«Псекупский музеум» — первый музей на Кавказе

4 июня 1864 года в станице Ключевой (сейчас она является одним из микрорайонов Горячего Ключа) по инициативе командира Псекупского полка Ивана Диомидовича Попко был создан первый на Кавказе историко-краеведческий музей. Дата была взята за точку отсчета, так как именно в этот день он написал и разослал по всем начальникам станиц письмо с просьбой начать собирать вещи, имеющие отношение к быту горцев, — так в Горячем Ключе начали появляться первые экспонаты.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной деятельности городского исторического музея Юлия Лысенко рассказывает об истории образования первой экспозиции и о ее создателе. Это исследование легло в основу большой научной работы по изучению и сохранению истории Горячего Ключа. Проект «Возрождение «Псекупского музеума» — первого музея на Кавказе», разработанный музеем Горячего Ключа совместно с горячеключевским отделением РГО, занял третье место на Всероссийском конкурсе «Музей в городе N…», прошедшем в рамках ежегодного международного фестиваля «Интермузей». Стоит отметить, что теперь наш музей, как преемник и продолжатель традиций, заложенных еще полтора века назад, носит имя родоначальника музейного дела в Горячем Ключе Ивана Диомидовича Попко.

Военный писатель, историк, этнограф, журналист…
Заселение левобережья Кубани происходило в царствование императора Александра II с целью обеспечения безопасности южных рубежей Российской империи. 10 мая 1862 года Александр II утвердил «Положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа». В свете этих событий в 1864 году был сформирован Псекупский конный полк. Его штаб-квартира располагалась в ст. Ключевой (сейчас г. Горячий Ключ).

Командиром Псекупского полка чуть более чем за месяц до окончания многолетней Кавказской войны был назначен полковник Кубанского казачьего войска Иван Попка (Попко) — военный, административный и общественный деятель, писатель, историк, этнограф, журналист.

Родился Иван Диомидович 28 августа 1819 года в станице Тимашевской Кубанской области в семье приходского священника. В шесть лет мальчика отдали в духовное училище, а потом в ближайшую духовную семинарию г. Астрахани, где в то время обучались почти все дети кубанских священников. Однако наклонности к духовной деятельности у него не было. Он постоянно умолял отца разрешить ему пойти по военной стезе, но не находил понимания. Иван был вынужден забыть о своих желаниях и по окончании семинарии, подчинившись воле отца, поступил в Московскую духовную академию.

В 1841 году в жизни И.Д. Попко произошли существенные изменения. Он оставил духовное поприще и 1 июля поступил на службу рядовым казаком в 10-й конный полк Черноморского войска. Каким образом удалось уговорить отца, остается только догадываться, но с этого времени жизненный путь Ивана Диомидовича был связан с военной и административной деятельностью в казачьих войсках русской армии.

Устройство и заселение станиц Псекупского конного полка началось в апреле 1864 года. И.Д. Попко отмечал: «Переселенцы нашли этот горный край без дорог, без мостов и без всяких сельскохозяйственных сооружений… Страна, обитаемая сильнейшим народом, в течение многих столетий перешла совершенно в диком состоянии, с лихорадочным климатом, с лесами и ущельями, населенными хищными зверями, с которым русскому поселенцу суждено вести долгую борьбу».

Приостановить истребление следов
Будучи командиром Псекупского полка, первостепенной задачей И.Д. Попко считал поддержание на должном уровне боевого состояния части, а также обустройство быта новых поселенцев. Однако, наблюдая за деятельностью вверенных ему казаков, «нашел полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами» и с этой целью обратился ко всем начальникам станиц Ставропольской, Афипской, Супской (сейчас Калужской), Чибийской, Бакинской, Псекупской, Ключевой, Фанагорийской с письмом от 4 июня 1864 года.

В нем И.Д. Попко отмечает: «Западный Кавказ всегда оставлял живейшее любопытство для европейской науки, но до настоящего времени он оставался малодоступным для исследования быта народа, его населяющего. Ныне историческая судьба этого народа совершилась, и через короткое время не останется и слабых следов его существования в горах. Памятники эти, конечно, бедны, как и самая прошедшая жизнь закубанских горцев, но они составляют драгоценный материал для изучения народа, для определения степени его умственного и промышленного развития».

