор Горячеключевского технологического техникума Юрий Демин, — и результатом вдумчивой работы становятся пятерки на тестировании, есть те, кто имеет по четыре пятерки. И таких не единицы. Но есть и те, кто пытается отлынивать, ссылаясь то на проблемы с Интернетом, то на отсутствие света в станице. Таких детей немного, но они есть, поэтому мы сейчас начали использовать не только связь с ними посредством электронной почты, но и через ватсап, а также через zoom — когда нужна конференц-связь. Просим детей, если у кого-то слабый Интернет, скооперироваться вдвоем с сокурсником, конечно, с соблюдением санитарных норм. В крайнем случае, отвозим задание, а через пару дней его забираем.
— Юрий Иванович, а студенты в основном живут в Горячем Ключе или же ездят из других населенных пунктов?
— Почти сто процентов проживают в нашем муниципальном образовании, примерно пятьдесят процентов в городе и пятьдесят — в станицах. И есть всего несколько человек из станицы Тверской и села Дефановки. Замечу, однако, что успехи студента зависят не от того, как далеко он проживает от техникума, а от того, насколько сам организован. А здесь нужен интерес к учебе, желание заниматься.
Региональное направление «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» набирает силу даже в непривычных рамках дистанционных образовательных технологий. Учащиеся Горячеключевского технологического техникума становятся победителями конкурсов и олимпиад, пишут научные работы и получают приглашения по своей профессии или специальности в другие регионы страны. Возможностей много, например, конкурс выпускных квалификационных работ с использованием программных продуктов 1С. Он проходит ежегодно и собирает огромное число участников как в России, так и в зарубежных странах. Так что любой целеустремленный выпускник нашего техникума наравне с бакалаврами, специалистами, магистрами и аспирантами вполне может выставить на этот конкурс свою работу и получить главный приз 300 000 рублей, ну или же поскромнее, они тоже есть. И дело не только в количестве нулей, хотя любой труд должен быть оплачен сообразно, а в том, что именно молодые профессионалы станут завтра у руля производства и сферы финансов, и именно от них будет зависеть будущее нашей страны.