Дорога к морю или пешком 20 тысяч километров 2021-08-23T11:55:52+03:00

В гостях у редакции «ГК» побывал заслуженный путешественник России, ветеран спорта, действительный член Русского географического общества, автор 35-ти книг Анатолий Цепкало. Это не первая его встреча с местными журналистами — 22 года назад он беседовал с нашими коллегами в этих же стенах городского СМИ, после чего была опубликована статья «Жизнь, запрограммированная на 120 лет». Обо всем этом, а также о настоящей цели визита Анатолия Александровича рассказываем сегодня подробно.

А вокруг — только медведи…
Наш гость еще не начал свой рассказ, а уже излучал неимоверную энергетику. От зрелого человека с бородой исходил юношеский задор, даже азарт:

— Перед вами — участник Всесоюзной ударной комсомольской стройки, которая находилась рядом с вашим городом. И приехал я сюда из Новороссийска с внуком Богданом, чтобы отпраздновать пятидесятилетие этой стройки. Да, я говорю о железной дороге на участке Краснодар — Горячий Ключ — Чинары — Туапсе!
Анатолий Александрович достает толстую рукописную книгу в твердом переплете, на обложке которой лаконичное, но емкое название — «Дорога к морю», — и продолжает свой рассказ:

— Один экземпляр книги оставлю в вашей редакции и поеду дальше — в Чинары, Шаумян, Туапсе. Там я тоже расскажу о том, как строили мы железную дорогу. В этой книге подробно описано, с каким энтузиазмом мы, выпускники Кропоткинского профессионально-технического училища — штукатуры-маляры, каменщики, плотники, в 1971 году высадились с трудовым десантом на Кавказский хребет, чтобы заложить здесь железнодорожную магистраль. И вместе с нами прибыли сюда ребята и девчата из Грузии, Белоруссии, Украины…

В книге «Дорога к морю» есть много интересной информации о быте молодых строителей, трудностях, с которыми приходилось им сталкиваться. Автор тонко передает настроение людей — боевое, задорное.
Железная дорога прокладывалась в течение восьми лет. И эта стройка по своему масштабу не уступала БАМу — ведущей строительной площадке века. А с ее завершением путь грузовых и пассажирских поездов от Москвы до Сочи сократился на шесть часов, а расстояние — на 114 километров.

От перрона к перрону… пешком
Сегодня Анатолию Цепкало — 68 лет, и за его плечами — 33 экспедиции, во время которых пройдено 20 тысяч километров. А когда он впервые побывал в редакции газеты «Горячий Ключ» в 1999 году, ему было 46 лет, и путешественник совершил к тому времени 22 экспедиции. Тогда зашел он в редакцию не просто так, а совершая пеший переход по маршруту Туапсе — Краснодар, посвятив его 135-летию Северо-Кавказской железной дороги и 20-летию окончания строительства магистрали Краснодар — Туапсе.

Сотрудникам редакции он представил путевой лист, в котором значились отметки населенных пунктов — хутор Индюк, село Шаумян, станции Чинары, Афапостик. Их он прошел за четыре дня, о чем свидетельствовали печати и росписи, а главное — пожелания счастливого пути от жителей.

Гость редакции — Анатолий Цепкало — говорит эмоционально, погружаясь в воспоминания полувековой давности:

— Тогда штаб располагался в Шаумяне, и нас возили на «УРАЛе» по нехоженым дорогам к месту, где нужно было прокладывать железнодорожные пути. По равнине шли быстро, а вот где была гористая местность, приходилось расчищать путь с динамитом, а потом проходить с отбойными молотками. А вокруг — ни души, глухомань, только медведи с медвежатами так и норовят помешать строительству — чувствуют себя хозяевами. А мы их разгоняем…

— И так — экспедиция за экспедицией. Две последних состоялись, когда мне исполнилось 62 года, то есть семь лет назад. Это были два велопробега, первый — Мурманск — Москва, который завершился в сердце столицы — на Красной площади, и второй — Брест — Москва. Даже в таком возрасте я проходил на двухколеснике по 100 километров в день.

