Кто вы, господин Шапошников?

Сотрудники городского музея провели свое расследование и узнали настоящую историю Шапошниковых полян. Работа была проведена сложная и кропотливая, им пришлось поднимать архивные документы, встречаться с потомками владельца полян, разыскивать экспертов, которые могли бы пролить свет на некоторые факты и попутно развенчать мифы, сложившиеся вокруг этого места. В итоге результат получился впечатляющим. Подробности читайте в статье, подготовленной главным хранителем фондов городского исторического музея Нэлей Кадыровой.

Забытая история поляны
— Привет! Собирай детей, поедем на Шапошниковы поляны гулять, — примерно так хоть раз в жизни говорил каждый житель Горячего Ключа. Спроси любого: где самое излюбленное место городских фотографов? Где раздолье для активных детских игр? Шапошниковы поляны! Да, место и правда очень живописное, а называется так почему? Сегодня уже практически не осталось тех, кто ответит вам на этот вопрос. Многие факты на долгие годы залегли в архивах, и, наконец-то, сегодня мы их вам раскроем.

Немного о топонимике. В Горячем Ключе есть как Шапошниковы поляны, так и Кунпанова поляна, Чепуркова гора, Мальцев ерик, Французенкова щель, Бурлаченкова щель, Качканов перевал, Бабакова щель, Енина поляна. Все эти названия связаны с первопоселенцами станицы Ключевой и местечка Горячий Ключ (ныне — город Горячий Ключ), это фамилии «держателей» или, — как теперь бы сказали — собственников этой земли. А в самом сердце Горячего Ключа — курортном парке — расположилась никем не известная сегодня Кармалинская гора, о которой упоминал один из организаторов общества любителей изучения Кубанской области Александр Николаевич Дьячков-Тарасов.

Названа она была в честь генерал-лейтенанта Николая Николаевича Кармалина, в 1877 году назначенного командующим войсками Кубанской области и Черноморского округа. Его земельный участок находился у подножия горы, там, где сейчас раскинулась парковая зона санатория «Предгорье Кавказа».

Но вернемся к поляне… Жил в местечке Горячий Ключ в начале ХХ века богатый армянин — Иван Мартынович Шапошников, рожденный в 1858 году. Место его появления на свет до сих пор вызывает споры: Турция или Область Войска Донского?

Как и его отец, он занимался табаководством и секреты выращивания этого растения знал с детства. Табачные поля Ивана Мартыновича находились как раз в упомянутом выше живописном месте — Шапошниковых полянах.

О табаководстве…
Выращивание этого вида сельскохозяйственной культуры было распространено повсеместно в станицах долины Псекупса с момента их образования и вплоть до 1995 года, когда было закрыто последнее табаководческое предприятие. Стоит сказать, что в начале ХХ века Российская империя занимала третье место в мире по производству табака, и доход ее составлял около 50 миллионов рублей. Однако только Кубанская область давала в казну 10 миллионов. В 1911 году табачные фабрики располагались в Екатеринодаре, Армавире и Майкопе. Транспортировка сырья из местечка Горячий Ключ была удобна в Екатеринодар, поэтому доставлялось оно, скорее всего, именно туда.

Какой именно сорт промышленного табака выращивался на Шапошниковой поляне неизвестно, можно предположить, что какой-либо из основных четырех видов, выращиваемых в Кубанской области: «платана», «асор», «тык кулак» или «трапезонд широколистный».

Загадки происхождения
По семейной легенде Иван Мартынович бежал из Турции во время геноцида армян, который датируется 1915-м годом, хотя процесс этот начался еще в 1894 году с массовых убийств армян. По воспоминаниям потомков, Иван Мартынович сменил фамилию с Арутюнян на Шапошников. Но сохранившиеся в Государственном архиве Краснодарского края документы полностью опровергают эту легенду. Уже в 1891 году в курортном парке местечка Горячий Ключ числятся застройки купца Мартына Шапошникова, отца Ивана, то есть обосновались Шапошниковы в Горячем Ключе еще до геноцида.

Большой семьей жил здесь и старший брат Ивана — Илья Мартынович Шапошников, о существовании которого современные потомки этого рода не догадывались. К тому же, после исследования архивных документов можно предположить, что Иван Мартынович дружил с известным в местечке нахичеванским купцом армянского происхождения Савелием Атамовичем Халаджиевым. Род Халаджиевых, так же как и Шапошниковых, был весьма состоятельным в Горячем Ключе. В самом начале курортного парка у Савелия располагалась гостиница и торговая лавка смешанных товаров.

Другой интересный факт, что Шапошниковы — один из именитых армянских родов Нахичевани-на-Дону (ныне — Пролетарский район г. Ростов-на-Дону). Представители этого рода были купцами, дворянами, священниками, являлись прихожанами Николаевской церкви. Метрические книги Логинской церкви станицы Ключевой подтвердили смелое предположение, что Иван Мартынович переселился в Горячий Ключ вовсе не из Турции, а из Нахичевани-на-Дону. В записи о заключении брака Анны Савельевны Халаджиевой поручителем выступил «нахичеванский мещанин» Иван Мартынович Шапошников.