В письме он просит «заняться собиранием предметов», таких как домашняя посуда, мебель, земледельческие и другие орудия, архитектурные украшения и вообще все, что служило для жизни горцев в домашнем быту. Предметы И.Д. Попко просил пересылать в полковую штаб-квартиру, где из них будет учрежден «музеум, неблестящий, конечно, но в высшей степени интересный для ученых посетителей, в которых мы не будем иметь достатка».

Вышеприведенное письмо положило начало этнографическому отделению «Псекупского музеума», как называл его И.Д. Попко, учрежденного при штаб-квартире Псекупского полка. Каждый казак, считая бесполезной для своего хозяйства какую-либо вещь, принадлежащую горцу, приносил ее к начальнику станицы, а последний отправлял ее командиру полка. Уже через месяц в штаб-квартиру стали поступать первые экспонаты. 17 июля из станицы Супской передали музею воскобойницу, терницу, сошку, плуг, скринку и др. 19 октября из станицы Чибийской были переданы два мраморных надгробных памятника в виде колонн и одна крышка от сундука, изготовленная из орехового дерева.

К экспонатам и сакля
Ввиду того, что штаб-квартира Псекупского конного полка в ст. Ключевой не предполагала хранение экспонатов, через некоторое время из-за отсутствия свободного места встал вопрос, где же все эти предметы хранить. И тогда для помещения экспонатов «Псекупского музеума» была специально построена черкесская сакля, «деревянная, срубленная из накатин, покрытая камышом под гребень, с одною дверью из частокола… Длина — семь аршин, ширина — четыре аршина, вышина — три аршина».

В описи домашней утвари и хозяйственных орудий абадзехов, составленной 10 сентября 1866 года, значились такие предметы, как корытца для сервирования жидких кушаньев, поднос круглый с ручками, ступа для толчения соли, складной налой для чтения Корана, поставец для хранения съестных припасов длиною в три аршина и глубиною один аршин, детская колыбель. Среди хозяйственных орудий значились такие, как плуг с прибором, коса, лопата, ручная мельница с деревянными жерновами для отшелушивания просо и полбы, пресс для добывания воска, станок для трепания пеньки, небольшая ручная жернова, плетеный из прутьев улей.

9 мая 1867 года в ст. Ключевую приехал наместник государя на Кавказе, Великий князь Михаил Николаевич, Главнокомандующий Кавказской армией. Во время визита он посетил «Псекупский музеум», состоящий уже к тому времени из трех отделений: этнографического, минералогического и палеонтологического.
Обилие музейных экспонатов и желание еще более приблизить просветительское учреждение к подрастающему

поколению навело И.Д. Попко на мысль о том, чтобы создать еще один музей — в полковой школе. И он его создает.
За все время, находясь в должности командира Псекупского конного полка (1864-1870 гг.), Иван Попко вел активную административную и просветительско-образовательную деятельность. С 1 января 1871 года с введением нового административного устройства в Кубанской и Терской областях Псекупский полк был упразднен. Иван Диомидович был зачислен по Кубанскому казачьему войску. 17 апреля 1871 года был произведен в генерал-майоры. Поменял место службы и Н.Л. Каменев — активный организатор музея. С ликвидацией штаб-квартиры полка музей, по всей видимости, оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов неизвестна.

Следует заметить, что до организации Псекупского музея на всем Кавказе таких научно-просветительских учреждений не существовало, в Тифлисе официальное торжественное открытие музея состоялось лишь в 1867 году.
9 мая 2000 года в Горячем Ключе открылся городской исторический музей, в экспозиции которого представлены выставки, в том числе палеонтологии, минералогии и этнографии. По праву коллектив современного городского исторического музея с гордостью считает себя преемником первого на Кавказе музея, основанного Иваном Диомидовичем Попко. Сотрудники музея в своей просветительской и научно-исследовательской деятельности огромное внимание уделяют сохранению памяти о земле, народах, ее населяющих, их культуре, обычаях и традициях; о людях, чья жизнь и служение Отчизне оставили яркий след в истории нашего края.