Поставили точку на Дальнем Востоке

В апреле 2020 года Президент Российской Федерации подписал закон о переносе со 2 на 3 сентября дня воинской славы — Дня окончания Второй мировой войны.

Первого сентября 1939 года оккупацией фашистской Германией Польши началась Вторая мировая война, унесшая жизни более 70-ти миллионов человек во всем мире. Вскоре после долгожданной Победы в Великой Отечественной войне Советский Союз, верный своим союзническим договоренностям, вступил в войну с Японией, оккупировавшей к тому времени Монголию и часть Китая. Тысячи наших бойцов и командиров, прошедших фронтовыми дорогами половину Европы в войне с Германией, вынуждены были продолжать боевые действия, но уже на полях сражений Дальневосточного фронта.

Точка во Второй мировой войне была поставлена Красной Армией на Дальнем Востоке. Блестяще проведенная Маньчжурская операция стала завершающей битвой Второй мировой, после которой последний союзник нацистской Германии — милитаристская Япония — был вынужден капитулировать и 2 сентября подписать Акт о безоговорочной капитуляции. Уже на следующий день Советский Союз праздновал Великую Победу.

Среди красноармейцев, воевавших на территории этого государства и внесших свой вклад в победное завершение войны, были и горячеключевцы.

Сотрудники городского исторического музея подготовили цикл материалов об участниках войны с Японией.

Сергей Безух

Преследуя самураев
В фондах городского исторического музея хранятся документы, переданные в музей сотрудниками Дома детского творчества в 2000 году, принадлежащие участнику Советско-японской войны гвардии рядовому Дятлову Ивану Григорьевичу. Он родился в 1908 году в ст. Новорождественской Тихорецкого района. Был мобилизован на фронт уже 25 июня 1941 года. Проходил службу в расчете 76-ти миллиметрового артиллерийского орудия, а с 1943 года — в расчете гвардейского миномета («катюши»). В августе 1941 года был тяжело ранен, но опять вернулся в строй. Демобилизовался из Красной Армии 25 сентября 1945 года.

Такие вот скупые биографические данные, но за ними — более четырех лет суровой фронтовой жизни.

Из пожелтевших наградных листов узнаем, что гвардии красноармеец Дятлов И. Г. поощряется благодарностью от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина «…за овладение промышленным центром Мукачево» в октябре 1944 г.; а за освобождение Праги награжден одноименной медалью. В мае 1945 г. за успешные залпы из миномета под сильным артиллерийским огнем, выведшие из строя орудия противника и обеспечившие продвижение наших войск, Дятлов представляется командованием части к ордену Славы. К сожалению, данных о награждении орденом мы не имеем. В августе 1945 г. — очередная благодарность от Верховного Главнокомандующего, на этот раз «…за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке».
Иван Григорьевич был удостоен и других правительственных наград: «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и «За Победу над Японией». Но ярче всего о его доблести и мужестве говорят наградные листы трех медалей «За отвагу», — медалей, которыми награждали воинов за личную храбрость в боях и особенно ценившихся среди фронтовиков.
К последней своей медали «За отвагу» Иван Григорьевич был представлен в сентябре 1945 года. Как говорится в наградном листе: «…действуя постоянно в передовом отряде и преследуя отступающих японских самураев, находил обходные пути, проявляя находчивость и отвагу…».

Хранится в музее и вырезка из потертой годами красноармейской газеты «Красное знамя» от 15 ноября 1945 года. На первой полосе — фотопортрет человека с мужественным и красивым лицом победителя, в солдатских погонах, фуражке и при боевых наградах. Подпись под фото гласит: «Отличившийся в боях с фашистскими захватчиками и японскими самураями разведчик гвардии рядовой Дятлов Иван Григорьевич».
Не многое мы знаем о нашем земляке, героически сражавшемся с фашистами и японцами с 1941 по 1945 года. Но пока мы пишем о таких людях, пока читатель стремится узнать об их подвигах, память о героях тех далеких войн не сотрется. А сегодня, в 75-ю годовщину окончания Второй мировой и Советско-японской войн, это особенно актуально.

Юлия Лысенко

Войну прошла с медэшелоном
Что может быть неправильнее, чем женщина на войне? Женщина самой природой призвана давать жизнь, а не убивать. Тем не менее исторически сложилось так, что женщинам пришлось выступать в несвойственной им роли, и в годы войны вставать на защиту Родины. Они воевали на фронте и в партизанских отрядах, обеспечивали работу тыла, поднимали на ноги раненых. А после войны находили в себе силы вернуться к мирной жизни. Множество женских имен навсегда вписано в героические страницы истории. Среди них — Яковец (Дурнопьянова) Евдокия Тимофеевна. В фондах нашего музея хранится комплекс личных предметов, переданных ее мужем Николаем Федосеевичем.