Более того, в Нахичевани-на-Дону проживал известный предприниматель с таким же именем, как и герой нашего исследования — Иван Мартынович Шапошников: благотворитель, конезаводчик, гласный Городской думы, один из основателей торгового дома «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» в 1874 году. Фирма Степана Федоровича Генч-Оглуева и Ивана Мартыновича Шапошникова занималась оптовой торговлей галантерейных товаров. На их складах можно было найти самую разнообразную продукцию: белый и черный атлас, шелковые галстуки, ленты, подвязки, чулки, перчатки, батистовое белье, кружева, а также товары французской парфюмерии и косметики, пуговицы, пояса, зеркала, веера и многое другое.

Сопоставив многие факты биографии, взвесив все «за» и «против», до сих пор остается загадкой — один и тот же это человек или же совпадение. Возможно, известный в Кубанской области и Области Войска Донского предприниматель передал свое дело в Нахичевани-на-Дону старшему сыну Мартыну, названному в честь деда. Сам же он обосновался в местечке Горячий Ключ, где женился второй раз. С этого периода и начинается история «нашего» Шапошникова, которая передается из поколения в поколение. Ведь, как рассуждает Антонина Александровна Бобина (непрямой потомок Шапошниковых), в семье всегда было загадкой — почему Иван Мартынович женился так поздно, когда ему было уже за сорок.

Семья Шапошниковых
В самый расцвет табачной деятельности Шапошникова работать на его полях приехала молодая красавица Мария Парфентьевна Середа, простая девушка родом из станицы Динской.

Это была любовь с первого взгляда! В 1908 году у них родилась дочь Татьяна, в 1911 году — сын Павел, а в 1913-м — дочь Александра. По рассказам потомков, родовое гнездо Шапошниковых было построено в переулке Пролетарском станицы Ключевой (ныне ул. Фрунзе, 2). Дом был большой и добротный, с железной крышей, воротами и подворьем. Возможно, именно этот дом семье пришлось сдать в аренду некой гражданке Евдокии Тимирьевой, когда в семье произошло несчастье и Ивана Мартыновича парализовало.

Так, в архиве был найден один интереснейший документ — акт 1918 года, в котором приводится список имущества в сдаваемом доме. К примеру, кроватей английских — две штуки, кроватей обыкновенных — девятнадцать штук, икон хороших с киотами — пять штук, столов обеденных больших — две штуки… И снова на страницах этого документа мы встречаем упоминание о Халаджиевых: Серафим Савельевич выступил доверенным лицом Ивана Мартыновича.

Семье Шапошниковых принадлежал и участок земли на углу улиц Ленина и Пушкина, где во второй половине ХХ века располагалась детская инфекционная больница. В 2020 году на этом месте построили новое здание с помещениями под коммерцию. Никто и не знает, что когда-то, в начале ХХ века, на этом месте стоял дом с большой конюшней. По рассказам А. А. Бобиной по вечерам богатые мужчины Горячего Ключа собирались в этом доме и играли в карты. Иван Мартынович в случае проигрыша говорил оппоненту: «Иди, выбери себе любую лошадь». Лошадей было много, самых разных мастей, и этот факт опять же наталкивает на мысль, что наш герой с нахичеванским конезаводчиком Шапошниковым одно и то же лицо.

В 1932 году Иван Мартынович умер, пролежав прикованным к постели 14 лет. Через два года умер и его помощник — сын Павел. Потеряв главу, семья лишилась и семейного дела — Шапошниковых полян, которые стали урезать еще во времена Гражданской войны. В 1918 году в местечке Горячий Ключ было основано Горяче-Ключевское ссудо-сберегательное товарищество табаководов, о чем также свидетельствуют архивные документы.

Внук Ивана Мартыновича, Юрий Павлович Шапошников, выращиванием табака уже не занимался. Закончив СШ №27 в Горячем Ключе, он работал киномехаником. Умер в 1997 году в п. Безымянном. Потомки его проживают сегодня в Северском районе нашего края.

Много вопросов связано с Шапошниковыми. Например, откуда в семье сохранились сведения о фамилии Арутюнян? Как говорит историк-архивист Акоп Хатламаджиян, Арутюн — имя одного из предков Ивана (Ованеса) Мартыновича, а не фамилия. То есть, это своеобразное прозвище, какие и сегодня приняты в России: Петрович, Кузьминична. Фамилия же Шапошников, несвойственная армянской, на армянском звучала как Халпахчьян (колпак — головной убор).

Вот так, обычное для многих людей место приобретает удивительную историю жизни человека, трудившегося для развития местечка Горячий Ключ более 100 лет назад!