Незабываемый рассвет

О своей жизни, о воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны мне рассказал Александр Владимирович Комар в июне 2014 года. Ныне его уже нет на свете, но память о нем жива.
21 июня 1941 года Саня Комар вместе с другими сельскими подростками крутился возле молодежи, отмечающей окончание десятилетки. Так было заведено, что это праздник всех до единого человека, событие важное, значимое. Вечером собралось все село: раздольно неслись окрест певучие украинские песни, их исполняли и взрослые, и дети. Все дружно водили хороводы, отплясывали от всей души народные танцы, состязались в играх. Старики не уступали первенства в ловкости и сноровке молодым сельчанам.

Вжэ нэмцы тут…
На рассвете Саня заснул крепко-накрепко, только снилось мальчишке, что грохочет гром, сверкают молнии, да так неистово в его сне разыгралась грозовая буря, что подросток с сожалением подумал: «Вот вам и подарочек — гроза! Не даст парубкам и дивчинкам рассвет встретить!» Эх, Саня, Саня … Надолго этот рассвет останется в памяти людей. Унесет он много жизней, да и счастливая мирная жизнь останется далеко-далеко, только в снах и воспоминаниях. Ведь наступило утро 22 июня 1941 года, а вместе с ним нагрянула война.

Ветеран войны с болью вспоминал наступивший первый день начала войны.

— Санько! Йдь до сэстры и перекажи, ще началась вийна. Санько! Вжэ нэмцы … — батько тряс мальчика за плечо и твердил как заведенный. — Вжэ нэмцы тут …

Какие немцы? Почему они уже в родном селе? Кто допустил? Саня резво вскочил на коня и помчался в соседнее село к сестренке. Он ловко держался в седле. Навстречу двигались колонны фашистов. Мальчика они не тронули. Еще не знали фрицы, что такое партизанская война. Шутили, смеялись, наставляли на подростка дула автоматов, изображали стрельбу: «Та-та-та-та-та!»

«Будет вам та-та-та, гады! Не знаете, как я метко умею стрелять», — думал мальчик, еще ниже пригнувшись к коню. Видеть сытых фашистов было противно.
Перед войной в школах СССР было развернуто движение по подготовке молодежи к защите Родины. Не была исключением и Украина. Семья Комар проживала в Каменецк-Подольской области: всего в двенадцати километрах от их села была территория Западной Украины. Иногда дрались мальчишки с мальчишками, но редко. Санька не оставался в стороне от «военных баталий». От отца за драки доставалось по первое число.

Помощник батьки Ковпака
Конечно, Саня Комар не остался в стороне и от борьбы с вооруженными до зубов гитлеровцами. В тылу врага ловким и смелым подросткам поручали держать связь с партизанами, вести разведку. Саша был проводником партизанских групп батьки Ковпака. Он знал самые непроходимые тропы, умел мастерски маскироваться, бесшумно и быстро передвигаться по лесной чаще. Все поражались силе и выносливости невысокого, худощавого паренька. Надо отдать должное: Саня был еще и хорошим артистом, мастером перевоплощения. Для гитлеровцев он разработал образ простодушного, наивного и немного глуповатого мальчишки. На носу и щеках чуть-чуть сажи, взгляд подобострастно-восхищенный.

Полицаи гнали Комара пинками от мест сосредоточения фашистских войск, а он ко всему прислушивался, ловил обрывки фраз, метко схватывал глазами технику и вооружение врагов. Однажды в глазах мальчика сверкнула такая ненависть, что фашист, встретивший этот взгляд, изо всей силы ударил Саньку прикладом автомата. Однако, другой, защищая, оттолкнул мальчика и приказал ему бежать изо всех сил прочь. Подросток ненавидел врага за сожженные города и села, за казненных партизан и тех, кто подозревался в сочувствии им, за военнопленных, которых гнали в концлагеря, по дороге травили собаками и расстреливали.

А еще за своих родных брата и двух сестер, которых увезли на работы в Германию, болела душа Сани. Казалось, огромная рана открылась в груди, и она не давала дышать и жить: больно, больно видеть, как разрушается цветущий солнечный край, как гибнут люди.

Семнадцатилетний связист
Но пришло время, когда наглые жестокие фашисты побежали с украинской земли. Сане шел уже семнадцатый год, и он считал себя взрослым, состоявшимся мужчиной. Он отправился в военкомат, и его направили в четырнадцатую команду связистом. Военной профессии учили целых пять дней, но этого хватило, чтобы уловить и понять главное: оперативная, бесперебойная связь — путь к победному исходу боя. По технической части боец был подкован основательно. Связь обеспечивали под пулями, минометным и артиллерийским огнем, под вражескими бомбежками сверху. Каждый связист знал: любой ценой надо сделать так, чтобы связь работала, чтобы передавались без устали приказы и сообщения, чтобы звучало: «Батальоны просят огня. Даешь огонь!»
Многих своих друзей похоронил Александр Владимирович Комар.

