Наталья Костенко: Устаревшая инфраструктура ресурсоснабжающих организаций — основной тормоз для успешной реализации Нацпроектов Президента и Стратегии социально-экономического развития экономики на Кубани
В Торгово-промышленной палате Краснодарского края обсудили проблемы реализации задач «майского суперуказа» Владимира Путина в сфере экономики, а также Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года с точки зрения обеспеченности новых прорывных проектов необходимыми ресурсами.
По словам депутата Государственной Думы, члена Центрального штаба ОНФ Натальи Костенко, которая выступила инициатором встречи, Стратегия социального-экономического развития Краснодарского края до 2030 года предусматривает активное развитие экономики, основой которого должны стать новые современные проекты, которые создадут дополнительные рабочие места даже в самых отдаленных уголках края, повысят благосостояние семей, наполнят бюджеты налогами и позволят таким образом выполнить главные задачи текущего срока президентских полномочий Владимира Путина. Недостатка в проектах и в инвесторах край не испытывает. Однако сдерживает развитие экономики нехватка ресурсов, необходимых для развития предприятий – газа, электроэнергиии, воды, доступность качественного интернета, а также другие проблемы, связанные с деятельностью ресурсоснабжающих организаций.
Опрос бизнес-организаций и муниципалитетов, проведенный накануне обсуждения, назвал в качестве основных проблем в этой области: исчерпание резерва пропускной способности действующих энергораспределительных устройств (газораспределительных станций, трансформаторных подстанций, питающих подстанций) при практически полном отсутствии строительства новых объектов, а также высокую степень износа существующих коммуникаций (высоковольтных линий и линий электропередач, водопроводов и т.д.).
Данная ситуация не только значительно снижает качество поставляемых ресурсов и увеличивает потери, которые вынужден оплачивать потребитель (они включаются в тарифы, а предприятия включают их в себестоимость), но и делает продукт, производимый предприятиями края, неконкурентоспособным из-за высоких издержек. К примеру, в Туапсинском районе по причине большого износа и аварийного состояния водопроводных сетей установлены лимиты водопотребления и водоотведения для абонентов, при превышении которых действует четырёхкратный (!) тариф.
ТПП Краснодарского края также указала на высокую стоимость технологического присоединения к энергетическим мощностям, что является серьезным барьером для старта бизнес-проектов. При этом нередки случаи, когда подключение в принципе невозможно в некоторых муниципалитетах из-за дефицита пропускной способности сетей.
По информации бизнес-организаций, есть проблемы и во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями: нередки случаи, когда при выходе из строя приборов учёта электроэнергии абонент может не узнать об этом своевременно, т.к. узлы учёта зачастую находятся в ведении электроснабжающей организации. А она выставляет количество потреблённой энергии за период неисправности приборов учета по максимальной мощности энергопринимающих устройств (в соответствии с Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442), что ставит абонентов на грань банкротства.
Наталья Костенко отметила, что часто посещает восточные районы края, где бизнес-сообщество постоянно и настойчиво поднимает вопросы нехватки энергоресурсов. Эта проблема буквально вставляет палки в колеса предпринимателям, тормозя их бизнес и экономику муниципалитетов в целом, где так необходимы рабочие места и бюджетное наполнение.
Так в Успенском районе существует несколько инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию инвестиционных проектов. Среди них — необходимость строительства в Вольненском сельском поселении подводящего газопровода и водопровода, отсутствие которых тормозит реализацию проекта по возведению жилого микрорайона, возведение трансформаторной подстанции и ЛЭП в с. Успенском для строительства логистического центра и подстанции, ЛЭП в Убеженском сельском поселении — для строительства дробильно-сортировочного завода.
Что касается реализации проектов в сфере электроснабжения, то, со слов представителя администрации Успенского района, ПАО «Кубаньэнерго» не включает данные проекты в свою инвестиционную программу и предлагает предпринимателям самостоятельно финансировать развитие инфраструктуры. Нетрудно догадаться, что инвесторы крайне негативно относятся к такой позиции энергетиков, поскольку их бизнес-планы не учитывают подобных затрат.
