Мир любит смелых

Пшеничный колос и дубовый лист — от логотипа с таким изображением веет добротностью и надежностью. Его для своей пекарни Ольга Асылбаева придумала сама. Первая составляющая эмблемы — самая очевидная: изображение колоса напрямую ассоциируется с хлебопекарным производством, а резной дубовый лист — это дань уважения корням, родной станице. Она вырастила, воспитала и привила самые необходимые человеческие качества: честность, трудолюбие и невероятное стремление к совершенству во всех сферах жизни.

Навстречу судьбе
Ольга Николаевна родилась в Саратовской. Главой казачьей семьи Зинченко и непререкаемым авторитетом был прадед — атаман, а генератором любви и заботы — бабушка. Она умела для каждого найти доброе слово, а когда пекла свои фирменные пироги или куличи, пьянящий аромат сдобы стоял на всю Саратовскую, будто отгоняя от станицы все невзгоды.
Люди, прошедшие испытания войной, не понаслышке знакомые с голодом, почитают хлеб как величайшую святыню. И это особое отношение нашло отражение в ментальности народа. Казаки всегда говорили: «Хлеб на стол, и стол — престол», «Покуда есть хлеб и вода, все не беда». Это же трепетное отношение маленькая Оля приобрела с самого детства. Свой секрет выпечки бабушка передала ей как самое важное и ценное наследство.
— Вот возьмите двух хозяек, дайте им один рецепт и одну печь — хлеб все равно получится разный, ведь помимо ингредиентов, каждая из них вложит в выпечку частичку души, энергию и настроение, — рассказывает Ольга Николаевна.
Труд пекаря очень сложен. Чтобы в семь утра покупатель к завтраку получил свой горячий батон или булочку с хрустящей корочкой, мастеру нужно приниматься за работу уже в три часа ночи, и это ежедневно, без выходных и праздников. Выдержать такое испытание по силам только человеку, по-настоящему влюбленному в свое ремесло.
Путь Ольги Асылбаевой к своему призванию был долгим и извилистым. После школы она поступила в институт и окончила его с дипломом технолога хлебопекарного производства, но поработать по специальности тогда не довелось. Девушка даже немного пожалела, что потратила столько времени на обучение, и только мама всегда говорила: «Подожди, доченька, пригодится тебе и эта наука».
Ольга получила еще одно образование, защитила диплом химика и устроилась на работу в санэпидемстанцию Горячего Ключа. На протяжении 18-ти лет она проверяла качество продуктов, их соответствие всем положенным нормам, проводила лабораторные исследования и выводила на чистую воду недобросовестных производителей. Потом была работа лаборантом на предприятии по розливу минеральной воды. Ольга Николаевна отдавала ей все силы, всю энергию и планировала заниматься любимым делом до пенсии. Но у судьбы, как оказалось, на этот счет были другие планы.
В 42 года у женщины диагностировали астму. Работа с химией и реактивами отныне оказалась под запретом, за нарушение которого Ольга Николаевна вполне могла бы поплатиться жизнью. Тогда впасть в отчаяние и опустить руки ей не позволила семья. Любимые мужчины — муж и сын — поддержали и убедили в том, что пороха в пороховницах еще достаточно и все двери открыты, а новые горизонты ждут. Тем более для человека энергичного и устремленного навстречу судьбе. Мир любит смелых.

Начало новой жизни
— Вот и пригодился мой диплом, устроилась я главным технологом в пекарню «Юность». Конечно, не просто было все начинать заново. Диплом я получала давно да и по специальности никогда не работала. Даже не представляла, как со всем объемом работы справляться, это же шесть отделений производства: и хлебопекарное, и кондитерка, и холодный, и горячий цеха… В том, что я состоялась как технолог, огромную роль сыграл мой муж Азамат. Он даже рецептуру помогал считать на первых порах, хоть и медик по образованию, — вспоминает Ольга Николаевна. — Около двух месяцев шел процесс адаптации и обучения. Через пару лет, к тому моменту, пекарня здесь закрылась, я уже поднаторела в профессии, обрела опыт, а главное, уверенность в себе, поняла, что могу быть весьма эффективным управленцем.
Оставшись без работы, заручившись поддержкой мужа, решила заняться японской кухней. Открыла кафе, в котором готовила суши и роллы. Работала два года и все отчетливее понимала, что не испытываю душевного удовлетворения. Чувствовала, что не мое это, не лежит душа и все тут. Вернулась в хлебопекарное производство и еще через два года решила, что хватит работать на «дядю», пора бы уже и свое дело открывать.
Как сейчас помню, сели мы втроем с сыном и мужем на кухне, поговорили, все посчитали, распланировали. Подошли к идее уже со знанием специфики. Санитарные нормы известны, рецептуру и калькуляцию посчитать не сложно. В общем, 1 ноября начали приводить все задуманное в жизнь, а 1 декабря уже открылись.

