Батальные натюрморты художника Сучкова

Сегодня вместе с заведующей отделом экспозиционно-выставочной деятельности городского исторического музея Юлией Лысенко мы расскажем о творчестве Александра Сучкова — мастера кисти, который родился в Горячем Ключе и, проживая в Санкт-Петербурге, не забывает родной город.

Предки — из Саратовской и Бакинской
— Александр Сучков очень открытый и отзывчивый человек, — рассказывает Юлия Лысенко. — Несмотря на большое расстояние между Горячим Ключом и Санкт-Петербургом, поддерживает теплые, дружеские отношения с нашим музеем. В 2018 году он с воодушевлением откликнулся на нашу просьбу принять участие в проекте «Герои Первой мировой — наши земляки», целью которого является увековечивание памяти ее участников. Результатом проекта станет создание фотоальбома, в основу которого войдут фотографии из фондов музея и семейных архивов, на которых запечатлены наши славные казаки, герои войны.

Александр Сучков любезно прислал в музей копии фотографий со своими предками, кубанскими казаками из станиц Саратовской и Бакинской, а также с казаками станицы Имеретинской перед отправкой на фронт. А в прошлом году, в один из своих очередных визитов в Горячий Ключ, он посетил наш музей и преподнес подарок — набор открыток со своими работами. Мы гордимся нашим земляком, приятно, что он не забывает родной город.

Горячий Ключ — Ленинград
Александр Анатольевич окончил Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона и является членом Санкт-Петербургского союза художников.

Родился он в Горячем Ключе в 1961 году и с ранних лет проявлял интерес к живописи, а уже с шести лет начал учиться у А. А. Крюкова, ученика чистяковцев Бачкури, Абугова, Кардовского и Бродского. С десяти лет параллельно обучался у заслуженного художника РСФСР, профессора живописи, академика Ю. И. Скорикова, а уже через четыре года был принят на обучение к А. М. Тавлееву, ученику Т. В. Савинской.

В 1976 году Александр поступил в Краснодарское художественное училище, а через три года — в среднюю художественную школу им. Б. В. Иогансона при институте им. Репина Академии художеств СССР. Успешно окончив ее в 1980 году, он пошел в армию, а после службы вернулся в Ленинград и возобновил учебу в мастерской Ю. И. Скорикова.

Каждый год молодой художник выезжал на родину, где черпал вдохновение и привозил в северную столицу пачки этюдов. Уже в те годы Александр начал собирать казачью амуницию и реквизит для своих будущих работ. Седла, папахи, старинную медную посуду, казачьи пояса, черкески, различное воинское обмундирование и снаряжение в дальнейшем он неоднократно использовал при написании батальных картин и натюрмортов. Эта тема стала узловой в творчестве художника и присутствовала в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Благодаря батальным натюрмортам и изображению лошадей мастер получил всемирную известность.

Александр Сучков создал оригинальный жанр батального натюрморта, аналогов которому не существовало до этого в русском и зарубежном изобразительном искусстве, и продолжает его совершенствовать. Отличительными особенностями его творчества являются при этом глубокое погружение в историю, доскональное ее изучение и работа с натуры.

Выставки в России и за рубежом
В № 17 за ноябрь 2019 года газеты «Нарвская застава» Санкт-Петербурга под рубрикой «История успеха» опубликован материал о нашем земляке Александре Сучкове «Его картины висят у глав трех государств».
Как пишет автор Елена Ахметова, многие работы этого художника выставлялись на аукционах, были приобретены и находятся в офисах НАСА (США), морского Регистра России, морского Регистра Норд-Веритас, НПО «Энергия», «Роскосмос», НПО «Южмаш», «Газпром», «Транснефть», департамента морского флота России, в коллекции мэра китайского города Шанхая, в Морской администрации Санкт-Петербурга, в администрации президентов России и Армении, а также председателя ЦК компартии Китая, в коллекции МИД России, а также в частных коллекциях России, Швейцарии, США, Китае, Германии, Армении, Франции, Японии, Кореи, Италии.

Это сегодня. А вчера была кропотливая работа по созданию на полотне идей и образов, учащенное сердцебиение перед первой персональной выставкой, которую любой художник запомнит на всю жизнь. Она состоялась в 1985 году в музее артиллерии инженерных войск и войск связи. В том же году работы Александра Сучкова, представленные на выставке учеников Ю. И. Скорикова, получили восторженные отзывы директора Эрмитажа, академика Б. Б. Пиотровского и академика Д. С. Лихачева.

