Только вперед — только на линию огня

Сохранились в личном архиве семьи Валерия Депоняна воспоминания его отца, участника Великой Отечественной войны, Почетного гражданина города Горячий Ключ Депоняна Самсона Георгиевича.

Комсомольский вожак
«Родился я в городе Горячий Ключ в 1919 году. В 1939 году окончил среднюю школу в селе Шаумян. Осенью этого же года был призван в ряды Красной Армии в 203-ю стрелковую дивизию. С первого момента ее формирования в Краснодарском крае начал свою службу в звании рядового. Когда началась Великая Отечественная война, наша дивизия приняла участие в сражениях на фронте с первых дней ведения боевых действий. Мне довелось быть комсоргом 610-го полка 203-й Запорожской стрелковой дивизии (в комсомоле состоял с 1938 года). Комсомольские вожаки, как и политруки, личным примером должны были вести бойцов в атаки на врага, быть в первых рядах наступающих, то есть, где трудно, где надо проявить мужество и решительность, там всегда впереди идет комсомольский вожак.

Так я старался действовать: не боясь смерти в бою, не страшась врага. Для нас судьба Родины была на первом плане. Храню грамоту ЦК ВЛКСМ следующего содержания: «Тов. Депонян С.Г. добился, что комсомольская организация 610-го полка 203-й Запорожской стрелковой дивизии является одной из лучших в армии. Хорошо поставлена воспитательная работа среди комсомольцев, особенно среди нового пополнения. Тов. Депонян С.Г. лично участвовал только на правобережном Днепровском плацдарме в шести атаках против немцев. Секретарь ЦК ВЛКСМ Романов».

В сражениях под Луганском (шел 1943 год) написал заявление о вступлении в ряды КПСС, был единогласно принят в партию. Бои здесь шли ожесточенные, суровые, враг упорно сопротивлялся, не желая оставлять занятый плацдарм. Но и мы уже умели воевать, отражать вражеские атаки. Командиры имели богатый опыт проведения боевых действий, хорошо знали вражеские замашки, умели распознавать уловки и хитрости врагов, и, конечно, противостоять им, как подобает воинам Красной Армии.

«Согласен быть первым»
Шесть атак, о которых сообщается в грамоте, были связаны со смертельным риском для меня и для моих товарищей по полку. Но нас нельзя было остановить, запугать: мы шли в бой ради Победы, верили, что она не за горами. Хочу напомнить, что в 1943 году враг был разгромлен под Сталинградом, в этой битве участвовали и мы, лежали под обстрелами в окопах, шли в атаку, погибали, но победили врага. Освобожден был Краснодарский край, моя родина, так что гитлеровский прорыв на нашу страну терпел поражение, настоящий крах по всем статьям.

Хорошо запомнился мне случай перед форсированием Днепра. Река эта мощная, суровая, глубоководная. Наш заместитель командира полка товарищ Сендек собрал всех политработников полка и спросил, есть ли среди них добровольцы на переправу через Днепр с первой группой бойцов. Я был самый молодой и сразу же сделал шаг вперед, что означало: «Согласен быть первым!» Под вражеским массированным обстрелом форсировали мы реку, многие погибли в этой военной операции, а те, кто остались живы, вступили в схватку с неприятелем уже на другом берегу. За эту переправу меня наградили орденом Отечественной войны II степени.

В 1944 году меня выдвинули на должность заместителя командира 911-го стрелкового батальона связи 203-й стрелковой дивизии. Мы продолжали наступать решительно и бесповоротно. Врага громили по всем направлениям, на всех участках сражений побеждали его, гнали в шею.
воевал и в Японии

В октябре 1944 года в боях за город Кендереш я был тяжело ранен, очень огорчался, что вышел на период лечения из боевого строя. После излечения продолжил службу в составе этого же батальона в должности заместителя командира батальона. Победу встретил в Праге. Пришлось воевать и в Японии. Куда бы война не бросала меня, я оставался верен присяге, данной на верность служения Родине. Храню свои боевые награды: ордена Отечественной войны I и II степенней, два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За оборону Сталинграда» и многие другие. Моим внукам не будет стыдно за своего деда, потому что с первого и до последнего дня войны я был в рядах Красной Армии, победившей фашистов в Великой Отечественной войне. Счастлив, что в большую Победу над врагом есть и мой вклад.

После демобилизации вернулся в родной Горячий Ключ. Пять лет был первым секретарем РК ВЛКСМ. За работу получил в 1948 году свой первый трудовой орден «Знак почета», а в 1971 году мне вручили второй орден. В этот период я уже работал директором мебельной фабрики. Вот такая моя жизнь, такая биография, как у многих представителей моего поколения. «Только вперед — только на линию огня» — вот девиз нашей молодости. Счастлив, что живу в мирное время, отвоеванное нами у жестокого врага, живу в замечательной стране, частью которой является город Горячий Ключ».

Воспоминания Самсона Депоняна скреплены были подписью Уполномоченного Совета ветеранов 203 Запорожско-Хинганской Краснознаменной ордена Свердлова стрелковой дивизии Долгополовым.

А жизнь продолжается. И среди имен, названных в ходе героической поверки, звучит имя Самсона Георгиевича Депоняна. Он навечно в боевом строю защитников Отечества.