Открывать, изучать, использовать!

В рамках реализации нацпроекта «Образование» в СОШ № 2 полным ходом идет оснащение одного из важнейших участков образовательного процесса — кабинета физики и лаборантской. Для этих целей выделено 4934000 рублей. И не случайно, ведь этот предмет является сегодня ведущим источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и вместе с тем одним из основных компонентов человеческой культуры. Именно физику называют наукой, открывающей фундаментальные законы природы, и теоретической основой современной техники. Только задумайтесь, как много отраслей возникло на базе физических открытий! Это и электротехника, и радиотехника, и ядерная энергетика, и многие другие.
Итак, заглянем в школу, чтобы понять значимость нового оборудования для образовательного процесса.

Кафедра физики — это реальность!
— В нашей школе работает кафедра для детей, увлекающихся физикой, — рассказывает учитель физики Любовь Миронова. — Здесь мы разбираем с ребятами задачи, которые необходимы для подготовки к государственным экзаменам — единому в одиннадцатом классе и основному в девятом, анализируем лабораторные и практические работы. Поступившее в школу новое оборудование используем на занятиях кафедры. Оно очень важно как для экспериментальной работы, так и для ребят, участвующих в различных проектах. Думаю, что в нынешнем году новая техническая база кабинета физики поможет многим старшеклассникам получить более глубокие знания.

Кафедра физики во второй школе — единственная среди учебных заведений нашего муниципалитета, и потому здесь так дорожат ее оснащением. Как заметила Любовь Викторовна, новое оборудование, поставленное в рамках проекта «Современная школа», будет использоваться на уроках физики для демонстрации отдельных физических явлений и во время лабораторных занятий.
Любовь Миронова — опытный педагог со стажем более сорока лет, и только школе № 2 она посвятила последние два года. Отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель России. Много может рассказать о специфических особенностях своего предмета и о том, какими именно чертами наделяет он школьников. Физика вырабатывает в детях практические умения и навыки, в том числе к самостоятельной работе, развивает их умственные способности, особенно — логическое мышление, закладывает базу для формирования научного мировоззрения.

— Некоторые дети проявляют особый интерес к предмету, — добавляет Любовь Викторовна, — например, Даша Криницына набрала максимальный балл на ОГЭ в девятом классе и готова связать свой профессиональный выбор с техническими предметами. Она заняла первое место в городской олимпиаде по физике и стала участницей краевых соревнований. Егор Матвеев показал достойный результат в краевой олимпиаде по астрономии, Алина Пряжникова заняла по этому предмету первое место в городской олимпиаде.
Глубокие знания по физике получают школьники не только на уроках и занятиях кафедры, но и в процессе реализации проектов по этому предмету. Как и в любом деле, здесь важны целеустремленность и увлеченность предметом. И эти качества вырабатываются на личном примере педагогов — Любови Мироновой и заведующей кабинетом физики СОШ № 2 — Елены Ургант. Елена Анатольевна — учитель высшей категории, отлично владеющий и профессиональными знаниями, и талантом общения с людьми. В этой школе она сделала уже несколько выпусков, дети успешно сдали ЕГЭ и многие из них будут применять полученные знания в вузах и на производстве.

Об «умных» приборах
— Новое оборудование, которое мы получили в этом году, соответствует стандартам федерального образования, — рассказывает Елена Ургант. — Это в первую очередь датчики — температуры, относительной влажности, давления, которые позволяют абсолютно точно определить некоторые физические величины, те, что раньше измерялись механическими приборами. Датчики подключаются к специальному модулю и компьютеру, на экране которого можно увидеть изменения температур в течение нескольких минут и даже часов, или изменение ускорения тела, движущегося вертикально вверх-вниз. Такие показания позволяют сделать записи в виде таблицы или графика, которые потом дети и будут анализировать.

Как еще отметила Елена Анатольевна, наряду с применением современного оборудования в школе не отказываются и от старого, которое помогает понять детям закономерности физики. Например, при использовании обычного теплового термометра учитель рассказывает о шкале и ползущей по ней красной жидкости, наглядно показывает, что при увеличении температуры ее объем увеличивается, и за счет этого спиртовой красный столбик движется. Измерять температуру можно как обычным термометром, так и новым — с датчиками, и сравнивать эти значения. И тогда дети самостоятельно придут к выводу, какое показание более точное и какое они бы использовали, если бы у них был выбор.

Рассказывая о значении новых приборов, Елена Ургант отметила, что навыки работы с ними будут детям очень полезны как на уроках, так и на факультативах. Учащиеся начнут пользоваться приборами на экзаменах. Например, в девятом классе есть экспериментальная часть с заданием, которое как раз и требует наличия современного оборудования. Также планируется использовать его при обучении детей, особо интересующихся физикой. Для них будет организована кружковая работа, во время которой школьникам предложат для занятий приборы старого и нового образца, и те будут применять датчики в экспериментальной части работы. Это поможет детям выполнить задания быстрее и качественнее.

Еще и ноутбуки!
Работа с «умными» приборами не может быть полноценной без экрана монитора, на котором и отражается весь процесс измерения физических величин как в определенный момент времени, так и в динамике. Поэтому вместе с датчиками в школу поступили 15 новеньких ноутбуков. Они устанавливаются во время занятий на каждую парту и учащиеся работают с ними, например, измеряют температуру воздуха или же воды, как на нашем фото, и наблюдают данные на мониторе.

На сегодняшний день поступило пока еще не все оборудование. Однако лаборантская уже преобразилась. Вместо небольших стареньких шкафчиков вдоль стен здесь установлена новая корпусная мебель, вмещающая практически все оборудование. Это очень удобно. Как отметила в нашем разговоре учитель физики Любовь Миронова, директор школы Михаил Тэргович огромное внимание уделяет не только образовательному процессу, но и созданию комфортной среды для педагогов и учеников.

Физические теории и методы исследования все больше проникают в другие естественные науки — химию, астрономию, биологию. Бесспорно, что знания, которые получат учащиеся второй школы во время освоения предмета физики с применением новых приборов, пригодятся им и в более глубоком изучении других естественных наук и в формировании базы для современного мировосприятия.

Любовь Захарова