«Пушкин 20.20»: из карантина — в творческий прорыв!

В Горячем Ключе сняли сериал, основанный на письмах поэта из Болдино. Пожалуй, одним из главных культурных событий карантинного периода на Кубани стал выход инстаграм-сериала «Пушкин 20.20». Авторы проекта «перенесли» Александра Сергеевича из изоляции в селе Болдино времен вспышки холеры 1830-го в режим таких же ограничений 2020 года, введенных в связи с пандемией коронавируса. А съемочной площадкой сериала стал Горячий Ключ.

Письма за основу
Пушкин садится в «тойоту» и колесит по улочкам Горячего Ключа, попутно записывая видеомесседж для Инстаграма, адресованный близкому другу Петру Плетневу. А в комментариях перипетии жизни поэта бурно обсуждают Гоголь, Шекспир, Чехов и другие классики, в свое время пережившие карантин.

Интересно? Несомненно! Таким «солнце русской поэзии» мы себе и представить не могли. А теперь вот, благодаря инстаграм-сериалу «Пушкин 20.20», даже не напрягая фантазию, можем увидеть, что было бы, если бы поэт жил и творил сегодня.

А ведь находясь в болдинском карантине, Александр Сергеевич создал одни из лучших своих литературных произведений: завершил «Евгения Онегина», написал «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Этот период даже удостоился собственного названия — «Болдинская осень». О сложностях, личных и финансовых, о том, как он пишет, Пушкин рассказывал в письмах близким и друзьям.

Идея создания сериала, в основу которого легла реальная переписка поэта, появилась на свет благодаря двум успешным краснодарским продюсерам. При поддержке крупнейшего российского провайдера в середине апреля директор Фестиваля театральной фотографии Евгения Карпанина и руководитель проекта «Афиша Краснодара» Елена Болдырева приступили к работе над сериалом, а уже 11 мая в соцсетях состоялась премьера.

Идея за чашкой чая
— С Леной Болдыревой мы были знакомы давно, но работать вместе до этого не приходилось, — рассказывает Евгения Карпанина. — История с пушкинским карантином лежала на поверхности, знакомая и понятная. А вот то, что тексты его писем идеально наложатся на нашу карантинную реальность, мы могли только предполагать. Было интересно провести эксперимент: собрать арт-проект и помочь им зазвучать в современном контексте. Сначала мы просто об этом рассуждали, встретившись за чашкой чая, а потом пришла идея сериала.

У нас есть надежный партнер — «Ростелеком». Вот им первым мы и рассказали о проекте. В компании работают профессионалы и понимают, что люди уже устали от тяжелых мыслей, их нужно поддерживать и подбадривать. А еще сказать: «Народ, держитесь! Смотрите, Пушкин был на карантине; смотрите, какие неприятности его сопровождали. И нехватка денег, и невеста его бросала, и свадьба срывалась, и будущим родственникам он не нравился. Все шло прахом, но «Болдинская осень» — это то, что в итоге сделало его отцом русской литературы».

И эта история сейчас может быть невероятно позитивной и мотивирующей. Вместе с «Ростелекомом» мы этим сериалом хотели донести до зрителей мысль, что можно начать что-то создавать сегодня, сейчас. Пусть вы не станете великим поэтом, но, например, сделаете ремонт или наведете порядок на балконе.

Аватар на экране смартфона
Роль Александра Сергеевича сыграл артист Краснодарского драматического театра и сооснователь «Одного театра» Арсений Фогелев. Как призналась Евгения Карпанина, едва родилась задумка создать сериал, его кандидатура пришла на ум первой.

— Это прекрасный артист, удивительно органичный: он и остроумный, и трогательный, с очень богатой эмоциональной палитрой. И кроме этого, нам показалось, что что-то есть у них с нашим Пушкиным общее, — пояснила Евгения.

Горячий Ключ стал площадкой для съемок только благодаря Арсению. С началом карантина он вместе с семьей перебрался из Краснодара в частный дом родителей супруги, где его и застало предложение Елены и Евгении оживить письма классика и перенести их в современные реалии. Впрочем, как поясняет артист, он не играл Пушкина, а создал некий аватар поэта, его альтернативный современный образ. На вопрос «ГК», много ли в получившемся персонаже самого Арсения Фогелева, актер ответил утвердительно.

— Я так себя в предложенных обстоятельствах и веду. Судя по воспоминаниям современников Пушкина, у нас схожий психотип, поэтому здесь не пришлось ничего с собой делать. И по возрасту мы тоже близки, он, правда, чуть младше — мне 35, а ему во время «Болдинской осени» было 30 лет, — рассказывает Арсений. — Когда поступило это предложение (на первой неделе карантина), мы вместе обсуждали и обдумывали формат. Не могли понять, как лучше и доступнее для понимания зрителей переложить письма на язык Инстаграма. Пробовали разные варианты, в итоге за основу взяли форму видеопослания. От этого и начали плясать.

Мы собрали альтернативную личность, которая живет в наше время и в этой самой изоляции. Зачем-то ему нужно добраться из одного места в другое, и он очень сильно влюблен. Вот эти обстоятельства нас тревожили, и именно это мы пытались обыгрывать, читая письма Пушкина.

Родных — в актеры
Особенностью этого инстаграм-сериала также стал необычный и совершенно новый режим взаимодействия. Все участники проекта работали удаленно. И это был первый такой опыт как для продюсеров, так и для каждого из членов команды.

