На прошедшей недавно научно-практической конференции «Курорт — путь к здоровью» под эгидой министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и посвященной 155-летию санатория «Горячий Ключ» в одной из секций — «Нетрадиционные методы лечения» выступил врач-терапевт, дежурный кардиолог санатория «Горячий Ключ» Иван Макаренко. «Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства и пчелоужаливанием» — так прозвучала тема его доклада. И вот сегодня доктор в гостях у «ГК».
Кто такой апитерапевт?
— Иван Александрович, можно несколько слов о себе? Почему вы выбрали именно это направление терапии?
— Несколько поколений в моем роду — пчеловоды — и прадед, и дед, и отец… Есть улей и у меня. Так что интерес к этой отрасли сельского хозяйства, как говорится, в крови. С другой стороны, я врач, специалист с высшим медицинским образованием, вот поэтому-то и подумал: а что если синтезировать опыт предков с научными взглядами? Начал собирать по крупицам информацию в Интернете и обнаружил интереснейшую для себя новость! Оказывается, есть целое направление медицины, основанное на применении вырабатываемых пчелами целебных продуктов для оздоровления организма человека. Более того, кафедра фармакологии Рязанского медуниверситета готовит врачей-апитерапевтов для всей России, а также других стран, причем не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
— И вы поехали в Рязань?
— Конечно! Прослушал курс «Биологически активные продукты пчеловодства. Применение в лечебной практике» и получил диплом апитерапевта. Имя руководителя курсов, профессора Динары Узбековой широко известно за рубежом. Во многих странах мира сегодня наблюдается расцвет апитерапии, ведь мед, прополис, пыльца, маточное молочко, пчелиный яд обладают ценнейшими свойствами: противомикробным, противовирусным, противовоспалительным, иммуностимулирующим, антитоксическим, радиопротекторным, антигипоксическим и т. д. Эти продукты пчеловодства используются в педиатрии, гериатрии, кардиологии, проктологии, стоматологии.
— Хорошо, о пользе продуктов пчеловодства мы еще поговорим, и более широко, а сейчас вернемся в Рязань. Почему именно в этом городе действуют такие курсы?
— Во-первых, там находится НИИ пчеловодства, один из инициаторов организации регионального апитерапевтического общества. Во-вторых, на протяжении многих лет Рязанский медицинский институт (ныне университет) проводит фундаментальные медикобиологические исследования и клинические испытания созданного в то время на базе НИИ пчеловодства препарата «Апилак». И вот что еще интересно! В университете апитерапию преподают как учебную дисциплину.
— То есть студенты выписывают рецепты на апипрепараты, решают ситуационные задачи по применению продуктов пчеловодства, по составлению их композиций?
— Да. Но до этого слушают лекции по актуальным вопросам апитерапии и апипрофилактики, изучают биологические и фармакологические свойства продуктов пчеловодства, показания к применению их в клинике и многое другое.
Где практикует врач с пчелами?
— Иван Александрович, а в какой стадии апитерапия в нашем городе?
— Пока еще в зародышевой. В санатории «Горячий Ключ» успешно применяются ингаляции с прополисом, которые, кстати, пользуются популярностью среди отдыхающих, но вот кабинета с широким спектром услуг нет.
— А лично вы смогли бы открыть такой кабинет при санатории?
— Да, если бы нашлись единомышленники. И еще. Как вы понимаете, для официального разрешения любого бизнеса нужны не только знания, но и существенные финансовые вложения.
— И как вы представляете работу такого кабинета?
— Во-первых, врач апитерапевт находится в тесном контакте с другими специалистами. Например, травматолог дает рекомендации своему пациенту пройти курс реабилитации у апитерапевта, и больной приходит на сеансы пчелоужаливания. Таким же образом поступает и терапевт с пациентом, болеющим бронхитом, но ему будут назначены уже другие процедуры, скажем, та же ингаляция с прополисом, а может, что-то и поинтересней — оздоровление запахом пасеки…
— Как это? Повезете больного к ульям?
— Нет. Можно изготовить деревянный домик со встроенными ульями, поставить сетку, чтобы в него не залетали пчелы, и больной будет лежать на кушетке и наслаждаться воздухом, насыщенным запахом улья. Такая ингаляция будет не хуже любого бактерицидного или обезболивающего средства.