— Везде мне встречались люди приветливые, добрые, — говорит он, — а многие даже делились со мной своими воспоминаниями. Вот, например, когда я ступил на территорию Адыгеи, зашел на маленькую станцию Шенджий. Время было нерабочее, да и день сумрачный, дождливый, но мне посчастливилось встретиться с дежурной по станции, которая сделала мне пометку в путевом листе. И она рассказала, что о планах строительства ветки от Краснодара до Туапсе слышала от своей бабушки — оказывается, этот проект существовал еще в царские времена.

К этому времени путешественник уже имел опыт многомесячных переходов Воркута — Москва и Москва — Балтика пешком и на велосипеде, в одиночку и с собакой. А на вопрос корреспондента — «Не страшно ли путешествовать одному» — с улыбкой ответил, что для зверья он слишком тощий, а вот люди всячески помогают. Человек, на его взгляд, воспитан в традициях милосердия и добросердечия.

У Анатолия Александровича до сих пор хранятся вырезки из газеты «Звезда» Северо-Кавказской железной дороги за февраль 1999 года. В статье «От перрона к перрону… пешком» подробно рассказывается о том, как совершал он свой пеший переход из Туапсе в Краснодар. На карте маршрута указан каждый населенный пункт, в который заходил путешественник, по крупицам собирая информацию.

По Красной площади — на велосипеде
Пешее путешествие длиной 150 километров от Краснодара до Туапсе стало генеральной репетицией трансконтинентального проекта — в том же году путешественник Цепкало совершил велопробег Новороссийск — Магадан. Стартовал в Ростов-на-Дону, оттуда проследовал по маршруту Ставрополь — Элиста — Астрахань — Волгоград — Саратов. Именно на этом маршруте путешественник установил всероссийский спортивный рекорд: за световой день с грузом 20 кг промчался 228 км на велосипеде.

После экспедиции в ростовском издательстве вышла его небольшая книжица «Последний романтик», а следом еще одна — «Дорожное эхо».

«Цепкало «обошел историю» пешком», — написал в октябре 2003 года «Новороссийский рабочий». Это был его новый проект — в течение двух лет он собрал пять тысяч имен павших защитников Отечества и эту информацию опубликовал в небольшой книге «Новороссийск в истории Отечества». Для автора это была интересная работа, когда он заходил в населенные пункты, общался со старожилами, расспрашивал о захоронениях.
Болезнь можно победить

Анатолий Александрович считает, что его миссия на земле — способствовать изменению образа жизни современников. И потому он работает над программой оздоровления и омоложения организма, выживания в экстремальных ситуациях. Как-то от переохлаждения начали сдавать почки, доктора поставили диагноз «почечная недостаточность» и чуть было не уложили на операционный стол. А тот в пик заболевания отправился пешком из Новороссийска в Ростов, пил в пути как можно больше воды и съедал по 200 граммов хлеба в день. Уже в Ростове пересел на велосипед и через 13 областей поехал к Балтийскому морю, оттуда — в Москву. Затем вернулся домой. Четыре месяца неимоверной нагрузки на организм — и болезнь была побеждена.

Цепкало убежден, что такой образ жизни по силам любому человеку, что комфортные условия дома и особенно в благоустроенной квартире только расслабляют организм, помогают атаковать его многочисленным болезням иммунной системы. А вот ходьба, лыжи и велосипед — верный путь к укреплению здоровья.

— Чтобы в современных экономических условиях не потеряться и не пропасть, — говорит он, — надо сознательно заряжать себя на самовыживание и одержимость.

Еще его привлекает такой вид спорта, как борьба:
— Когда служил в армии, мы сражались с соперниками, побеждали, получали грамоты. Армейская закалка — она на всю жизнь. Прошло уже почти пятьдесят лет с тех пор, но и теперь занимаюсь только так, как нас учили. Не пью, не курю, могу пройти в день пятьдесят километров.

Вот такой гость побывал в нашей редакции. И обещал еще наведываться в Горячий Ключ хотя бы один раз в пять лет, да не одному, а с внуками, чтобы показывать им наш город и проходящую через него «дорогу к морю», — ту самую, что строил в юные годы их дедушка.