Евдокия Тимофеевна — ветеран войны. В послевоенное время работала медсестрой в санатории «Горячий Ключ». В 1980 году была удостоена медали «Ветеран труда» за многолетний, добросовестный труд. Среди ее наград есть и медаль «За Победу над Японией», которая была вручена Евдокии Тимофеевне 7 апреля 1946 года за участие в боевых действиях против японских самураев. На сайте «Бессмертный полк» ее сын Анатолий Николаевич поделился историей жизни мамы:

«Моя мама Яковец (Дурнопьянова) Евдокия Тимофеевна родилась 1 марта 1925 г. в сибирском селе Карбаиново Тюкалинского района Омской области в простой крестьянской семье. Окончила семь классов сельской школы. Когда началась война, была мобилизована санитаром в 313 военный госпиталь. Впоследствии окончила курсы медсестер. Всю войну прошла с военным медицинским эшелоном, который вывозил раненых с переднего края недавно прошедших боев. Через ее добрые и ласковые руки за всю войну прошло очень много раненых солдат Красной Армии. Конечно, за все это время приходилось видеть и много смертей. Побывала во многих городах нашей страны и Европы, некоторые из них были разрушены почти до основания. В 1945 году вместе с госпиталем была передислоцирована в Приморский край, Черниговский район, узловая станция п. Манзовка, где и познакомилась с будущим мужем Николаем Федосеевичем Яковцом. За участие в Великой Отечественной войне была награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами Отечественной войны II степени и многими юбилейными медалями. В мирное время всю свою жизнь посвятила медицине, работала медсестрой во многих медицинских отделениях: терапия, гинекология, хирургия. Евдокия Тимофеевна со своим мужем Николаем Федосеевичем прожила долгую счастливую жизнь, родив двоих детей — дочь и сына, которые все время будут помнить ее доброе сердце, безграничную ласку и заботу».

Иванна Белова

«…и летели наземь самураи…»
Наша встреча с ветераном Левда Петром Федоровичем состоялась в далеком 2005 году. Помню, тогда меня удивило, что немолодой уже человек приехал в Горячий Ключ из урочища Малый Дыш на велосипеде!

— В песне «Три танкиста» описана почти правдивая ситуация, — рассказывал Петр Федорович. — Японцы действительно совершали вылазки в основном ночью. Днем встречаться с нашими напрямую не рисковали, несмотря на все свои самурайские навыки…
На войну Петра призвали 22 ноября 1944 года, в неполные семнадцать. А если точнее — он так хотел на войну, что приписал себе лишний год.

Военную науку артиллериста постигал в Тоцких учебных лагерях под Оренбургом, которые, как рассказывали, построили пленные поляки. После трехмесячного курса подготовки его вместе с другими бойцами погрузили в эшелоны и отправили на Восток.
В боях с Японией на Первом Дальневосточном фронте Петр Федорович участвовал рядовым бойцом в составе 214-й армейской артиллерийской бригады 25-й армии.

Петр Федорович рассказывал, что японцы были очень серьезными врагами:
— У них уже тогда в обмундирование входили кеды. Из-за этого шаг был совершенно бесшумный. Именно на японском фронте я понял подлинное значение фразы: «И ветка под ногой не хрустнет». Японцы появлялись внезапно, как тени, могли легко вырезать целый лагерь, пока наши спали.

Там, на японском фронте, Петр Федорович освоил экзотические по тем временам для советского народа восточные единоборства. И не знал, что навыки пригодятся через много лет, во вполне себе мирное время.

… В урочище Малый Дыш у Петра Левды было большое хозяйство — коровы, утки, куры…. Ушел ветеран как-то управляться к животным, но услышал шорох и возню в доме. Вернулся, а двое молодчиков уже отсоединяют телевизор.

— Уложил я их парой приемов, — с улыбкой вспоминал он, — скрутил веревкой, вызвал полицию. А незадачливым ворам, которые уже начали ныть и просить прощения, говорю: «Что ж вы, ребятки, деда грабить полезли, а физической подготовки должной не имеете». Им даже стыдно стало, говорят: «Откуда ж мы знали, дед, что ты еще такой крутой в свои годы».

До последнего сохранял Петр Федорович присутствие духа и удивительное чувство юмора. А по вечерам любил напевать себе под нос: «…и летели наземь самураи под напором стали и огня…», вспоминая жаркие и кровопролитные бои с Японией.

Городской исторический музей города Горячий Ключ