Теперь страховщики при заключении договора ОСАГО будут устанавливать персональный тариф для каждого автовладельца, а не один тариф на весь регион. Предполагается, что для аккуратных водителей полис станет дешевле, а для лихачей — дороже. При этом, как считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА), страховые компании будут бороться за аккуратных клиентов, предлагая им наиболее выгодные условия.
Уже вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а также новое указание Центробанка. При расчете тарифа страховщики будут пользоваться дополнительными факторами, которые установят самостоятельно. Они должны быть опубликованы на сайте страховой компании. Это может быть все что угодно: цвет, марка машины, ее пробег, семейное положение автовладельца, наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств… Главное, чтобы влияние этих факторов было подтверждено актуальными расчетами компании.
Отдельно законом определены такие факторы, повышающие тариф, как управление автомобилем в нетрезвом виде, отказ от медосвидетельствования, а также лишение прав за оставление места ДТП или совершение аварии, в которой пострадали или погибли люди.
Еще один фактор, установленный законом, — грубые неоднократные в течение года нарушения Правил дорожного движения. А именно — проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения. Но если эти нарушения выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, то они влиять на тариф не будут.
Центробанк в своем указании прописал факторы, которые страховщики не смогут использовать для изменения тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение.
Также расширяется тарифный коридор. Для аккуратных водителей нижняя планка может быть снижена на 10 %. А для лихачей верхнюю планку могут поднять на те же 10 %. Теперь нижняя планка для владельцев легковушек опустится с 2746 рублей до 2476 рублей. А верхняя вырастет с 4942 рублей до 5492.
Для владельцев легковушек — юридических лиц тарифный коридор расширится на 20 %, как вверх, так и вниз. На столько же шире он будет и для владельцев грузовиков. Незначительно коридор будет изменен для владельцев автобусов, троллейбусов и трамваев: на 5 % опустится нижняя планка. Верхняя останется такой же, как сейчас.
Зато довольно сильно изменится тарифный коридор для владельцев такси. Верхняя планка поднимется на 30 процентов. Правда, на столько же опустится и нижняя.
Также указание корректирует коэффициент «возраст — стаж». Для водителей в возрасте от 22 до 24 лет со стажем управления от трех до четырех лет он будет увеличен на 4 %. Если до сих пор он был равен 1,04, то теперь стал 1,08. Для водителей в возрасте от 59 лет со стажем управления более трех лет коэффициент снизился. Например, для тех из них, у кого стаж больше 14 лет, коэффициент вместо 0,93 стал 0,9.
Как считают в РСА, пока не работает автоматический контроль за теми, кто ездит без страховки, есть риск, что такие лихачи просто перестанут покупать ОСАГО. А пострадают от этого законопослушные водители, которым придется выбивать деньги на ремонт через суды.
Владимир Баршев
По материалам нашего информационного партнёра «Российская газета»
https://rg.ru/