Одно из направлений нацпроекта «Образование» — «Успех каждого ребенка» — нацелено на то, чтобы к 2024 году создать доступные и качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% детей от пяти до восемнадцати лет. Для достижения этой цели большие средства выделены из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
В нашем муниципальном образовании активную работу в этом направлении ведет Центр детского творчества, действующий с 2012 года благодаря слиянию Дома детского творчества и Станции юных техников. Сегодня мы подробно расскажем о позитивных переменах, которые произошли в этом учреждении, и в первую очередь за счет высокого охвата детей дополнительным образованием.
Тогда мы идем к вам!
Возле Центра детского творчества всегда можно увидеть и малышей, и подростков. Одни из них спешат по Аллее тысячи сосен, другие — со стороны автобусной остановки. С рюкзачками за спиной, как и все ученики, а иногда еще и со свертками или пакетами в руках, где находятся их костюмы, поделки или же просто заготовки для какого-то предмета. Учебный год начался не только в общеобразовательных школах, но и в учреждениях дополнительного образования.
— Сегодня это современное многопрофильное учреждение, — рассказывает директор Центра детского творчества Светлана Сизова, — и нацелено оно на реализацию программ дополнительного образования по следующим направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, техническая, естественнонаучная. Трудно выделить особо значимые, так как важность каждой направленности неоспорима и удовлетворяет требованиям детей разных возрастов и предпочтений. Одним нравятся активные виды спорта, другим — кропотливая работа по созданию картин из бисера. По каждой направленности действует несколько объединений, например, по художественной их десять, по социально-педагогической — восемь, по технической — четыре.
Центр детского творчества является стартовой площадкой для совместной творческой деятельности, в которой принимают участие 29 педагогов и 1427 обучающихся. Учреждение оснащено программно-методическим материалом, отвечающим современным требованиям.
— В этом году мы получили лицензию на охват дополнительным образованием шести общеобразовательных учреждений — в станицах Саратовской, Бакинской, Суздальской, Мартанской, в селе Безымянном и на хуторе Молькино, — продолжает рассказ Светлана Васильевна. — В Мартанской только начинается этот процесс, а в других населенных пунктах уже активно закрепляется. Наши педагоги выезжают к детям и занимаются с ними на базе школ, в которых те учатся. Таким образом мы увеличиваем охват детей дополнительным образованием, не нарушая рамок учебного плана. В каждой школе идет обучение в одном объединении, например, в восьмой — учащиеся изучают технический дизайн, в семнадцатой — бисероплетение, в девятой занимаются в объединении «Город мастеров», в шестой и пятнадцатой — в «Следопыте». Занятия, как правило, проходят два-три раза в неделю. Эту работу мы начали еще в прошлом году, но активировали сейчас и будем продолжать ее и в следующем учебном году, охватив постепенно дополнительным образованием все школы нашего муниципального образования.
Заглянем в помещения?
Из тридцати четырех объединений, действующих в центре, десять художественных. И занимаются в них 427 человек в двадцати восьми группах. Ребята под руководством опытных педагогов изучают различные техники живописи, знакомятся с творчеством знаменитых художников, развивают художественный вкус и творческое мышление. Возможно, далеко не все они станут профессионалами, зато научатся выражать свои мысли и чувства с помощью кистей и красок, ценить красоту окружающего мира.
Огромные возможности предоставляют ребятам объединения прикладного творчества. Хотите научиться вязать крючком? Тогда вам нужно обратиться в «Креативное рукоделие», руководит которым Ирина Золотарева. Возможно, когда-нибудь вы создадите шедевр, который займет первое место в муниципальном, а может, и в краевом конкурсе. А если есть желание заняться изготовлением кукол, мягких игрушек, открыток и сувениров с применением разнообразных техник — декупажа, вышивки, грунтованного и скульптурного текстиля, тогда вам нужно идти в «Город мастеров» (руководитель Оксана Орлова). Если вас привлекают занятия по лепке из соленого теста игрушек, сувениров и картин или же нравится создавать поделки из бисера, то можно обратиться в объединение «Сувенир» (руководитель Елена Петроченкова). Ну а если хотите освоить такие техники как декупаж, квиллинг, оригами, изонить, аппликация, кинусайга, ганутель, макраме (и это не полный перечень), а также «рисовать» картины из ткани и пластилина, разноцветных нитей, салфеток и прочего, тогда вам дорога в объединение «Технический дизайн» (руководитель Ирина Яковлева).
Обучение хореографии тоже организовано на разные вкусы. Если ты веселый, общительный и не прочь поучаствовать в различных общегородских акциях, конкурсах и флешмобах — присоединяйся к танцевальному коллективу «Ритмика» (руководитель Елена Казакова). Если хочешь совместить приятное с полезным, позаботиться об укреплении мышц спины, о правильной осанке, тогда твоя дорога лежит в объединение восточного танца «Монетка» (руководитель Людмила Сорокина). Ну а если есть желание раскрыть свой творческий потенциал не только в хореографии, но и в актерском искусстве, тогда для тебя — театр пластики и танца «Рассвет» (руководитель Алина Егорова).
