За плечами почти полувековой стаж трудовой деятельности, среднеспециальное и высшее образование, но в трудовой книжке первая запись, сделанная 8.08.1972 г.: «Строительно-монтажный поезд 269 «Тюменьстройпуть». Принята бетонщиком по второму разряду, переведена учеником каменщика».
Передо мною лежит комсомольская путёвка № 056094, в которой отмечено: «Товарищ Гавва Наталья Юрьевна, отвечая на призыв Коммунистической партии и Советского правительства, изъявила желание участвовать в важнейшей стройке девятой пятилетки. Краснодарская комсомольская организация уверена, что вы примите активное участие в строительстве железной дороги Тюмень — Сургут и своим самоотверженным трудом внесёте достойный вклад в выполнение исторических решений XXIV съезда КПСС, оправдаете высокое доверие Ленинского комсомола».
Так, в 20 лет, после ученической ручки как орудия труда, пришлось работать лопатой, киркой, ломом, чтобы обустраивать рабочий посёлок Абаевский, расположенный на железнодорожной магистрали Тюмень — Сургут. Чтобы можно было копать траншею в мёрзлой земле, нужно было всю ночь поддерживать на этой территории огонь костров для размораживания грунта. Рядом с нами работали опытные мастера стройки, но в основном в бригадах были молодые люди до 30 лет. Мне иногда доверяли водить гусеничный трактор С-100, когда болел тракторист, а все остальные были заняты работой. Это было интересно.
Мы жили в общежитиях — деревянных жилищах-балках, уставали от нелёгкого ручного труда, но молодость побеждала усталость. Мы сами организовали молодёжный клуб в новом недостроенном доме и проводили в нём деловые встречи и развлекательные программы: КВН, конкурсы, посиделки, концерты собственных талантов с участием гитаристов и, конечно, танцевали под магнитофон. Помещение не отапливалось, и мы порой прямо после работы в телогрейках и валенках согревались танцами: динамичными твистом, шейком, леткой-енкой. Эти молодёжные вечера были не каждый вечер, и они помогали нам поддерживать настроение и «боевой» дух для следующего трудового дня. Летние вечера проводили у костра с гитарой. Запекали в глине дичь: уток и зайцев для ужина.
Были и другие развлечения: походы в тайгу за грибами, ягодами, рыбная ловля, лыжные походы. Случалось, что к посёлку близко подходили медведи, и, конечно, было страшно встретиться с бурым на грибной тропе. Летом мне нравилось смотреть на щекастых тушканчиков. Их было очень много, они почти не боялись людей — кормились на лугах. Комсомольские собрания проходили в ближайшем посёлке Мазурово. Мы ездили туда на дрезине или в товарных вагонах грузовых поездов. По дороге пели комсомольские песни, одна из них — «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым». На комсомольских собраниях обсуждали успехи и проблемы в работе, вопросы обустройства быта и проведения комсомольских субботников.
Сейчас я не могу вспомнить, чтобы в нашей молодёжной среде было злоупотребление алкоголем или мамы бросали своих новорождённых детей, а ведь судьбы у некоторых складывались не всегда счастливо. Мы по очереди нянчили маленьких детей подруг — матерей-одиночек, чтобы они могли сделать необходимые дела, а также потанцевать и повеселиться вместе с нами на вечерах отдыха.
Праздником в бригаде считалась сдача в эксплуатацию очередного социально значимого объекта в посёлке: детского сада, школы, очистных сооружений… В эти дни проводились собрания и награждения премиями. Это были мои первые заработки, и я покупала красивые подарки и посылала их маме.
Жизнь на комсомольской стройке подарила мне опыт физического труда, ответственности, ценности дружбы, взаимовыручки, способность интересно организовывать свою жизнь в различных жизненных условиях. Так комсомол готовил нас к взрослой жизни.
Наталья Юрьевна ФИЛИППОВА (ГАВВА), г. Горячий Ключ