— Вся группа продакшена сидит по своим квартирам. Пару раз в неделю мы встречаемся в Zoom (сервисе для проведения видеоконференций). Постоянная команда очень маленькая: это актер, который сам себя снимает и режиссирует; затем наш видеомонтажер Данил, который сводит все аудио и видео, выбирает лучшие дубли; мы с Еленой — продюсеры, литературные редакторы и координаторы всего процесса; плюс есть еще человек, который помогает нам с соцсетями. Ну и конечно, свою немаловажную роль играют консультанты, к которым мы обращаемся по тем или иным историческим или литературным вопросам.

— Нельзя не упомянуть об отдельной категории участников — это люди, которые случайно оказались втянуты в процесс. Так, в производстве сериала приняли участие все родственники Арсения. Голос из-за забора: «Сергеич, маску надень!» — это его тесть, — рассказывает продюсер. — Бабушка Арсения, которой 89 лет, тоже случайно попала в кадр, и мы этот момент решили использовать в сериале. В итоге бабуля проходит на заднем плане, когда наш Пушкин записывает очередное видеопослание, и ворчит о том, что, дескать, Саша долго смотрит в телевизор. Дама с ребенком, гуляющие по лесу — жена и дочь актера. Кстати, эта серия стала рекордсменом по просмотрам — именно благодаря тому, что в кадре появилась маленькая Ева. А в каких-то сериях и мы с Леной выходим в эфир. Это тоже получилось весьма забавно. Я играю Прасковью Осипову, соседку и близкую подругу поэта. В серии мы разговариваем по Zoom, и у меня нет звука — получается, что я только жестикулирую, а в это время звучит монолог Пушкина. Так мы обыграли и его очередное письмо, и стандартную современную ситуацию.

Инстаграм-сериал — это творческий эксперимент. Для Арсения, как для актера, задача проявить в современном цифровом формате все переживания своего персонажа была и сложной и одновременно увлекательной.

— В этом есть свои плюсы, например, практически всегда крупный план, требующий работы в кадре. Театр и сцена — большая площадка, там приходится активно жестикулировать, громко говорить, чтобы тебя было слышно с последнего ряда. А здесь можно потише, это и приятно, и прелестно. Я и до этого увлекался творчеством Пушкина. На мой взгляд, это был обычный человек, ничем по своей сути от нас с вами он не отличался, за исключением того, что он был гениален в своем таланте. Как любой из нас, он склонен к переживаниям, к рефлексии, к злости, — уверен Арсений Фогелев.

Еще одна забавная особенность сериала — в комментариях к опубликованным постам. Авторы создали дискуссионную площадку, на которой общаются и рассказывают о своем опыте аватары реальных литераторов, которые также в разные периоды своей жизни переживали карантин. Наблюдать за диалогами увлекательно и весело.

Лена, ходи Гоголем
— Комментарии — это осознанный прием, он не уникальный, не мы его первооткрыватели, но нам показалось, что он здесь будет весьма уместен. Каждому из наших персонажей есть что рассказать. Джованни Боккаччо создал свой «Декамерон» во время Флорентийской чумы 1348 года. Потом очень сильно переживал, что написал такую пошлую штуку, но, как ни крути, именно она его и прославила. История с Шекспиром тоже показательна: во время чумы в Лондоне в 1606 году он как совладелец театра «Глобус» лишился заработка и активно занялся сочинительством пьес. Благодаря чему на свет появились: «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра». Гоголь застал холеру в Петербурге в 19 веке.

Чехов как врач тоже побывал в эпицентре эпидемии. Едва перебравшись в Мелихово, он был назначен врачом от уездного земства. Но лечил крестьян из 25 деревень без жалования и бесплатно, а в это время как раз разразилась эпидемия холеры. Каждому из них мы создали свою личность. Гоголь сыплет малоросскими пословицами и шутками, Чехов как врач всех призывает к осторожности, Боккаччо рассказывает про хроники итальянского карантина, про все эти концерты на балконах, а Шекспир напоминает о том, что не стоит тратить время напрасно.

Плетнев — первый персонаж, которого мы придумали, потому что ему адресованы многие письма Пушкина. Он один из ближайших друзей поэта, профессор русской словесности, а позже — ректор Императорского Санкт-Петербургского университета. Именно Плетнев был издателем большинства произведений Пушкина, ему же посвящен «Евгений Онегин».

И вот, когда в первой серии Пушкин к нему обратился, мы подумали, что кто-то поэту должен ответить, очевидно, что Плетнев, значит, нужно аккаунт с его именем заводить. Потом родилась другая мысль — а может, это не только Плетнев будет? Эта идея начала раскручиваться, и получился проект в проекте. У наших персонажей даже появились свои фанаты среди подписчиков. Могу открыть завесу тайны — комментарии за всех классиков пишем мы вдвоем с Еленой. Созваниваемся вечером, я ей говорю – «Лена, ходи Гоголем» и начинаем свою переписку.

Мы все безумно влюблены в этот проект. К сожалению, он уже подошел к концу. Конечно же, есть идеи продолжить начатое, возможно, с другим персонажем или форматом. Пока открывать все карты не могу, но думаю, что в ближайшие дни мы озвучим творческие планы на будущее. А пока ищите в инстаграме аккаунт «Пушкин 20.20», присоединяйтесь и заряжайтесь позитивом, — советует Евгения Карпанина.

Текст: Елена Слипченко