Никакой «пальмы», никаких «ешек»!
Как вспоминает хозяйка пекарни, на пути к цели было много испытаний, не все получалось, откуда то вдруг появились недоброжелатели, которые начали строить козни. Уходили люди, порой ей одной приходилось вставать к печи. Начались нервные срывы и болезни.
— Муж сказал — это хлеб, он просто так в руки не дается, видимо, надо было преодолеть все невзгоды. Я ездила в монастыри, вымаливала себе благословение. А теперь вот открыла и вторую пекарню, теперь уже в Саратовской, там все родное, люди меня там ждут, — рассказывает Ольга Асылбаева.
Сегодня только одна пекарня в день продает 100 булок хлеба, и это не считая сдобы.
Но задачи наживиться и обогатиться у нее нет.
— Знаете, у нас в магазинах сегодня огромное разнообразие продуктов, но здоровья они не прибавляют. Натуральности в них мало. Поэтому сырье для своего хлеба я выбираю себе по СанПиНу — никакой «пальмы», никаких «ешек». Поставщики сами уже знают и лишнего не предлагают. Если ты покупаешь хорошее сырье, то больших денег не заработаешь. Сегодня изготовление настоящего хлеба — это позиция, это нежелание предавать свои принципы. Тут уж либо качество, либо легкие деньги. Но мое мнение — хлеб это продукт священный, и шутки с ним плохи. Экономия на сырье может дорого обойтись уже не на финансовом, а на другом, более важном уровне.
Если вы заглянете внутрь модных краснодарских пекарен, обнаружите там идеальный порядок, привезли им замороженное тесто — испекли они его и свободны. А посмотрите на моих пекарей, у них и колпаки в муке. Вот это честное производство. Мы используем традиционные живые хлебопекарные дрожжи. Не применяем улучшители и ароматизаторы. Даже яйца в тесто, и те домашние кладем, от своих несушек, выращенных на приусадебном хозяйстве. Благодаря яркости желтка домашних куриц и выпечка приобретает такой аппетитный солнечный цвет. Зелень тоже своя, — делится секретами хозяйка пекарни.

Бабушкино наследие
Работа в пекарне кипит весь день, к прилавкам партию за партией подносят свежую выпечку. Сегодня в ассортименте несколько видов хлеба, это первосортный, венский, луковый, цельнозерновой, отрубной, кукурузный, батон, багет, а еще множество разных булочек, приготовленных по ГОСТу. Используется в производстве и бабушкино наследие.
— У нас есть старинная казачья рецептура сдобного теста и куличей. Пекли их в этом году на Пасху по бабушкиному рецепту. Утром захожу в цех, а сердце аж останавливается: пахнет как в доме у бабушки. Сколько лет ее уже нет, а эти рецепты до сих пор живут и радуют людей.
Хотите расскажу, как она пекла? До рассвета помолилась, руки помыла и с хорошим настроением, со светлым сердцем и чистой душой принималась за дело, — вспоминает Ольга Николаевна, и добавляет, — тишина, покой, гармония и любовь в любом рецепте хлеба должны присутствовать обязательно, а дальше уже ингредиенты по вкусу и по порядку. В целом тонкостей в хлебопекарном ремесле много. Есть у нас венский хлеб на биологически активной закваске. В его составе две части муки высшего сорта и одна — ржаной. Посмотрите, какой он коричнево-бежевый, как плюшевый медвежонок. Такой цвет достигается не красителями, а заваркой ржаного солода и ржаной муки. Их заливают кипятком, оставляют на три часа и затем добавляют в тесто. Если чуть передержать, тесто рвать начинает. Очень капризный хлеб, но и необыкновенно полезный, кроме того, неделю может лежать и не испортиться. А вот гостовский хлеб. Видите, какой он золотистый, это потому, что правильно все сделали. С расстойки подали в печку, разогретую до 270 градусов, а как начал золотиться, верх печи выключили и довели до нужного состояния. Чуть что-то изменишь в этой технологии — и все, результат будет другим.

Твори благо — и воздастся!
Важную роль в своей работе Ольга Асылбаева уделяет благотворительности. Деятельность эту она не афиширует, о добрых делах пекаря мы узнали от ее многочисленных клиентов.
— Бог свел меня с психологом Натальей Гуляевой, руководителем Центра социально-психологической реабилитации и адаптации детей с особенностями развития и ограниченными возможностями. Мы стали дружить. Печем пироги на праздники детям, многодетным и малоимущим продаем хлеб с хорошими скидками. Бюджетные булочки специально для них я разработала. На родительский день вот напекли куличей и все, которые не реализовали, бесплатно раздали людям. Кроме того, у меня очень много пожилых восьмидесятилетних подруг, как их не порадовать? Вот тоже дарю хлеб.
Ольга Николаевна рассказывает, что дети из клуба «Солнечный город» встречают ее на улице и начинают обнимать. Ничего более ценного, чем эти минуты радости и проявления детского обожания, и придумать нельзя.
— Понимаете, ведь для чего мы живем? Ну вот одеты мы, обуты, сыты, а дальше что? Как обойтись без помощи ближним? А ведь это хороший пример детям, внукам. Это значит, что они и сами вырастут щедрыми, милосердными и своих престарелых родственников не предадут и не бросят на произвол судьбы. Устала ли я? Муж говорит, если захочешь, бросай все, лежи дома на диване и щербет кушай. А я не могу, вот пока в груди не перестанет биться сердце, буду печь хлеб для людей. Внучке моей шесть лет, я же и ей все должна передать, как в свое время мне бабушка. Хочу, чтобы и обо мне осталась добрая память.