Растим музыкантов, художников, хореографов

В рамках реализации национального проекта «Культура» Детская школа искусств нашего города встретила начавшийся учебный год с новыми музыкальными инструментами. Они были получены летом, и преподаватели успели их настроить и опробовать. Сейчас здесь есть барабанная установка, аккордеон, ксилофон, электронное фортепиано, концертный баян, акустическая гитара и домра. Обновлена база малых инструментов, с которыми занимаются дети младшего возраста, а в концертном зале появился большой светодиодный экран.
Заглянем в детское учреждение, чтобы убедиться, насколько значимо приобретение такого арсенала инструментов для коллектива педагогов и учащихся?

Не сдавая позиции
Детская школа искусств Горячего Ключа входит в топ «50 лучших школ России». Это довольно высокая планка для ведущего учреждения дошкольного образования в нашем городе и ко многому обязывает коллектив преподавателей. Его основой еще 45 лет назад стала детская музыкальная школа, которая со временем приняла статус музыкального отделения. Сегодня руководит им почетный работник культуры Горячего Ключа Татьяна Канунникова. Параллельно с этим отделением начали работу вновь созданные — художественное, театральное (как драматический театр, так и музыкальный), культуры досуга, а также раннего эстетического развития.

— Сегодня трудно определить, какие именно отделения нашей школы самые востребованные, — рассказывает директор ДШИ, заслуженный работник культуры РФ Нагабет Диленян. — Все они пользуются популярностью, если принять во внимание число желающих здесь обучаться. Ежегодно оно в районе четырехсот, а в этом году составило четыреста двадцать, в то время как мы имеем возможность принять сто двадцать — сто тридцать детей. Очень жаль, что не можем обучать всех детей, которые изъявили желание познать таинство танца, музыки, живописи. А ведь нацпроектами предусматривается охватить к 2024 году дополнительным образованием восемьдесят процентов учащихся!

Нагабет Альбертович отмечает значимость отделения раннего эстетического развития, ведь именно в четырех-пятилетнем возрасте формируется личность ребенка, он легко впитывает знания и навыки. Поэтому список малышей, которые были приняты для обучения в начавшемся учебном году, стал для многих родителей сродни спискам абитуриентов, вывешенным в вузе.
В новом учебном году в ДШИ практически не произошло изменений в направлениях образовательного процесса. Правда, не так давно требовалась поддержка в техническом обеспечении оркестровому и скрипичному классам. Но сейчас оба они достигли зрелости, поражая зрителей виртуозностью исполнения сложных музыкальных произведений. В школе пытаются организовать камерный оркестр, а это непросто. Но ведь если появился шанс благодаря приобретению в рамках нацпроектов новых музыкальных инструментов, то почему бы не попробовать?

В образовательном процессе все же есть нечто новое: благодаря индивидуальному подходу учащихся переводят на предпрофессиональную программу. А это дает им возможность более углубленно изучать предмет, чтобы продолжить образование в средних специальных и высших заведениях.

Укомплектован преподавательский состав. Многие педагоги с богатым опытом работы и увлечены своим делом, несмотря ни на какие трудности, готовы отстаивать позиции ДШИ, чтобы не выйти из топа «50 лучших школ России».

Инструменты выбирали
В крае их 380 школ музыкальные инструменты получили в этом году 27. Среди них две наши — ДШИ Горячего Ключа и ДШИ станицы Саратовской.

Сегодня нереально в рамках бюджета приобрести дорогостоящее оборудование , — отметил Нагабет Альбертович. — Помогли нацпроекты. Это стало для нас огромной радостью и в то же время началом напряженной творческой работы. Трудно было определиться, какие именно инструменты нужны в первую очередь. Очень хотелось, чтобы они были высокого качества, но тогда число приобретений снизилось бы, и малыши остались без малых инструментов. Мы раздаем их тем, кто поступил в школу, чтобы занимались дома, а когда дети подрастают — меняем инструмент на более подходящий по возрасту. В конечном итоге выбрали всего понемногу — и люксовые, и народные, и ударные. Как и мечтали, приобрели концертный баян, а только он один стоит около миллиона, к нему — домру, баян, аккордеон. Появились гитара, труба, саксофон и еще — ударные инструменты, а это комплект барабанов и ксилофоны. Наконец-то пополнился духовой оркестр. В числе приобретений также — цифровое фортепиано, так что теперь учащиеся могут выезжать с преподавателями на концерты и конкурсы со своим инструментом.