Пирамидки с красными звездами встали на всем протяжении пути Красной Армии. А наш земляк прошел с боями Западную Украину, Польшу. Бог щадил молодого бойца: встретил он Победу живым, ликовал от всей души.
Скоро вернулся на родину брат Иван и одна из сестер. О судьбе другой сестры узнают в 1964 году: жива, вышла замуж, живет в Австралии.

На Кубань по приказу Сталина
Александр Владимирович продолжал нести службу. В роте правительственной связи он был задействован в Чехословакии, в Румынии. На чужбине душа тосковала по родине. Взял молодой фронтовик да и написал письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой отправить его на службу в Советский Союз. Ответа не последовало: тогда Александр на свой страх и риск обратился к вождю во второй раз, а тот взял да и разрешил командировать Александра Владимировича Комара в Краснодарский край, где его определили в батальон правительственной связи. Вместе с Николаем Маркиным, Николаем Давиткевичем, Дмитрием Кабашным, Иваном Кругловым Александр тянул линию связи до Туапсе из Апшеронского района.

А в Горячем Ключе рота связи обосновалась накрепко. Здесь молодые отважные парни встретили свою любовь. Есть фотография, где они на солнечной поляне санатория «Горячий Ключ» в окружении красивых нежных девчат. Боже! Какое счастье! Они живы, любимы и любят: молодые, счастливые парни, прошедшие с боями Европу, избавившие мир от фашистской чумы, тоже влюблены, и их души распахнуты для счастья!

Александр Владимирович встретил в Горячем Ключе Надежду Тамара (Тамара — это фамилия). Красивая, умная, добрая девушка тоже не осталась равнодушной к мужественному парню. Поженились, родили детей. Когда закончилась военная служба, Александр с радостью возвратился на Украину в родное село. Отец и мать обрадовались возвращению сына, земляки шли живым потоком, чтобы поприветствовать Александра, посмотреть на его молодую женушку, полюбоваться детворой. Мать же сразу всем своим видом продемонстрировала недовольство, что женился он против ее воли. Не по душе пришлась ей Надежда, не по душе. Невестка же старалась всячески угодить родителям мужа, только не тут-то было, кремнем оказалась душа у свекрови, не было в ней места избраннице сына. Александр не стал испытывать судьбу, разрываться между матерью и женой.

Мать любил, почитал несказанно, но и Надюшу свою предать не смог. Быстро собрали молодые вещи, детвору в охапку и поехали в Горячий Ключ, где они прожили впоследствии долгую и счастливую жизнь до самой смерти. Много трудились. Александр Владимирович выучился на водителя. Любое дело, за которое брался фронтовик, выполнялось основательно, профессионально. Работал он и в сельском хозяйстве города, пришлось даже чай выращивать. Часто рассказывал ветеран, как корчевали лес под чайные плантации, как высаживали рассаду, как бережно ухаживали за ней. Вспоминал, с какой гордостью везли 300 кг чаю, чтобы сдать его на Дагомысскую чайную фабрику.

Сколько жил на земле ветеран войны, не забывал коллег по работе: бригадира по парниковому хозяйству Василия Леусенко, директора совхоза Леонида Черняева, его правую руку Михаила Горьковенко. Золотое время мирной послевоенной молодости прошло в трудах и заботах. Семья являлась прочной, надежной опорой. Дети выросли, внуки подтянулись, правнуки пошли. Жил ветеран, окруженный заботой своих родных.

В 2014 году началась на Украине вражда между людьми, фашизм стал оперяться, диктовать свои законы жизни. Не выдержало сердце брата Ивана повторения страшных событий 1941 года, умер Иван, а на сорок дней со дня смерти брата ушел из жизни наш земляк Александр Владимирович Комар, отважный фронтовик, самоотверженный труженик. Свою любимую Надежду он похоронил раньше.

Остались его дети, внуки, правнуки жить на земле, которую в далекие 40-е годы отвоевал у оголтелых фашистов их дед, Александр Владимирович Комар. Горит, горит не угасая на небе его путеводная звезда, освещая своим светом нашу прекрасную планету Земля, пре-дупреждая живущих об опасности воцарения ненависти и вражды, которые пытаются проникнуть в города и села, которые истребляют надежду на счастливую жизнь.

«Не надо человеку войны. Она убивает все лучшее, что есть на земле, несет беду и горе». — Эх, если бы люди услышали ветерана войны, прислушались к этим его словам и поняли бы его. Сколько трагедий удалось бы предупредить, сколько жизней спасти.

Героическая поверка удостоверяет, что ветеран Великой Отечественной войны Александр Владимирович Комар навечно в боевом строю воинов России.

Галина Мамай