Очень востребована и направленность социально-педагогическая. Здесь в восьми объединениях занимается 272 человека, начиная от традиционной подготовки к школе и заканчивая языками — русским, английским.
В прошлом учебном году некоторые работы обучающихся в объединениях художественной и социально-педагогической направленностей были по достоинству оценены на краевых и международных конкурсах.
И на свежем воздухе
Занятия в центре проходят не только в помещениях, но и на свежем воздухе. А как еще можно представить обучение в объединении «Азимут» (руководитель Анджела Гучетль)? Чтобы стать бывалым туристом, нужны не только теоретические знания, но и практика. Так что ребята ходят на экскурсии и в походы, причем и в многодневные — как пешие, так и водные. И вот результат за прошлый учебный год: юные туристы совершили двенадцать походов, а за прохождение маршрутов первой и второй категорий сложности восемь ребят награждены нагрудными знаками «Турист России».
Активно действует объединение «Юный эколог» (руководитель Ирина Ткачева). Здесь ребята изучают окружающий мир, учатся беречь природу и заботиться о братьях наших меньших. Кстати, в прошлом учебном году в Центре детского творчества экологическому воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание. Обучающиеся, ставшие юными волонтерами, несколько раз посещали городской приют для бездомных животных, помогали в съемке видеоролика о его деятельности, собирали корм для питомцев. Среди них — победители и призеры краевых экологических конкурсов, марафонов и фестивалей.
Трудно представить работу только в четырех стенах и объединения «Фотографика» (руководитель Юлия Струева). Здесь ребята изучают искусство «рисования светом», учатся пользоваться фотоаппаратом, поэтому с удовольствием делают снимки в парке и на озере, возле достопримечательностей, которых в нашем городе очень много.
Среди обучающихся — и дети с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас их одиннадцать, и для ребят созданы благоприятные условия. Педагогическое мастерство и чуткость сотрудников позволяют им не ощущать дискомфорта и получать удовольствие от занятий в различных творческих группах.
Есть новое объединение!
В начавшемся учебном году в Центре детского творчества появилось новое объединение, в которое вошли три группы по пятнадцать человек. Получается, что благодаря этому численность обучающихся в учреждении выросла на 45 человек. К объединению «Ресурс» (руководитель Юлий Ксенофонтов) добавилась «Белая ладья» (руководитель Лариса Топчиу). Оба педагога обучают детей игре в шашки и шахматы, различие лишь в том, что в новых группах занимаются ребята помладше — первоклассники и второклассники.
— У нас идет ознакомительный курс, — рассказывает педагог Лариса Леонидовна, — а если детям он понравится, то потом будет более углубленное обучение. Ребята с удовольствием приходят на занятия, где знакомятся с фигурами, изучают правила ходов, и все это на игровой основе, получают ценные теоретические знания и практикуются — играют друг с другом. Занятия идут по сорок пять минут, по два урока в день.
Вот, например, одно из игровых занятий педагога Ларисы Топчиу. В мешочек складываются шахматные фигурки и кто-то из ребят нащупывает одну из них, а другие задают ему наводящие вопросы, например, крупная ли это фигура или маленькая, высокая или низкая, как она ходит и т.д. Задача — правильно определить, какую именно фигуру держит ведущий. Используется и множество других игровых вариантов глубоко познать каждую шахматную фигуру, например, сыграть только пешками, или ладьями, или слонами.
Как выяснилось в разговоре с ребятами, многие из них уже играли в шахматы до обучения в объединении «Белая ладья». Например, Ратибор Епихин вел баталии с отцом и однажды даже выиграл, правда, в шашки, но этим очень гордится. Радмила Овчинникова тренировалась с братом. Познают искусство игры в шахматы и другие семилетние мальчишки и девчонки с красивыми именами Лев, Кирилл, Максим, Роман, Евгения и Джульетта. Все они уже сейчас понимают, как много для интеллектуального развития дают им настольные игры и мечтают принять участие в чемпионате. Кстати, это желание вполне осуществимо, потому что уже налаживается контакт Центра детского творчества с горячеключевской федерацией шахмат.
Реализация проекта «Успех каждого ребенка» невозможна без коллектива увлеченных своим делом педагогов. И этим Центр детского творчества может гордиться. В минувшем учебном году трем педагогам дополнительного образования присвоена высшая квалификационная категория, четверо успешно прошли аттестацию на получение первой квалификационной категории, двенадцать человек приняли участие в обучающих курсах, семинарах и форумах.
Любовь Захарова