— Скорее всего, для кабинета апитерапевта нужен особый антураж?
— Да. Неплохо, если бы какие-то продукты пчеловодства пациент мог купить тут же, а какие-то — напитки, коктейли, настойки и прочее, изготовили бы ему по рекомендации доктора.
— А оказываются ли подобные услуги в других регионах России?
— Да, в той же Рязани в областной больнице есть кабинет, где можно получить сеансы пчело-ужаливания… Да и не только там. Действует Международный центр медицины под руководством профессора Кривопалова-Москвина в Челябинске, здесь же есть единственный пока специализированный стационар, использующий в своей деятельности весь имеющийся на сегодня апитерапевтический арсенал вплоть до ультразвукового воздействия и разнообразия апитерапевтических препаратов. Продукты пчеловодства как самостоятельно, так и в комплексе с пчелоужаливанием применяются в Нижегородском остеопатическом центре.
— У вас в руках брошюра «Апитерапия». Где она издана?
— В Кисловодске. Выпустило АНО «Научно-исследовательский институт здоровья». В один из их санаториев пригласили меня для обмена опытом, там конкретно собирались заняться апитерапией, но пока, правда, тоже не дошли до желаемого результата, и дело не только в финансах. Профессор Динара Узбекова, которая, кстати, занимается апитерапией пятьдесят лет и преподает в свои восемьдесят, сказала на лекции, что мы столкнемся с двумя пробемами: малой популярностью среди населения и низкой грамотностью в этом вопросе наших врачей. Трудно сломать стереотипы человека. Он обычно выбирает проторенную дорогу, потому что так проще: легче купить дорогие лекарства в ближайшей аптеке, чем принимать доселе неизвестные процедуры. Некоторые еще ошибочно думают, что после ужаливания пчелы у них проявились признаки аллергии, в то время как небольшая припухлость — всего лишь местная реакция.
В чем эффект продуктов пчеловодства?
— Какие продукты этой отрасли стали избранными?
— Среди них самые популярные — мед, перга, прополис, маточное молочко, пчелиный подмор, пчелиная огневка (моль). Все они могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с пчелоужаливанием.
Мед, самый доступный продукт, успокаивает нервную систему, придает силы, благотворно влияет на пищеварительную систему. Ферменты, которые содержатся в натуральном меде, оказывают антисептическое и противовирусное действие на весь организм.
Прополис славится антисептическим и обезболивающим действием, маточное молочко — высоким содержанием витаминов и аминокислот, а перга ценна тем, что не вызывает аллергии.
— Если трудно перечислить все заболевания, при которых могут быть назначены продукты пчеловодства, то можно их как-то классифицировать?
— Их применяют при заболеваниях нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов, опорно-двигательного аппарата, при эндокринных и болезнях обмена веществ, а также кожи и глаз, при аллергиях и даже при системных заболеваниях, вроде красной волчанки. Так что суть апитерапии в том, что на организм человека оказывают целебное воздействие пчелы.
— И еще один вопрос. Есть ли какие-то преимущества для продвижения апитерапии именно у нас, в Горячем Ключе?
— Во-первых, о самом пчеловодстве. Для его развития в районах Предгорья природа создала самые благоприятные условия, в отличие от аграрных районов, вроде Динского, где поля обрабатываются гербицидами и пестицидами. Не лучшее место для пасеки и вблизи садов, там тоже проводится обработка против вредителей, или же вблизи промышленных предприятий и животноводческих ферм. И это опять же не о Горячем Ключе. У нас экологически чистая зона. Получается, что в плане развития пчеловодства мы находимся в самом выгодном положении. В плане оказания услуг — тем более, ведь в городе несколько санаториев, в которых оздоравливаются люди из разных регионов страны. Развитие апитерапии превратило бы наш город в своеобразный оазис, стало бы сладкой «медовой» фишкой, дополнив отличительные особенности нашего курорта по сравнению с другими отечественными и даже зарубежными.
Да, замечу, что апитерапия вовсе не новое направление, как думают некоторые. Рисунки человека, собирающего мед, сохранились еще со времен палеолита. Но даже не углубляясь в исторические дебри, можно вспомнить широко известные истории излечения больных в русских монастырях в средние века. Например, патриарх Никон встречал немощных и больных возле Ферапонтова монастыря и провожал их на исцеление… пчелами.