Как отметил Нагабет Альбертович, новые приобретения очень кстати дополнили старую базу, в которой было кое-что и пятидесятилетней давности. Сейчас потребность в инструментах удовлетворена не менее чем на 70 процентов. Практически для детей всех возрастов есть баяны, аккордеоны, выправляется ситуация с домрой. Инструменты очень востребованы и будут помогать ребятам в развитии их талантов.

В помощь детям — LED-экран
Одновременно с получением музыкальных инструментов укрепилась и материальная база школы. В двух классах наконец-то установили интерактивные доски. Но с особой гордостью в школе рассказывают о LED-экране, который установлен в концертном зале. Это довольно дорогостоящее приобретение, но очень полезное не только для музыкального, но и других отделений школы. Например, если по программе нужно посмотреть онлайн экспозицию любого музея мира, без проблем можно это сделать. Если надо подчеркнуть стиль музыкального произведения, которое исполняет ребенок — тоже пожалуйста! На светодиодном экране можно показать и дореволюционный Петербург, и современную Венецию. Не приобретая фильм, а получив его напрокат, можно показать детям любую оперу или музыкальный фильм, а также просто его фрагмент.

Вот что рассказала нам заведующая театральным отделением, заслуженный работник культуры Кубани Ирина Воскобойникова:
— Светодиодный экран — огромная находка для наших театральных коллективов. С его помощью можно создать атмосферу постановки, а это очень важно. Например, в одном из спектаклей мы пытались раскрыть тему разрушения мира через видеопроектор. Над землей летели самолеты, сбрасывая бомбы. Конечно же, такой вариант несовершенен, ту же самую цель можно достичь благодаря новому экрану уже совершенно на другом уровне. Или же еще один сложный момент, когда мы с малышами изображаем падение на землю звездочки, которую потом нужно опять поднять вверх. В кукольном театре сделать это довольно просто, но вот как в драматическом? И опять поможет новый экран.

В композиции «Остров» образцового театра «Белая ворона», а спектакль уже однажды был поставлен, часто меняется настроение персонажей. Вот они радостные, счастливые, а вот — убитые горем, когда вместо свадебных костров пылает вся деревня. И отлично бы передал это настроение светодиодный экран с изображением воды — то спокойной, то захлестывающей волнами. Таким же образом экран поможет и другим театральным коллективам, а также обучающимся на других отделениях.

С надеждой на расширение
Рассказывая о работе Детской школы искусств, Нагабет Диленян отметил наряду с достижениями и проблемы, которые пока не смогли здесь решить — после того как очень много сделали для музыкантов, будем работать над тем, чтобы помочь хореографам и художникам, подчеркнул он. — В чем проблема? В стенах школы недостаточно помещений для занятий, их дефицит особенно испытывают именно живописцы. Желающих развивать художественные способности много, но школа не может держать на отделении более 140-160 детей. Здесь давно назрел вопрос о том, чтобы перевести их в другое помещение, но как его получить? Этот вопрос поднимается на различных уровнях, но пока не решен. Окна юных художников выходят на пустующее вот уже лет пять здание бывшего банка. Было бы здорово в таком помещении создать и выставочный зал, и удобные классные комнаты! Но здание находится на федеральном балансе и пока не перейдет на муниципальный, вопрос решить практически нереально. Возможно, есть и другие варианты, нужно их искать и рассматривать.

Новый учебный год начался для ДШИ непросто. В связи с эпидемиологической обстановкой здесь соблюдаются меры предосторожности, в том числе, прохождение через фильтр, где проводится обработка рук антисептиком, измеряется температура, устанавливаются рециркуляторы и прочее. А в школе обучается около тысячи детей, поэтому на руководство ложится огромная ответственность за их здоровье. Но все же самой большой проблемой считают здесь отмену до конца 2020 года и массовых мероприятий, а также сводных репетиций, без которых некоторые коллективы не могут существовать. Огромным подспорьем является участие в мероприятиях в рамках проекта «Культура для школьников», который на протяжении года проводился в пятнадцати регионах России. В прошлом году юные горячеключевцы выступали с концертами, а в этом до конца года будут размещать ролики со спектаклями.

Жизнь продолжается, и в ней все же больше позитива.

— Приятно, что мы попали в программу, которая активно реализуется, — отметил в нашей беседе Нагабет Альбертович, — и получили очень многое из того, о чем мечтали. Оборудование и новые музыкальные инструменты, приобретенные в рамках нацпроекта «Культура», позволят в новом учебном году сделать образовательный процесс более эффективным.

Любовь Захарова