Кожаные ирисы и маки будоражат воображение

Трудно определить с первого взгляда, из чего именно созданы картины Екатерины Бочаровой. Они такие же яркие, насыщенные, как живописные полотна. Так что кажется, что к ним приложилась рука художника с кистью, которую окунули в акварельные краски или гуашь. И все же… есть в них нечто, объединяющее практически все картины, и это — объемность изображения — его так и хочется потрогать руками, чтобы убедиться в этом. Да, сомнения нет: все портреты, пейзажи и натюрморты выполнены из кусочков разноцветной кожи! Познакомимся с мастером и его работами?

Если аккорды — то белые
На многих картинах — цветы. Их лепестки и бутоны — от насыщенного красного до ослепительно белого, а листья — от буйной зелени до бледно-салатового, холодного. Особой выразительностью выделяются «Маки». На высоком вертикальном полотне разбросаны крупные цветы — каждый в своем ракурсе, непохожий на собратьев. И в этом индивидуализме и содержится авторский замысел: цветы, как и люди, рождаются, живут и умирают. И у каждого — своя судьба. Один наполнился жизненными соками, другой только раскрывается под лучами солнца, ну а третий уже успел потерять пару лепестков на ветру.

— В работе «Маки», — говорит Екатерина Ефимовна, — особенно ярко проявилась техника работы с кожей, которой я увлеклась в последнее время. Каждому элементу придаю объемность и в то же время его обязательно заделываю, то есть «пришпиливаю» к поверхности. Только тогда и будет картина, как единый ансамбль.

Белые цветы, например, лилии, смотрятся уже по-другому. Царство цвета играет ключевую роль, концентрируя зрительное восприятие уже не на пурпуровом, который ассоциируется с кровью или огнем, а на символе нравственной чистоты, невинности. Однако даже этот белый — необычайно яркий, слепящий. И этот эффект создают опять же не масляные краски, а кусочки кожи, побывавшие в руках мастера. А от него и зависит, каким именно смыслом будет наполнена работа и какую энергетику будет излучать. Так что не случайно, что картина с белыми лилиями получила название «Белый аккорд». Она воспринимается, как зрительное единство цветов, представляющих одну композицию.

«Танцуют во Вселенной двое…»
Есть в мастерской Екатерины Бочаровой работы, объединенные в серии из нескольких картин, которые роднит общая идея или сюжет. Так появились ансамбли из двух, трех и четырех работ — диптихи, триптихи и полиптихи. Вот, например, один из них — «Танцуют во Вселенной двое» — включает в себя четыре картины: «Румба», «Блюз», «Танго» и «Пасадобль». Последний — это испанский танец, имитирующий корриду. Картины небольшие, однако их можно подолгу разглядывать, чтобы уловить авторский замысел. Смотришь на полотно и слышишь музыку — то ритмичные звуки, полные экспрессии, то более мелодичные, волнующие.

С музыкой связана еще одна работа — «Осенний вальс-бостон». В ее центре — танцующая пара, рядом — дерево, с которого осыпаются листья. Листопад настолько зримый, что кажется — кружатся в вальсе не только эти двое, но и каждый листик, взлетевший под ветром.

Музыка присутствует на многих картинах Екатерины Бочаровой. Вот одна из первых ее работ так и называется — «Скрипка» — натюрморт, в центре которого музыкальный инструмент. Еще секунда — и смычок коснется струны, а та издаст печальный, берущий за душу звук.

— Такие натюрморты были очень популярны на мастер-классах, — говорит Екатерина Ефимовна. — Здесь использованы классические техники работы с кожей, и в то же время предметы на полотне получаются очень объемными, рельефными. А вот серия работ «Рок-н-ролл» выполнена в другой технике, ее однажды увидела в Интернете и загорелась тоже опробовать.

Как рассказала нам художница, сначала рисуются контуры шнуром, потом его нужно оклеить и обвести. А только потом начинать заполнять цветной кожей. Предмет, который выбран для этого, получается не статичным, а довольно динамичным. Танцоры словно застыли в движении, разрывая рамки полотна — выбиваясь за его пределы.

Бульки могут все!
Рассказывая о себе, Екатерина Ефимовна вспомнила те времена, когда желание что-то создавать подстегнуло ее к тому, чтобы разрезать свой кожаный плащ. Изучала в Интернете информацию о том, как работают мастера, какие используют техники, находила диски с мастер-классами. Очень хотела, чтобы и ее работы выглядели не только выразительными по цвету, но и рельефными, чтобы все детали натюрморта гармонировали друг с другом, создавая единую композицию.

