Взяли господина турка…

106 лет назад началось одно из самых драматических событий в истории вообще и в истории России в частности, — Первая мировая война. 1 августа 1914 года войну России объявила Германия, а пять дней спустя — 6 августа 1914 года, «перчатку» бросила и Австро-Венгрия.

В архиве городского исторического музея есть уникальное фото наших земляков — участников этой войны. Рассказывает старший научный сотрудник музея Иванна Белова:
С началом Первой мировой войны на долгие четыре года мир погрузился в ужас. Были ли в этих баталиях победители? Историки спорят об этом до сих пор. Но политическая карта нашей планеты после этого события изменилась до неузнаваемости — некоторые страны прекратили свое существование, возникли новые государства… Но это будет позже, а пока…

«О, Россия, Россия, сколько же горючих слез упало на твою землю в жаркие августовские дни 1914 года!» — пишет краевед Константин Еременко в своем романе-хронике «Маки красные». В этой книге перед взором читателя оживают люди из дореволюционного Горячего Ключа. Зримыми становятся их истории, слышится речь… И вот ты уже не здесь, а в далеком 1914 году на Турецком фронте вместе с лихим казаком Степаном Криворучко. На войну Степан в буквальном смысле «убежал», даже не сообщив отцу и жене. Самостоятельно записался в казачий Добровольческий полк из резервистов, что формировался в Екатеринодаре. С полей сражений он вернется полным георгиевским кавалером, но в далеком 1914-м все было по-другому…

Вот как рассказывается об этом в своем романе Константин Дмитриевич:
«…с Армянского нагорья дул холодный ветер. Серые тучи мчались низко над землей, оставляя мокрый след на каменистых склонах гор и кустарниках. Степан Криворучко с группой казаков отправился из Артвина в разведку…
С турецкой стороны с клекотом летели артиллерийские снаряды в сторону Артвина. Степан прижал отряд к склону хребта и скрытно подъехал к объекту разведки…

Он спрыгнул с коня и начал присматриваться к крутому склону на гору, залег между двух камней, настраивая бинокль. Он видел, как по всем дорогам двигались к границе колонны турецких войск…» «…Степан посмотрел вправо. Совсем рядом он увидел турецкого офицера, прильнувшего к окулярам стереотрубы, направленной в сторону Артвина. Степан поманил к себе пальцем Логвина (один из членов отряда — прим. автора).

— Бери турка на мушку, а я попробую схватить его живым. Если мне будет туго, то действуй по своему усмотрению. Понял? — шептал Степан на ухо Логвину.

Логвин кивнул, положил карабин на камень, целясь в офицера. Степан исчез без шума. До офицера было не более тридцати шагов, а Логвину показалось, что Степан долго ползет. В поисках Степана он осторожно поднял голову над камнем, все было тихо… Вдруг сгорбленная фигура офицера рухнула наземь. Чьи-то ноги мелькнули в воздухе…
Логвин побежал на помощь Степану. Когда приблизился, Степан уже сидел на спине турецкого офицера, связывая ему руки телефонным проводом…

— Как справился? — тихо спросил Логвин. — Не сопротивлялся?

Степан взял в руки кинжал, потом вытер рукавом пот на лбу и, все так же весело улыбаясь, ответил:- Не успел, голубчик. Я его так чмокнул рукояткой по голове, что он сразу свалился.
— А жив ли?
— Живой, чертяка. Мертвый он нам не нужен. Забирай телефон и стереотрубу. Берем господина турка и быстро к своим».

Это лишь коротенький эпизод из насыщенной событиями военной биографии Степана Криворучко в годы Первой мировой войны.

Городской исторический музей Горячего Ключа

На фото Логвин Осетян и Степан Криворучко (из фондов городского исторического музея)