Как прекрасен этот мир, посмотри…

«Творческие люди» как одно из направлений национального проекта «Культура» нацелено на вовлечение граждан в культурную деятельность и поддержание новых творческих инициатив. Сегодня мы расскажем об инициативе художницы, посвятившей серию картин Детской школе искусств Горячего Ключа, которая отметила этой весной свое 45-летие, самому городу как второй родине и самому красивому месту на Земле.
«Под небом голубым» — так называется серия картин местной художницы Ольги Деминой. В нее вошли уже более двух десятков полотен с видами Горячего Ключа и его окрестностей, а также натюрморты, написанные под впечатлением от увиденного и прочувствованного мастером кисти. Почему «уже»? Да потому, что эта серия постоянно пополняется новыми работами и не уменьшается, так как Ольга Николаевна свои картины не продает и не дарит.

Так зарождалась идея
Впервые такая идея осенила ее несколько лет назад, когда художница жила в Ставрополе и познакомилась там со своим коллегой, увлеченным созданием городских пейзажей. Удивительно, как этот человек своим цепким взглядом выхватывал нечто необычное в казалось бы привычном нам окружающем мире и эту красоту доносил до зрителей!
Не случайно, что именно тогда судьба сделала крутой поворот, и Ольга Демина оказалась в Горячем Ключе, красота природы которого поначалу просто ошеломила и стала самым мощным толчком к тому, чтобы взяться за кисть и творить, творить и творить. Вторым толчком стало достижение возрастной планки, после которой одни люди замыкаются в себе и отгораживаются от активной социальной жизни, а другие напротив — концентрируют в себе потенциал и выплескивают его в виде новых творческих проектов. На созидание было направлено и решение Ольги Николаевны. Сначала в виде абстрактной мысли: «Надо что-то делать, пока есть силы и возможности!». Потом в виде уже конкретного заключения: «Будет серия пейзажей Горячего Ключа!»
Расстояние никогда не является помехой для творческой личности, поэтому даже не замечала, сколько километров от Развилки до Детской школы искусств, куда сразу же ее приняли преподавателем художественного отделения. Когда шла на работу, смотрела по сторонам широко открытыми глазами и видела то, чего не замечает обыватель. Удивительно прекрасное цветение садов, которое не скроют даже самые высокие заборы: ветки плодовых деревьев, усыпанные нежными цветами пастельных тонов, всегда видны. Волшебство цветов тоже разное, можно легко определить, яблоня это или черешня, а может, персик. А какой они издают аромат! А звуки! Сады всегда притягивают птиц, так что «музыка» каждого такого оазиса состоит из чириканья, рулад и трелей пернатых, которым вторят другие обитатели — лягушки, цикады… Сенсорное восприятие окружающего мира рождало новые и новые темы полотен.
Одна из таких тем зацепила гармонией архитектурного сооружения с буйством окружающей зелени. И этот кусочек города словно хранил его старую энергетику, связанную с далекой историей. Так появилось на картине здание дубзавода, словно заключенное в жесткие рамки высоким забором и предоставленное неумолимому времени, чтобы его старить и разрушать.

