Международный день филолога, а он отмечается 25 мая, объединяет лингвистов, литературоведов, учителей и преподавателей в области языка и литературы, библиотекарей, переводчиков-филологов и всех, кто имеет филологическое образование. Сегодня мы расскажем об учителе, который добивается повышения качества образовательного процесса благодаря своему профессиональному росту.
Эксперт по русскому языку
Среди учителей русского языка и литературы, ведущих уроки в общеобразовательных учебных заведениях, есть еще и те, кто получил статус эксперта по проверке и оценке развернутых ответов выпускников ЕГЭ. Это довольно высокая и ответственная ступень, требующая от педагога мобилизации своих знаний, поисков новых возможностей образовательного процесса и, конечно же, огромного творческого потенциала.
Среди тех, кто освоил такую программу — учитель русского языка и литературы СОШ № 2 Оксана Дейкина.
— Оксана Александровна, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать эксперт по русскому языку?
— Прежде всего, эксперт — это преподаватель, который учит детей в школе и знаком с проблемами учащихся в изучении русского языка и литературы. Помимо этого преподавателю нужно иметь высшую квалификационную категорию, а значит, соответствующий опыт и стаж работы.
— Получается, что эксперт должен сам проявить высокие знания предмета, передать их своим ученикам, расти профессионально, идти в ногу с передовыми педагогическими технологиями?
— Да, именно так. Век живи — век учись. И эта народная мудрость относится и к учителям.
— Надо полагать, в вашей практике были случаи, когда ученики получали на ЕГЭ сто баллов?
— Да. И в моей практике были такие ученики, и в практике учителей — филологов других школ. И мы гордимся такими успехами своих воспитанников.
— А какие еще мероприятия содействуют повышению профессионального роста педагога?
— Конечно же, конкурсы профессионального мастерства!
— Вы участвовали в них?
— Да, я стала победителем муниципального и краевого конкурса «Учитель года-2016» в номинации «Основной конкурс». Хочу добавить, что профессиональный рост дают и многие другие проекты, например, участие в качестве жюри на олимпиадах — школьных, городских. Ведь оценивая знания детей и подростков, невольно закрепляешь и свои знания, а также расширяешь и углубляешь их. Учителю всегда предоставляется огромный спектр возможностей, и нужно уметь ими воспользоваться.
С чего все начиналось
А начиналось все со школы, причем, этой же, СОШ № 2, когда Оксана была прилежной ученицей и мечтала походить на свою первую учительницу Людмила Очеретину. Она хотела быть такой же, как Людмила Михайловна, чтобы каждый день видеть счастливые глаза первоклассников, осваивающих азы грамоты, а затем их дальнейший рост, вплоть до перехода к учителям-предметникам.
Мировоззрение девочки менялось с процессом взросления, и когда Оксана вместе с одноклассниками познакомилась с Ольгой Донченко, которая стала ее классным руководителем, та ее мягко переориентировала: мало быть учителем, нужно выбрать специализацию. Ольга Евгеньевна историк, обществовед, и Оксана могла бы легко подхватить это направление, однако она твердо выразила свое намерение — стать учителем русского языка и литературы. Вот так ее жизненные ориентиры стали совершенно четкими. Помог сориентироваться еще и такой факт, что девочка проявляла свои способности по русскому языку и литературе, часто выступала на школьных олимпиадах и даже защищала честь школы в городе и крае.
В мае 1996 года Оксана стала выпускницей школы, а уже в сентябре… учительницей. В те годы директором СОШ № 2 был Владимир Васильевич Скоробогатько, очень опытный педагог, и он не мог не заметить в этой юной особе своего будущего коллеги. Вот так и сбылась мечта этой девушки! Она увидела блеск счастливых глаз, правда, не первоклассников, а пятиклассников, и стала студенткой заочного отделения филологического факультета Адыгейского государственного университета.
Училась и росла в тандеме со своими учениками и уже на следующий год стала их классным руководителем.
— Очень благодарна своим наставникам филологам: Ирине Дмитриевне Шигуновой и Римме Ивановне Саковской, — делится воспоминаниями Оксана Дейкина. — В те годы новичок обязательно прикреплялся к опытным педагогам. Однако я не ощущала какой-то неопытности или малограмотности рядом с этими светилами науки. Они были очень тактичны, даже деликатны. Почему «были»? К сожалению, жизнь не стоит на месте, и эти учителя ушли в мир иной. Но я всегда с благодарностью вспоминаю терпение, щедрость, мудрость их подхода к воспитанию молодежи, и особенно своих коллег.
