Одно из стратегических направлений национального проекта «Культура» — «Творческие люди». Оно ставит задачи увеличения к 2024 году числа граждан, вовлеченных в культурную деятельность путем поддержки и реализации творческих инициатив, а также повышения мастерства педагогов в Центре непрерывного образования творческих и управленческих кадров.
Эти задачи успешно решаются в Детской школе искусств Горячего Ключа, занимающей ведущее место в системе дополнительного образования в нашем городе. Среди различных отделений школы старейшим является музыкальное. Именно с него сорок пять лет назад начиналась детская музыкальная школа, которая в 1981 году была преобразована в Детскую школу искусств. В настоящее время этим отделением руководит почетный работник культуры Горячего Ключа Татьяна Канунникова, которая и рассказала нам о его деятельности.
С гордостью — о выпускниках
— Наша школа широко известна не только в Краснодарском крае, но и входит в топ пятидесяти лучших Детских школ искусств России, — рассказывает она. — Во-первых, мы гордимся своими выпускниками. Среди них немало знаменитых. Буквально на прошлой неделе в стенах школы прошел концерт «Романсы русских композиторов» Юлии Гординой (Самойленко), нашей выпускницы, которая уже окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Она является лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов, победительницей вокального конкурса «Романсиада Предгорья», проходившего в нашем городе, обладателем звания «Духовное имя Кубани 2018», в настоящее время живет и работает в Москве. Программа из романсов Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова была тепло принята в концертном зале школы.
Мы гордимся Артемом Малхасьяном, который во время учебы в школе и музучилище завоевал все возможные награды, а в прошлом году стал третьим инструменталистом планеты среди баянистов-аккордеонистов и обладателем первой премии «Кубок мира — 2019». Это порядочный молодой человек, совершенно не заносчивый и очень благодарный нашим преподавателям. Сейчас он учится в Санкт-Петербургской консерватории и пользуется любой возможностью побывать в стенах родной школы.
— Есть у нас еще одна добрая традиция, — продолжает Татьяна Николаевна. — Ее можно отнести к преемственности поколений, потому что многие выпускники не улетают далеко от родного гнезда, а остаются в Детской школе искусств после учебы в средних специальных учебных заведениях и в вузах культуры и искусства в качестве преподавателей различных дисциплин. Среди них Денис Диленян, Майя Хангельдян, Надежда Савченко, Максим Канунников, Юлия Штанько, Ирина Корнилова, Елена Пацация, Ирина Захарова, Ольга Незабитовская и другие.
Ведущие проекты
Несколько музыкальных проектов, в том числе краевых и даже международных, так или иначе связаны с Горячим Ключом. Например, наш город является малой родиной выдающейся оперной певицы XX столетия Галины Ковалевой, чье творчество стало уже национальным достоянием русской культуры. И в 2004 году, в год 140-летия Горячего Ключа, был учрежден открытый вокальный конкурс «Романсиада Предгорья» имени Галины Ковалевой, конкурс, который со временем получил статус краевого и до сих пор проходит на базе нашей Детской школы искусств.
Сюда приезжают юные исполнители со всей России, а оценивают результаты именитые музыканты, в том числе солисты Государственного академического Большого театра России.
Ежегодно в Краснодарском крае проходит международный фестиваль «Времена года» совместно с московским камерным оркестром с таким же названием, руководит которым заслуженный артист России Владислав Булахов. В этом проекте принимают участие юные дарования Кубани — на одной сцене с профессионалами выступают лучшие воспитанники детских школ искусств и студенты музыкальных учебных заведений.
Уже почти десять лет, как в творческом турне международного проекта появился город Горячий Ключ, и в содружестве с «Временами года» выступают наши пианисты, аккордеонисты, скрипачи, образцовый академический хор «Талисман» под руководством заслуженного работника культуры России Нагабета Диленяна и заслуженного работника культуры Кубани концертмейстера Софьи Ротэрмель, который неоднократно завоевывал Гран-при краевых конкурсов, участвовал в Европейских и Всемирных хоровых играх в Сочи и Риге, получив за свое мастерство золотой диплом, золотую и две серебряные медали.
Широкий спектр направлений
На музыкальном отделении сегодня сформировались детские коллективы, которые проявляют истинное мастерство в разных музыкальных направлениях. Кроме хора «Талисман», есть младший академический хор «Фантазеры» (руководитель Ольга Усачева), образцовый ансамбль народной песни «Дубрава» (руководитель — заслуженный работник культуры Кубани Наталья Тимир), ансамбль скрипачей «Первоцвет» (руководитель Нелли Мнацаканян), оркестр духовых инструментов (руководитель Максим Канунников), ансамбль деревянных духовых инструментов (руководитель Александр Свиридов), оркестр народных инструментов «Карусель» (руководитель — заслуженный работник культуры Кубани Куркен Деленьян). Кроме этого, действует несколько музыкальных коллективов на отделении раннего эстетического развития. Они также нацелены на получение детьми музыкального образования — вокальный ансамбль «Солнечные зайчики» (руководитель Надежда Назарова), ансамбль шумовых инструментов «Забава» (руководитель Янна Логачева), концертный хор «Кораблик» (руководитель Надежда Назарова), вокальный ансамбль мальчиков «Экипаж» (руководитель Елена Поддубная).
