В «ГК» уже был опубликован материал о форуме современной журналистики «Вся Россия — 2018». Его участниками в числе полутора тысяч коллег по перу стали и корреспонденты газеты «Горячий Ключ».
И казалось бы, тема исчерпана, но полезных и интересных встреч, состоявшихся в ходе симпозиума пишуще-снимающей братии, произошло так много, что в рамках одной статьи всё передать не представлялось возможным, а поделиться очень хочется. Ведь не каждый день удаётся пообщаться со звёздами отечественной телевизионной журналистики или кинематографии.
Одним из таких спикеров форума стал Карен Шахназаров — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и общественный деятель. Генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» — все эти титулы, звания и достижения есть в его биографии, растиражированной по различным интернет-ресурсам. А пообщавшись с ним лично, мы поняли, что, помимо всего перечисленного, — это мудрый, деликатный и интересный собеседник.
«Решение о ликвидации»
На форум Карен Шахназаров привёз ленту, снятую под эгидой «Мосфильма» — «Решение о ликвидации», продюсером которой выступил сам. Фильм, несомненно, заслуживал внимания журналистов, не понаслышке знакомых с реальными событиями, на основе которых создавался сценарий.
Картина красочно и детально повествует о действиях по предотвращению агентами спецслужб теракта, готовившегося боевиками, получившими доступ к мощному оружию. В основу киносценария легли воспоминания непосредственных участников антитеррористической операции российских спецслужб по ликвидации лидера чеченских террористов Шамиля Басаева. Он и стал прототипом главного отрицательного персонажа картины — Шамиля Базгаева.
Перед показом картины Карен Шахназаров ответил на вопросы участников форума. Пресс-конференция продлилась более часа. Впрочем, назвать её так было бы, наверное, не совсем верно. Исходя из атмосферы доброжелательности, царившей в зале, это была именно творческая встреча. Журналистов интересовал широкий спектр вопросов: от источников вдохновения режиссёра до пенсионной реформы. Самые интересные высказывания о современной России, политике и бокс-офисах, оппозиционерах и, конечно, о кино читайте ниже.
Нужно искать новые смыслы
Ругать новое и ностальгировать по старому доброму кино — это уже традиция, без которой не обошлось и на пресс-конференции. Журналисты поинтересовались у руководителя одной из именитых фабрик кино, почему новые фильмы заметно уступают советским лентам?
— В СССР была идея. Может быть, она как-то не так осуществлялась, плохая она или хорошая, но она была. Конечно, в советском кино существовала масса и очень плохих картин. Оставили след, пожалуй, около двухсот действительно хороших фильмов. А мы, как наследники отечественной киношколы, до сих пор не можем выработать свою идею, найти собственный путь в кино. В советском кино идея пролегала лейтмотивом даже через фильмы вроде бы на первый взгляд не идейные. К примеру, ленты Гайдая — они, казалось бы, просто развлекательные, но в них есть ощущение советской эпохи со всей её идеологией. Мы сегодня находимся в том периоде, когда её вроде можно нащупать. Россия всегда следует своей традиции, которая наследуется от старой русской классики и воплощается в нашем времени. Я думаю, что скоро нынешнее кино займёт важное место и в сердцах отечественных зрителей, и в целом мире.
Сколько фильмов сегодня снимается в России, какие из них — это чистое творчество, авторское кино и какие — просто бизнес-проекты? Чего снимается больше? В правильном ли направлении движется наша киноиндустрия?
— К сожалению, достойных отечественных картин очень мало. Мы снимаем меньше ста фильмов в год, а, к примеру, маленькая Франция за тот же период производит около 400 картин. При нынешней ситуации в стране иначе и не получается. Нам не хватает рынка, недостаточно инвестиций. В советское время государство принуждало соответствовать общим темам — от нас требовали гуманизма, внимания к маленькому человеку, психологизма, чтобы смысл картин был понятен простому народу… Сегодня государство даёт деньги на фильмы и ничего не просит взамен. В нынешней системе главной идеей стали бокс-офисы (кассовые сборы — прим. ред.), но никто в действительности не знает, как это работает. Кино должно быть организовано так, чтобы кинематографисты, имея поддержку государства, были заинтересованы в том, чтобы самостоятельно заручаться дополнительной поддержкой бизнеса, продвигать кино, искать новые смыслы.
Как выживал «Мосфильм»
Во времена Советского Союза славилось национальное кино и фильмы союзных республик. После его развала ситуация резко изменилась. Киностудии стали исчезать — в частности был уничтожен «Арменфильм». Студия была продана за копейки и сегодня находится в ужасном состоянии. И в то же время «Мосфильм» по-прежнему является государственным концерном. Как удалось его отстоять и сохранить?
