Не смолкает колокол памяти

В 2020 году в городском историческом музее в рамках проекта «Родословное древо Горячего Ключа» были собраны печальные истории казачьих семей-первопоселенцев станицы Ключевой, которые подверглись гонениям большевистской власти.

Именно в этот день, 24 января 1919 года, была подписана директива ВКП (б) «Об отношении к казакам». Это было начало бескомпромиссной борьбы с казачеством, «когда волна разнузданной революции повергла все и вся, растоптала и смела многое, что уже стало дорогим для целых поколений». (Войсковой праздник. 1931. / Кубанское казачество. №1. с. 3)

У людей отняли право на мирную жизнь, на ратный труд, отняли нажитое имущество, а сколько последовало людских потерь…

В начале 1920 года положение тысячи кубанских казаков, отступавших с боями на Черноморское побережье, было крайне трагичным. Многим пришлось навсегда распрощаться с родным домом и семьями, бежать от расстрела на чужбину. Несмотря на все гонения, казачество сохраняло свои культуру и традиции даже в эмиграции: в Константинополе в 1931 году вышел Кубанский календарь (как продолжение традиции), в США в 1960-х годах вышли в свет казачьи словари-справочники, во Франции казаки продолжали отмечать свой войсковой праздник Покрова пресвятой Богородицы, как «дорогой осколок блестящего празднования войском на далекой, бесконечно дорогой Родине» (Войсковой праздник. 1931. / Кубанское казачество. №1. с. 3).

В Кубанском календаре 1931 года на первых же страницах «звучит» песня кубанских казаков — гимн современного Кубанского края, написанная священником Кавказского полка Константином Образцовым во время Первой мировой войны на кавказско-турецком фронте. 25 февраля 1921 г. кубанский войсковой атаман, генерал-майор Вячеслав Григорьевич Науменко издал приказ №14 в г. Константинополе, в котором звучали следующие слова: «Ныне, когда мы выброшены на чужбину, пусть песня эта напоминает нам о славном боевом прошлом, о радостях победы и о тяжелых страданиях трехлетней борьбы за счастье Родины и за свою свободу, пусть напоминает она наши станицы, хаты и брошенные семьи. С этой песней мы снова пойдем освобождать родную землю».

Горько, что эта вражда внутри государства затронула многие семьи горячеключевцев. В 1918 году около 90 казаков навечно сложили головы «За Веру, Царя и Отечество» в районе городского озера (в числе которых были не только жители станицы Ключевой), на том месте, где в 1994 году был установлен поклонный крест казакам.

Благодаря материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков можно восстановить события тех лет: «7 марта 1918 года в станице Ключевой Екатеринодарского отдела был собран обычный митинг «товарищей». Толпа заподозрила некоторых из участников в контрреволюционности, и шесть человек из жителей этой станицы были арестованы и отправлены в г. Майкоп. По дороге партию арестованных встретил Кургано-Лабинский революционный отряд, который немедленно потребовал расправы с беззащитными. Тут же в станице Черниговской собрали революционный суд из местных советских комиссаров и представителей разбойного отряда.

Что можно было ждать от этого собрания каторжан? Арестованных, разумеется, поспешили выдать красноармейцам, которые только того и ждали. Несчастных обреченных вывели за станицу, на глазах у них вырыли яму и, изрубив на мелкие куски, побросали их в общую могилу. По официальным данным расследования Майкопской комиссии, зверски изрублены были Александр Кривцов, Леонтий Копыка, Павел Мурочка, Григорий Маляр, Илья Белый и священник Тертиганов».

Хоть большевики и провозгласили официально свободу вероисповеданий, на деле же свобода эта обратилась в систематическое и беспощадное гонение на православную веру и на служителей церкви. По всей России были расстреляны сотни священнослужителей. В станице Ключевой в начале 1918 года был расстрелян священник Моисей Тырышкин.

Потомки славных сынов Отечества, которые были подвержены гонениям (выселены за пределы края, зверски убиты), и сегодня проживают в Горячем Ключе.

Нэля Кадырова