— Татьяна Николаевна, а отдают ли дети предпочтение какому-то музыкальному направлению?
— Да, коллективы у нас, как говорится, на любой вкус. Каждый ребенок найдет себе занятие по душе. Но вот особенно хочу отметить увлечение скрипкой. Детей, которые выявили желание овладеть этим музыкальным инструментом, сегодня стало больше. А ведь скрипка — очень сложный инструмент, чтобы ее освоить, нужна не только музыкальная грамотность, но и особое терпение.
Разный подход к образованию
— А какие образовательные программы действуют сегодня в Детской школе искусств?
— В настоящее время школа реализовывает как общеразвивающие программы для тех, кто хочет для научиться владеть вокалом либо каким-то музыкальным инструментом, так и предпрофессиональные программы для тех, кто с юных лет мечтает продолжить образование в училище или консерватории.
— А есть ли какие-то отличия в системе образования за последние годы или характерные особенности?
— Если сравнить с тем временем, когда учились мы, то сейчас наблюдается более высокий уровень овладения музыкальной грамотностью. У детей стало больше профессионализма. Изменились и требования к воспитанникам, их планка тоже стала выше.
— А как проходит отбор в школу?
— Когда приходит ребенок, точнее, его приводит мама, мы в первую очередь проверяем музыкальные данные, в основном дети приходят хорошо развитые, они и поют, и обладают чувством ритма и музыкальностью. Принимаем мы их с семи лет, а на отделение духовых инструментов — с девяти. В нашем арсенале есть и детский баян, чтобы ребенок мог овладеть им с самого раннего возраста, и гитара, ее, как правило, осваивают дети постарше. Школа дает углубленное обучение игре на этом инструменте, а не просто учит исполнять «три аккорда».
— И каким образом определяется участие детей в конкурсных программах?
— Замечу, что наша школа является зональной, поэтому на ее базе регулярно проводятся конкурсы с участием детей из Белореченского и Апшеронского районов, а также Детской школы искусств станицы Саратовской. Победителей таких конкурсов направляют на краевой тур, где наши воспитанники часто занимают призовые места. Недавно у нас прошел первый отборочный этап краевого конкурса пианистов, а скоро состоится уже зональный этап с участием детей из перечисленных выше городов и членов жюри из Краснодарского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова.
Профессионализм преподавателей
— Татьяна Николаевна, а что можно сказать о преподавательском составе Детской школы искусств? Вот, например, вы где учились?
— За моими плечами музыкально-педагогический факультет Майкопского педагогического института, а до этого музыкальное училище по классу фортепиано. В Горячем Ключе я живу с 1993 года, а приехала из Владикавказа. В трудовой книжке запись о двадцати годах трудовой деятельности как преподавателя и концертмейстера в музыкальном училище Владикавказа и двадцать шесть лет работы в Детской школе искусств Горячего Ключа. Я уже отметила ранее, что некоторые преподаватели нашей школы когда-то в ней учились и сами, а это говорит о глубокой привязанности человека не только к своей профессии, но и к малой родине. Существуют творческие коллективы и среди преподавателей. Сейчас у нас есть вокальный ансамбль «Гармония», которым довелось руководить мне, ансамбль русских народных инструментов «Карагод» Куркена Деленьяна, инструментальный ансамбль Primo Motivo Дениса Диленяна…
— Владимир Путин, освещая вопрос реализации национальных проектов, делает акцент на необходимость повышения профессионального мастерства педагогов. А как решается этот вопрос в вашем коллективе?
— Многие преподаватели Детской школы искусств Горячего Ключа имеют звание «Заслуженный работник культуры России» и «Заслуженный работник культуры Кубани», получают благодарственные письма министерства культуры Краснодарского края. Недавно такое письмо получила, например, Людмила Белова, посвятившая пятьдесят два года служению искусству. Достойных преподавателей чествуют на различных мероприятиях педагогических работников в области культуры.
Преподаватели школы искусств нашего города повысили свое мастерство в Центре непрерывного образования творческих и управленческих кадров в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», того самого, с которого мы и начали эту статью. Татьяна Канунникова и Галина Ежкова осваивали достижения выдающегося музыканта-педагога гнесинской школы В. Троппа, а Софья Ротэрмель на базе Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве прослушала цикл лекций проректора по научной работе и связям с общественностью РАМ им. Гнесиных, доктора психологических наук профессора Д. Кирнарской по теме «Инновационные подходы в психологии музыкального образования».
А Юлия Свиридова также на базе Российской академии музыки имени Гнесиных изучила курс «Актуальные методики обучения эстрадных вокалистов».
Жизнь не стоит на месте, завершаются одни проекты и начинаются другие, и это развитие можно проследить на ярком примере работы Детской школы искусств Горячего Ключа.