— Ну, это довольно сложная была история. «Мосфильм», несмотря на то что он государственный, не получает никаких дотаций уже много лет. То, что мы делаем: реконструкции, строительство, закупка оборудования, выплата заработной платы, — всегда происходит на те средства, которые киностудия зарабатывает самостоятельно. И я думаю, что это правильно. Это заставляет нас реально двигаться. Во многом сегодняшний успех существует благодаря довольно жёстким условиям, в которых мы оказались в своё время. Как это было? Из описания всех событий, наверное, целый фильм можно было бы сделать.
Я стал директором «Мосфильма» в конце 90-х годов, когда там, в помещениях мастерских киностудии, перебивали номера угнанных машин, разливали водку, вялили рыбу и чем только ни занимались. С одной стороны, много смешного было, но с другой… Не могу сейчас обо всём говорить, потому что многие люди, которые в этом деле были задействованы, и сегодня остаются в поле зрения общественности.
Когда-нибудь, наверное, я сниму об этом самую увлекательную комедию, а в ней, как в капле воды, я бы показал всё, что происходило с нашей страной в девяностые. Но в любом случае тот жизненный опыт, который я получил, совершенно неоценим.
КТО ГЕРОЙ?
Скажите, пожалуйста, кто герой нашего времени? И как его показать и описать, чтобы завоевать доверие и зрителя, и читателя?
— Герой времени — какое-то абстрактное понятие. Меня часто спрашивают, хочу ли я снять фильм про такого человека. Что значит это определение? Лермонтов как-то описал героя своей эпохи в собственном, гениальном, на мой взгляд, произведении. Но писатель был совсем молодым человеком. Лермонтов в 27 лет уже погиб. Мы забываем о том, что по нашим понятиям это вообще мальчишка. Поэтому он так дерзко назвал свой роман. Вывести образ героя современного времени однозначно — очень сложно, потому что общество многообразно. Снимаются фильмы, пишутся книги, а зрители и читатели почему-то выбирают определённый персонаж. Чем-то он им близок, думаю, это необязательно героическая фигура. Не знаю… Я никогда не ставил перед собой задачу сделать фильм о герое нашего времени. Не представляю себе его, кто он и какой.
Вы двигаетесь в сторону общественной деятельности, вас часто можно видеть в качестве спикера на разных ток-шоу. Хотелось бы услышать, что вы не только будете снимать фильмы, но, возможно, начнёте писать автобиографию, мемуары, доносить своё видение разных ситуаций до читателей.
— Мужчины любят поговорить о политике. Я действительно часто участвую в таких телевизионных программах, но понимаю, что мы можем говорить массу умных вещей, а в итоге всё получается не так, как мы предполагали. Великий драматург над нами придумывает непредсказуемые ходы и сюжеты. Никто не может предсказать будущее. Да это и бессмысленно, в этом прелесть нашего существования. Пока не готов писать автобиографию. Сейчас работает целая индустрия, за тебя всё напишут, только надиктовывай. Четыре часа разговора, раз — и книжка. Много известных людей поступают так. А мне совестно. Надо писать самому. Я очень серьёзно отношусь к литературе.
Названия фильмов приходят свыше
Существует ли для вас такое понятие, как вдохновение, и если да — что вас впечатляет?
— Вдохновение, да, оно и вправду есть. Бывают такие ощущения. Когда появляется вдохновение, ты даже не понимаешь, почему ты что-то делаешь. Я заметил, как в определённый момент фильм, который ты снимаешь, начинает самопроизводиться. Ты уже не имеешь к нему отношения, твоя задача — просто не мешать этому процессу. И порой он становится совсем не таким, каким ты его задумал. И это тоже хорошо. Для меня это и есть вдохновение. Если после съёмок это чувство задерживается, я начинаю переживать. Но через пару недель ощущаешь, что вот оно — кино пошло. Значит, можно расслабиться.
Мои самые успешные фильмы — «Курьер», «Белый тигр», «Зимний вечер в Гаграх». Кстати, «Белый тигр» — самая просматриваемая в Интернете картина. Но ты не всегда оцениваешь кино по числу просмотров. Для меня самая важная картина «День полнолуния». Такие фильмы не массовые, но очень важны для режиссёра. Там мой взгляд на жизнь.
Названия фильмов — как имена детей, они приходят к нам откуда-то свыше. Ты даёшь ребёнку «название» буквально из воздуха, но почему-то потом замечаешь, что это имя абсолютно соответствует его сущности, его характеру.
Я никогда не мыслил себя вне России. Но я не знаю, что такое Россия. Она живёт по своим законам, которые неподвластны ни руководителям государства, ни художникам, ни обывателям. В этом нет шовинизма, это действительно уникальная цивилизация. Я был во многих странах, они понятны. Эта страна не понятна. И не надо пытаться понять. Надо определить своё отношение. Её надо либо любить, либо нет. Середины здесь нет.
Я восхищаюсь своей страной.