В середине 80-х годов Александр Сучков начал выставлять свои работы по линии профессионального союза, и в 1994 году решением бюро секции живописи с первого раза, без кандидатского стажа, был принят в Союз художников Санкт-Петербурга. В эти же годы, после участия в выставке художников Санкт-Петербурга в Шанхае, а ее проводило МИД России, некоторые работы мастера были приобретены в коллекцию этого министерства.

В начале 2000-х Александр Анатольевич по личному приглашению министра национальной безопасности Армении К. Х. Петросяна вместе с женой совершил творческую поездку в эту страну. Ее результатом стала серия больших картин с пейзажами исторических святынь Армении.

На одной из работ нашего земляка изображены Владимир Путин и действующий генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. И это не единственная подобная картина. В Китае такие полотна пользуются популярностью, поэтому их и заказывают русским художникам.

Его работы с изображением казаков, лошадей приобретал и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, возглавлявший совет по делам казачества при президенте РФ.

Но вот что не продает Александр Анатольевич, так это этюды, потому что они стали для него чем-то личным — впечатлением, мимолетным взглядом, который очень дорог художнику.

Все начинается с детства
В городском историческом музее Горячего Ключа сохранился экземпляр газеты «ГК» от 16 сентября 1978 года с публикацией Л. Борисовой «Все начинается с детства». Вот как описывает автор поступление Саши Сучкова в изокружок при Доме пионеров и школьников нашего города:

«Зачарованно следил Саша за тем, как на полотне из вороха линий рождался светлый букет полевых ромашек с чуть заметными капельками утренней росы на дрожащих лепестках. Цветы были так похожи на настоящие, что хотелось потрогать их руками.

До чего же ему нравится здесь! Сколько в этой комнате карандашей и красок и разных рисунков! Нет, наверное, его все-таки не примут в изокружок, ведь ему никогда-никогда не нарисовать ромашки так, как этот большой мальчик.
«Зачем я принес свои рисунки? — вконец расстроился Саша. — Труба у домика совсем кривая. И конек-горбунок…» Действительно, разве была похожа эта противная серая кошка на его любимого сказочного конька? Мальчик с ужасом почувствовал, что от обиды и отчаяния он сейчас заплачет.

И в это время на его худенькое плечо опустилась чья-то большая и теплая рука. Так впервые встретились шестилетний Саша Сучков и руководитель изокружка при Доме пионеров и школьников Александр Архипович Крюков. Произошла эта встреча ровно одиннадцать лет назад».

А вот так описывает автор поступление Саши в 10-й класс средней художественной школы юных дарований при академии художеств в Ленинграде:

«О чем думали они тогда, в последние минуты перед расставанием, стоя на перроне? Александр Архипович, скорее всего, о мальчике, чье детство прошло на его глазах, о большом и прекрасном будущем любимого ученика.
Они говорили о том, каким жарким было это лето на Кубани, а в Ленинграде сейчас, наверное, идут дожди, и солнце северной Пальмиры совсем непохоже на яркое, словно наливное медовое яблоко, кубанское солнце. Саша подставил навстречу теплому августовскому ветру разгоряченное лицо, затем взглянул на своего старого седого учителя и подумал, что обязательно приедет будущим летом домой, обязательно.

…Поезд тронулся. Почти по пояс высунувшись в окно вагона, Саша изо всех сил махал рукой провожающим. А Александр Архипович, вдруг вспомнив о чем-то важном, закричал:

— Саша, а рисунки? Твои «казачьи» рисунки! Взял?

— Взяял! — донеслось в ответ.

Все быстрее и звонче отсчитывают стыки на рельсах колеса поезда… Да, жарким выдалось нынешнее лето на Кубани. Надолго запомнится оно Саше. Запомнится и то, как приветливо и хлебосольно встречали его люди сегодняшнего кубанского села. Такими веселыми, гостеприимными, радушными Саша и запечатлел их в своих рисунках. А потом, может быть уже в Ленинграде, из них сложится большая интересная композиция о прошлом и настоящем Кубани. И творцом ее будет Саша, Александр Сучков, мальчик из нашего города».