На днях в редакции раздался звонок. Наша читательница Раиса Анатольевна жаловалась на продавцов из одного небольшого горячеключевского магазина бытовой техники. Впрочем, в газету она обратилась не для того, чтобы обвинить реализаторов в непорядочности, а чтобы поделиться своим опытом и предостеречь других покупателей от совершения тех же ошибок. Дабы никто больше не наступил на ее грабли.
Раиса Анатольевна приехала в наш город сравнительно недавно, он привлек ее красотой природы, мягким климатом и отзывчивыми общительными людьми. Но вот местный сервис разочаровал. Недавно пенсионерка отправилась за холодильником в один из магазинов, заказала по каталогу понравившийся товар (в наличии его не было, но магазин пообещал, что у поставщика искомое найдется), оплатила и заказала доставку на дом. Вскоре новый кухонный помощник в надежной картонной упаковке оказался на пороге дома пенсионерки. Грузчик внес коробку с холодильником и тут же подал женщине на подпись документы по доставке. Получив от клиентки желанный росчерк, доставщик распрощался с покупательницей и поспешил удалиться.
Предвкушая радость от «знакомства» с техникой, Раиса Анатольевна освободила холодильник от коробки и вдруг обнаружила на нем огромную вмятину. Неприятной находкой она поделилась с продавцами, на что те ответили, что пенсионерке самой нужно было смотреть на то, что приобретает. Ни об обмене, ни о возврате денег в магазине, конечно, даже слышать не захотели. Аргументируя тем, что техника, несмотря на очевидную «травму», работает исправно. А сам магазин, получив от поставщика данный холодильник, его даже не распечатывал. (Что, кстати, весьма странно, ведь продавец несет ответственность за продукцию, которую реализует, но тут, видимо, решили так «отмазаться», чтобы не признавать свою вину).
— Да, конечно, я сама все это на себя навлекла, — сокрушается Раиса Анатольевна, — я не вскрыла упаковку и не осмотрела холодильник до того, как расписалась в документах. Привыкла доверять людям и надеяться на их порядочность, да и задерживать человека было неудобно. А главное, что обидно — ведь сами работники магазина не подсказали осмотреть товар. Ну вот чисто по человечески это можно было сделать? Родственники мои, проживающие в других городах, рассказывали, что тоже попадали в подобные ситуации, но представители торговых точек, заинтересованные в своей доброй репутации, спор всегда решали в пользу покупателя — возвращали деньги или меняли товар. А здесь, видимо, жажда наживы затмила все (необязательные, но желательные) человеческие качества.
Затаив обиду на предпринимателей, Раиса Анатольевна обратилась за защитой к юристам Роспотребнадзора, но там новоиспеченную владелицу холодильника ничем не смогли утешить. По действующему законодательству, если фирма-продавец доставила купленный товар, потребитель расписался в получении, не осмотрев его, а впоследствии обнаружил механические повреждения, и техника при этом исправно работает, помочь гражданам, к сожалению, очень сложно, поскольку нереально получить доказательства того, что вмятина появилась до покупки или во время транспортировки. Тем более когда у продавца имеется собственноручная роспись гражданина о том, что к внешнему виду полученного товара он претензий не имеет. Ни один эксперт не установит, когда появилось повреждение. Если есть свидетели, можно обратиться в суд, но шансов выиграть процесс немного.
В этой ситуации пенсионерке можно лишь посочувствовать. Сдаваться, впрочем, она не собирается и планирует в поисках справедливости обойти еще несколько инстанций. А прямо сейчас готова и других жителей Горячего Ключа предостеречь, и посоветовать тщательно осматривать товар на целостность, отсутствие повреждений, а также на работоспособность при покупке (если это возможно в условиях магазина). И не менее придирчиво отнестись к этой процедуре после получения. Если доставщики, а они крайне важные и занятые люди начнут нервничать, торопить вас («вот щас все бросим!»), не поддавайтесь на провокацию. Без вашей подписи они не уедут, а если уедут — вам же лучше, претензии по обнаруженным дефектам можно смело предъявлять продавцу.