Любимые мои
ученики…
— Оксана Александровна, а что стало с теми шестиклассниками? С вашим первым классным руководством?
— Тех ребят я выпустила в девятом классе, тогда я еще не работала с десятыми и одиннадцатыми классами. И выпуск многому меня научил. Эти дети стали для меня «учителями». Всегда с теплотой о них вспоминаю. А вот шесть лет назад приняла свой первый десятый класс и как учитель, и как классный руководитель.
— Интересно! В старших классах уже более четко сформирована личность молодого человека, по крайней мере, по выбору жизненного пути, каким-то приоритетам… Что в этом плане можно сказать о ваших учениках?
— Они, конечно же, все разные, но есть и нечто объединяющее, например, как и во все времена, большинство девочек отдает предпочтение гуманитарным наукам, а большинство мальчиков — естественным. С улыбкой вспоминаю, как это выглядело. В моей практике дважды встречались удивительные по составу классы, когда в одном было двадцать два мальчика и шесть девочек — это был математический класс, а в другом насчитывалось девятнадцать девочек и шесть мальчиков — это был гуманитарный класс. Но это деление на «гуманитарный» или «математический» классы только внешнее, на самом деле отношение к русскому языку и литературе сохранялось одинаково ответственным у всех учеников. Разве что девочки оставались более романтичными и многословными в своих сочинениях, а мальчикам были присущи четкость в суждениях и краткость в изложении.
— И кто они, ваши любимые ученики?
— Имен называть не буду, потому что все дети, которых я выпустила или учу еще сейчас — это любимые ученики. Вовлеченные в процесс обучения и ценящие предметы русского языка и литературы. И неважно, станет ли твой ученик филологом, пойдет ли по твоим стопам! Я знаю точно, что в любой сфере жизни ему пригодятся знания, полученные на моих уроках.
Урок — процесс творческий
— Оксана Александровна, а как проходят у вас уроки? На что вы обращаете внимание?
— Дети всегда готовы учиться. Но им интересно, если урок идет на современном уровне, с новыми технологиями. Поэтому не только мой, но и любой урок должен отвечать требованиям сегодняшнего, а не вчерашнего дня. Это ведь замечательно, если дети создают проекты, демонстрируют достижения с помощью интерактивной доски, могут участвовать в онлайн-олимпиадах, в конкурсах, развивают таланты, чтобы выйти в число победителей не только в школе, но и в городе, в крае. Дети пишут стихи, отправляют их на рассмотрение компетентного жюри и занимают призовые места, как, например, Саша Темирова. Благодаря своему поэтическому дару она ездила во Всероссийский детский лагерь «Орленок». Так что моя задача, кроме основной — дать глубокие знания, еще и поддержать инициативу, развивать детские таланты.
— Сейчас, в дни карантина, видимо, вам не хватает общения?
— Да, это так! Общения, живого слова, которое есть на уроках, не хватает. Ведь слово должно звучать! И в сегодняшней обстановке мы пытаемся найти способы, при которых наши воспитанники могли бы изучать русский язык и литературу. Нам помогают онлайн-площадки. Например, до шестого июня в крае проходит Всекубанская акция онлайн «Читаем Пушкина», которую организовали библиотеки края, и мои десятиклассники записали ролики с чтением отрывков из «Евгения Онегина». В то время как результаты олимпиад индивидуальны, то в подобных массовых мероприятиях проявляется дух коллективизма, задействован потенциал всех детей. И это интересно.
— Что можете сказать о завершении учебного года?
— Год был непростым, уникальным. Это было испытание, непростое время, но дети старались, «посещали» уроки и изучали материал в дни самоизоляции. Этот год дал возможность всем учителям и ученикам, а также родителям увидеть и понять ценность образования. Проходя испытания, мы становимся только сильнее. Поэтому заканчивая этот учебный год, я поняла, насколько важно видеть глаза детей, слышать их голоса, и какое счастье — проверять тетрадки.
И в завершение интервью Оксана Александровна поздравила с Международным днем филолога не только коллег из своей школы, но и из городского методического отделения, возглавляет которое Наталья Колосова, учитель русского языка и литературы СОШ № 2.
Каждый преподаватель русского языка и литературы индивидуален, но никогда не может быть блеклым, неинтересным. А в нашем городе плеяда замечательных преподавателей- филологов, которые являются Учителями с большой буквы. Благодаря этим педагогам ученики получают не только фундаментальные знания в области русского языка и литературы, но и учатся быть настоящими людьми, отстаивающими свою правоту, ищущими причины и смысл в сложнейших событиях жизни.
Любовь Захарова