В прошлом году в связи с пандемией не было возможности организовать выставку, но об этом Екатерина Бочарова неустанно думает. В памяти тех, кто следит за ее творчеством, остались межрегиональная выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства в рамках художественного проекта «Мир женщины» в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, а также один проект — «Золотые руки женщины». На этих мероприятиях наша землячка принимала активное участие.

В создании картин из кожи помогают Екатерине Ефимовне различные приспособления вроде наборов латунных булек самых разных размеров. На специальные подушечки из хлопковой ткани, обтягивающие плотную резину, кладется кусочек кожи. Затем выбирается булька нужного размера и вставляется в паяльник. Вот теперь можно создавать из этого кусочка кожи розочку! Кроме латунных булавок с различными наконечниками для придания деталям округлой формы есть в арсенале мастера и другие приспособления — крючок для завивания краев листьев и лепестков, круглый одинарный нож для нанесения прожилок на листьях и многое другое. Но ни один мастер не сможет работать с ними, если не сможет создавать образы, фантазировать.

Фантазия не знает границ
Многие полотна Екатерина Ефимовна однажды создает, а со временем вновь возвращается к ним и вносит элементы новизны. Любому творческому человеку известно чувство неудовлетворенности, когда написанный тобой рассказ, нарисованный гуашью натюрморт или же эскиз праздничного платья начинают казаться несовершенными, и автор испытывает муки творчества, переделывая свою же работу.

Одна из таких работ мастера — «Серебряный сон». Силуэт девушки на скомканной постели, по которой разбросаны белые розы, как раз и претерпел такие изменения. Неискушенному зрителю они, возможно, не бросятся в глаза, но вот истинным ценителям искусства или же поклонникам мастерства Екатерины Бочаровой очень ощутимы. На картине нет ярких оттенков, напротив — она выполнена в черно-белых тонах, но, тем не менее, настолько ярки, выразительны отдельные предметы — те же розы, чашечка с чаем в руках или же прорисованные, выделенные мастером отдельные пряди волос. Все эти детали стали более выразительными и рельефными.

В работе «Серебряный сон», как и в «Маках», использована техника создания объема, отличающаяся от той, когда мастерятся обычные броши, пусть и объемные. Каждый бутон здесь выступает над плоскостью картины и в то же время «пришпилен» к ней, скреплен с общим полотном.

Создавая некоторые работы, Екатерина Ефимовна ведет диалог со зрителями, вызывая их на откровенность, подпитывая своей фантазией и в то же время будоража их воображение. На одной из работ изображен кот в огромном свитере вроде мешка, а на голове животного сидит мышь. «Как назовете картину?» — задала вопрос ее создательница, и выбрала один из ответов: «Психотерапия». Действительно, кот проходит своеобразное испытание на терпение и выдержку, у него даже глаз начинает дергаться от напряжения, а мышка словно не замечает этого и продолжает царствовать вместо короны.
Кто-то из зрителей сравнил ситуацию, в которую попал кот, с той, в которой оказываемся и мы, позволяя нашим детям «ходить по голове» родителей.

Нельзя не заметить на заднем фоне картины уютные мягкие подушки, на которых так хотелось бы котику полежать, но нет — мышка не позволяет это сделать, и наш герой продолжает терпеливо переносить возникшие обстоятельства.

Среди картин Екатерины Бочаровой есть и такие, которые нужно разглядывать с особой тщательностью, чтобы увидеть гармонию предметов, их скрытый смысл. На первый взгляд такие работы, как, например, «Лесное озеро», кажутся неброскими, но чем больше в них вглядываешься, тем сильнее ощущаешь силу мастера, сумевшего в серых тонах, без выразительных красок, создать шедевр искусства. На картине мифологическое существо — ундина в полной гармонии с гладью воды и со стеблем растения, затягивающим в кольца ее руки и руки юной пленницы.

И все же большинство работ — яркие и жизнеутверждающие, такие, как «Снегири», где много красного — и ягоды калины, и грудки птиц. А светло-зеленый, очень приглушенный цвет имитирует лед и еще больше подчеркивает пурпурное благолепие.

Покидая мастерскую, где и создает свои работы Екатерина Бочарова, мы пожелали ей исполнения желания — непременно провести выставку работ в Горячем Ключе. Ситуация с коронавирусом должна улучшиться, и тогда все ее картины из кожи предстанут перед зрителями, а не только в этом описании на страницах нашей газеты. И еще. У мастера должны быть ученики. Очень надеемся, что искусство, которым владеет Екатерина Ефимовна, перейдет и к молодым