В Курганинском районе для реализации семи инвестпроектов в г. Курганинске и ст. Родниковской (тепличный и птицеводческий комплексы, цех по сушке зерна, загородный комплекс активного отдыха и др.) требуется большое количество дополнительного объёма газа, однако соглашением между АО «Газпром газораспределение Краснодар» и ООО «Газпром трансгаз Краснодар» газа предусмотрено почти в две тысячи раз меньше требуемого. Аналогичная ситуация и с электроснабжением.
В Новокубанском районе две из пяти газораспределительных станций достигли пика возможной подачи (ГРС г. Новокубанска – 122%, ГРС ст. Советской – 333%). ГРС ст. Советской включена в комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов ПАО «Газпром» на 2020 год, но при условии наличия финансирования. Реконструкцию ГРС г. Новокубанска программа ПАО «Газпром» не предусматривает. В этой ситуации текущее подключение новых потребителей к сетям газораспределения возможно только посредством уступки мощностей, что буквально на корню губит планы инвесторов.
Как и у соседей, в районе существует дефицит мощности по электрической энергии, из-за чего несколько очень нужных инвестпроектов находятся в замороженном состоянии. Это, к примеру, агропромышленный парк, фруктовый сад и другие. Самостоятельные обращения администрации муниципального образования по строительству новых подстанций, направленные в ПАО «Кубаньэнерго» и АО «НЭСК-электросети» пока не нашли понимания.
Участники совещания в ТПП предложили несколько путей решения обозначенных проблем. Это, прежде всего, отбор министерством экономики и департаментом инвестиций самых эффективных реализуемых инвестпроектов по всем экономическим зонам края и последующее их согласование с энергетиками, которые должны привести карты развития своих сетей в соответствие с выбранными проектами. Представители ресурсных организаций посетовали на то, что в федеральном законодательстве существуют препятствия по введению новых мощностей. Наталья Костенко пообещала разобраться в этом вопросе и при необходимости внести предложения по усовершенствованию соответствующих законодательных актов.
Также участники совещания сошлись в том, что необходимо провести инвентаризацию существующих объектов энергоснабжения, выявить неработающие, к которым можно быстро подключить новые источники снабжения.
По словам представителей минэкономики, на сегодняшний требуют реконструкции 23 из 47 газораспределительных станций. Они крайне перезагружены, требуется срочное увеличение их пропускной способности. А по плану предусмотрена модернизация всего трех ГРС в год.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик отметил: к модернизации объектов готовы подключиться некоторые из инвесторов, но для этого необходимо проработать с банками возможность выдачи кредитов на эти цели.
И предприниматели, и представители краевой власти подчеркивают: на сегодняшний день практически не существует государственного контроля за обоснованностью технологической составляющей инвестпрограмм, поэтому зачастую стоимость услуг ресурсных организаций буквально зашкаливает. И этот вопрос тоже надо решать.
И, конечно, необходима скорейшая разработка и последующее осуществление региональных и муниципальных программ по модернизации изношенных сетей, в первую очередь, электрических.
«Очевидно, что если сейчас не начать системно решать проблемы обеспечения экономики края необходимыми ресурсами, мы не сможем ни реализовать Стратегию социально-экономического развития Кубани до 2030 г., ни выполнить задачи, поставленные нашим Президентом по реализации национальных проектов, — говорит Наталья Костенко. – В этом году несколько крупнейших предприятий края, в том числе один из главных экспортеров металла Абинский электрометаллургический завод, вынуждены были обратиться к Алексею Миллеру, чтобы ПАО «Газпром» перенесло с 2035 хотя бы на 2025 -й свой план по подключению края к дополнительным объемам поставок газа, так как срывались сроки реализации инвестпрограмм крупнейших предприятий, которые имеют обязательства перед людьми, перед бюджетом, перед банками. Но это точечные шаги, а нам нужен план комплексной модернизации инфраструктуры, который позволит запускать новые инвестиционные проекты и создавать новые рабочие места.
По итогам встречи в ТПП мы договорились, что краевая администрация начнет системную работу с ресурсоснабжающими организациями, а я как депутат Госдумы, обращусь к курирующему вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой обратить внимание на данную проблему.