Реализм на грани
фантастики
Да, расстояние для художника не является препятствием, поэтому Ольга Николаевна выезжала на пленэр, чтобы писать картины с натуры, передавая все богатство изменений цвета: каждый блик солнца и каждую тень, падающую на предметы. Картины рождались во время прогулок по Целебному парку и вблизи «Старого замка», у скалы Петушок и на Очаровательной полянке, куда уже добиралась на такси.
На одном из созданных на пленэре полотен — ярко-голубая вода, еще не успевшая покрыться льдом, и деревья, набросившие легкий наряд из инея; земля, еще не спрятавшаяся под снегом, но уже отсвечивающая синевой мириадов искр, и арка, переливающаяся в синеве красок. Эта арка воспринимается не просто как символ Горячего Ключа, но и как вход в неизведанное, в некий таинственный мир. Что ожидает нас в нем? Конечно же, удача, если судить по паре синих птиц справа, птиц счастья, которые тоже «поселились» на этом полотне.
— Для меня Горячий Ключ — вторая родина, — говорит Ольга Николаевна. — Живу здесь несколько лет, но до сих пор не могу привыкнуть к красоте, которая меня окружает. Этот мир действительно прекрасен, только приглядитесь! Цветущие деревья — это волшебство! А трогательные полевые цветы, первыми просыпающиеся на заре? А в парке?! Пройдите в сторону источника! Там синие цветы как россыпь бриллиантов, а деревья в лесу как стражи порядка. Есть на берегу Псекупса огромный старый дуб, на нем давно уже нет ни одного зеленого листочка, так стоит он до сих пор, серый и корявый. Но жизнь рядом с ним продолжает бурлить. Не то алыча, не то слива зацвела буйством белых цветов, а ее ветки словно обняли «старика». Разве можно было пройти равнодушно мимо такой удивительной сценки и не изобразить ее в пейзажной зарисовке?

Завтра будет лучше, чем вчера
Ольга Демина окончила Ставропольское художественное училище по дизайну, затем художественно-графическое отделение Кубанского государственного университета. Но для любого служителя искусства важно не только образование, но и духовная культура, моральные ценности и особое видение мира.
— И вот я подхожу к скале и начинаю чувствовать, как здесь меняется ритм жизни, — рассказывает она. — Время словно приостанавливает свой сумасшедший бег, люди уже не суетятся и никуда не спешат. Они просто стоят как завороженные и смотрят на скалу как на вход в иной мир. А я стою рядом и слышу стук своего сердца: неужели и я — здесь?
Серия картин «Под небом голубым» задумывалась к 45-летию Детской школы искусств Горячего Ключа в прошлом году. Ольга Николаевна перебрала тогда все пейзажи и натюрморты, связанные с этой темой, и дописала зимой еще несколько картин, посеребренных снегом и инеем. Хотелось, чтобы в этой серии присутствовали и утренние, и вечерние пейзажи, а также отражающие все времена года. Если говорить о технике исполнения, то в серию вошли примерно пятьдесят процентов картин, выполненных маслом на холсте и картоне, и почти столько же — акварелью и гуашью на бумаге и цветном картоне. Есть еще несколько абстрактных картин, созданных под впечатлением увиденного уже акрилом, и еще несколько — гобелены.
Среди абстрактных картин поражает «Тревожная весна». На полотне — ирисы, которые считаются самыми таинственными цветами, потому что свое название они получили от знаменитого целителя Гиппократа. Именно он наградил цветок именем древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю Олимпийских богов. Эта богиня сходила по радуге на землю, поэтому слово «ирис» в переводе с греческого означает «радуга». Поверьте, картина Ван Гога «Ирисы» более реалистична, чем «Тревожная весна» с ее безудержными красками — от господствующего синего до всех оттенков розового и лилового.
Празднование юбилея Детской школы искусств, которое планировалось на конец апреля, пришлось отложить в связи с введением режима самоизоляции. По этой же причине не состоялась выставка в Городском историческом музее. Выезжать на пленэр тоже не представлялось возможным. Но творческая смекалка всегда и везде найдет открытую дверь, и Ольга Николаевна увлеклась на карантине росписью посуды. Быстро нашлись белые тарелки, конечно же, не самые обычные, с правильной окружностью, а в виде четырехугольника, каждый угол которого был мягко закруглен. Вот вам и «холст»! А как же с главным предметом, формирующим композицию? И он тоже попал в поле зрения. Стал им ярко-оранжевый лютик. Его в окружении сочной зелени и воссоздала Ольга Демина по центру каждой тарелки, да так, что цветок засиял вроде солнца. А для асимметрии добавила еще один цветочек, как лучик надежды на то, что завтрашний день принесет еще больше радости, чем вчерашний.
Фантазия не знает границ и всегда вырвется наружу, в каких бы ограничительных условиях ни оказался истинный живописец.

Любовь Захарова