Судьба разведчика

3 декабря в России отметили День памяти неизвестного солдата. Сотрудники городского музея представляют читателям «ГК» исследование о судьбе одного из многих защитников Кавказа — неизвестного солдата, обретшего вечный покой на Горячеключевской земле.

В июльских и августовских номерах 2016 года газеты «Горячий Ключ» была опубликована повесть «Охота разведчиков», написанная Константином Еременко еще в 1960-х годах. В ней описываются действия истребительно-диверсионного отряда в районе Горячего Ключа, базировавшегося при штабе 56-й армии в селе Шабановском.

Таджикузы Болтобаев, бывший разведчик этого отряда, приехавший на лечение в наш город в 1966 году, встретился с красными следопытами — учениками СШ №1. Он-то и рассказал ребятам и их классному руководителю Константину Еременко о тех драматических событиях.

В один из хмурых осенних дней 1942 года диверсионный отряд, в составе которого был и сержант Таджикузы Болтобаев, перейдя линию фронта, уничтожил немецкий автобус с 22-мя офицерами-летчиками на дороге между Шабановским и Горячим Ключом. Во время штурма автобуса выстрелом в упор был убит командир отряда, младший лейтенант Кугуелов. Он сам вызвался на опасную операцию в тылу врага в надежде встретить в Горячем Ключе свою невесту, эвакуированную сюда из Краснодара… Бойцы похоронили командира тут же, у дороги. Затем преследуемый врагом отряд в течение шести суток пытался вернуться на базу, но перейти линию фронта обратно было непросто.

При выходе отряд встретился с группой партизан, и разведчики помогли им взорвать важный автомобильный мост на одной из лесных дорог. При выполнении этого задания Болтобаев был тяжело ранен автоматной очередью, очнулся через несколько дней в госпитале села Шабановского, куда товарищи принесли его на себе. В память врезался образ молоденькой санитарки, местной жительницы — Кати Бугаевой, выхаживавшей раненого бойца. Вскоре Болтобаев был отправлен в глубокий тыл, выздоровел, снова попросился на фронт, дошел до самого Берлина. А за выполнение задания в Горячем Ключе был награжден орденом Красной Звезды.

Спустя два с половиной десятилетия бывший разведчик прибыл с красными следопытами в Шабановское, чтобы попытаться найти могилу своего командира Кугуелова. Расспрашивал местных жителей и о санитарке госпиталя Кате Бугаевой, но все отрицательно качали головой. «Нет у нас такой. Из местных санитаркой работала только Лена Шевчук», — говорили старожилы.

Огорченного ветерана, бредущего по улице села, остановила женщина в голубой косынке на плечах:

— Болтобаев! Не узнал меня?

— Катя? Бугаева? Я не мог найти вас! — воскликнул тот.

— В госпитале я работала под чужим именем, а мое настоящее — Елена Петровна Шевчук.

Женщина пригласила Таджикузы и комсомольцев на ужин, а при расставании подарила голубую косынку для его дочери:

— Пусть помнит, кто ее отца с того света вытащил!

На следующий день Болтобаев, Константин Еременко и его следопыты прошли по дороге, где был уничтожен немецкий автобус и где похоронен младший лейтенант Кугуелов.

— Да, это то самое место, но могилы я не нахожу, — сетовал разведчик.

Еременко предположил, что после войны при укрупнении воинских захоронений прах бойцов из разрозненных мест захоронений скорее всего перенесли в братские могилы в городе или станицах. Однако в списках на мемориалах ст. Пятигорской и Вечного огня в Горячем Ключе Кугуелова не значилось.

Окончив лечение на курорте, ветеран возвращался домой с голубой косынкой да еще с верой в то, что его командир достойно похоронен в одной из братских могил.

Но наша история про разведчиков на этом не заканчивается. В повести говорится, что фамилия Кугуелова вымышленная, т.к. все диверсанты работали под чужими именами. Это мы видим и на примере санитарки Кати Бугаевой. И хотя настоящей фамилии не было известно, подумалось: «Попытка не пытка, надо искать!» И мы нашли данные о погибшем командире отряда! Правда, сведения очень скупы — некоторые документы остаются закрыты для общего пользования, — возможно, это продолжает действовать ведомственная секретность подразделений контрразведки.

Теперь нам известно, что наш герой — это настоящий лейтенант Кугуелов Михаил Васильевич, командир 2-го армейского истребительно-диверсинного отряда 30-й Иркутской стрелковой дивизии Закавказского фронта. До войны он проживал в селе Поляновка Марийской АССР, недалеко от города Йошкар-Ола, где осталась его мать — Кугуелова (других данных нет). Призван на службу в 1939 году. В составе своей дивизии прошел тяжелый путь отступления первых лет войны от Молдавии до Северного Кавказа. За несколько дней до гибели, 26 сентября 1942 года, за подвиги, совершенные им 4 и 10 сентября (к сожалению, оставшиеся нам неизвестными), лейтенант Кугуелов был награжден медалью «За отвагу». Погиб Михаил Кугуелов 14 октября 1942 года.

Казалось бы, не все сведения совпадают с событиями, описываемыми в повести. Но повесть — это художественное произведение, хотя и основанное на реальных фактах. Главное, мы знаем теперь настоящее имя нашего неизвестного солдата! Хочется верить, что когда-нибудь мы увидим его имя и в списках захоронений защитников Горячего Ключа.

Вечная слава погибшим героям! И да будут известны потомкам их имена!