«Эйнштейн» на страже экологии

Пожалуй, уроки химии никогда еще не были столь увлекательными. В СОШ № 3 этот предмет вдруг оказался на первых местах рейтинга самых занимательных для школьников наук. Состояние экологии ребята теперь исследуют с помощью новой компьютерной лаборатории. Уровень радиации, чистота воздуха, ультрафиолетовый индекс, Ph воды в различных источниках, ее электропроводность — все эти и другие показатели школьникам помогает определить «Эйнштейн». Имя самого медийного светила научного мира носит израильская лаборатория.

В нашем обывательском понимании лаборатория — это некое помещение, исследовательский центр, в котором находится оборудование для опытов. Но «Эйнштейн» представляет собой несколько планшетов, в каждом из которых имеется девять встроенных датчиков и десять подключаемых. Высокочувствительные элементы проводят исследования по двум взаимосвязанным направлениям — химии и экологии. Все оборудование легкое, миниатюрное, удобное в применение и монтируется как конструктор. Благодаря такой мобильности исследования можно проводить где и когда угодно. Чем, в общем, школьники уже и воспользовались.

Ученица 10 «А» Лиза Мешковская с интересом рассказывает об изучении химического состава родника, бьющего у Иверской часовни на Минеральной поляне. Всем известно, что источник целебный. Но благодаря чему? Подробный ответ на это дает анализ состава его воды. Специальные датчики помогли определить ряд физических и химических показателей. Выяснилось, что источник Святого Пантелеймона очень чистый, в нем нет примесей вредных веществ, но в избытке растворимые соли. Кроме того, в воде присутствуют ионы двухвалентного железа, которые усваиваются организмом и приносят пользу.

Продолжительное же контактирование жидкости с воздухом приводит к окислению железа с последующим переходом в трехвалентную форму, внешне это проявляется в изменении цвета воды: она приобретает цвет ржавчины (следствие этого явления — налет ржавчины вокруг места выхода родника). Поэтому воду из источника, для того чтобы она оказала свое целебное воздействие, нужно пить сразу (до окисления), не запасая в бутылки и не набирая впрок.

Оборудование записывает и анализирует данные, которые вносятся в сводные таблицы. Оно совместимо с другими уже имеющимся в школе гаджетами, благодаря чему графиками можно делиться по сети, готовить с их использованием доклады, презентации и в целом чувствовать себя частью мирового научного сообщества. Лабораторией пользуются девять классов СОШ № 3. 10 «А», в котором учится Лиза, класс с углубленным изучением химии, и, несомненно, работа с таким серьезным оборудованием будет полезной не только тем ребятам, которые решили в дальнейшем связать свою жизнь с наукой, но и пробудит интерес к ней у других школьников. Вот, к примеру, одноклассник девушки Стефан Степанян хоть и не планирует стать химиком, в экспериментах участвует с интересом, отмечая важность и пользу всестороннего развития.

— Оборудование школа получила еще весной, но в связи с карантинными ограничениями использовать его начали только в этом учебном году, — рассказывает преподаватель химии Инна Андреева.

Времени на освоение новой техники у нее было достаточно, к тому же найти общий язык с израильским оборудованием педагогу помогли специальные двухнедельные курсы, организованные на базе краснодарского Института развития образования. Инна Андреева преподает не только в школе, но и в медицинском колледже. Она признается, что за все годы работы не встречала более современного и прогрессивного ученического оборудования.

— Важно, что все исследования проводятся с использованием планшетов, а эти гаджеты, как известно, хорошо знакомы современной молодежи, вызывают у них доверие и привычны в использовании, — отмечает педагог.
Стоимость всего комплекта лаборатории превышает два миллиона рублей. Деньги на приобретение «Эйнштейна» были выделены в рамках нацпроекта «Образование» в целях обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На этом оснащение кабинета новым оборудованием не закончилось, для проведения химических экспериментов школа докупила сушильный шкаф, дистиллятор, систему для фильтрования и муфельную печь.

Так что вряд ли кто-то удивится, если СОШ № 3 станет главной городской поставщицей абитуриентов химических вузов страны. А пока школьные исследования продолжаются. 10 «А» вместе с классным руководителем Инной Андреевой недавно сделал замеры в пяти контрольных точках курортного парка. Старшеклассники измерили температуру воздуха и воды, атмосферное давление, влажность, уровень радиации и ряд других параметров. Эти лаборатории, как отмечает наставница юных исследователей, позволяют расширить спектр экспериментов, включить в него значимые именно для нашего города опыты. В ближайшем будущем школьники планируют подключить к своему арсеналу датчик газов, чтобы определить уровень сероводорода в воздухе.

— Подобные исследования мы будем проводить ежемесячно, чтобы составить график сезонных изменений окружающей среды. В конце года данные систематизируем и увидим характер изменений. К примеру, электропроводность Псекупса зимой может снизиться, так как вода станет чище. Возможно, будет меняться радиационный фон. Пока он в норме, и если будут замечены негативные перемены, мы сразу же сообщим об этом в МЧС. В целом можно будет составить схему естественных природных процессов, происходящих в Горячем Ключе.

Все мы слышим заявления ученых о том, что климат на планете меняется, исследования, проведенные в течение нескольких лет, дадут достоверные данные не в масштабах планеты, а по нашему городу. И что важно — они будут подкреплены техническими параметрами. Так что планы у нас, как видите, далеко идущие, — признается Инна Андреева.

 

В 2020 году в кубанских колледжах и техникумах появятся 18 мастерских в рамках нацпроекта «Образование». 

Лаборатории будут оборудованы современной материально-технической базой по разным компетенциям в соответствии с требованиями движения «Ворлдскиллс».

Подобные мастерские создаются в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Они позволяют повысить уровень подготовки студентов, готовить их к чемпионатам «Ворлдскиллс», проводить итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, а также обучать специалистов по программам «50+» в рамках проекта «Билет в будущее».